Цели и задачи занятия:
- учить пользоваться планом с целью ориентировки в групповой комнате;
- продолжать учить детей сравнивать длину предметов с помощью условной мерки;
- упражнять в счёте предметов, расположенных различными способами;
- закрепить знание цифр от 1 до 10;
- закрепить знание дней недели;
- закрепить представления о геометрических фигурах;
- развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (алгоритмы);
- развивать логическое мышление;
- воспитывать навыки учебной деятельности;
- воспитывать чувство коллективизма;
- воспитывать гуманные чувства (отзывчивость, доброту и заботу).
Ход занятия
Группа оформлена в виде леса.
1. Воспитатель:
Ребята! Сегодня утром к нам прилетела сорока и оставила необычное письмо. Я решила не распечатывать его до тех пор, пока вы не придёте. А теперь настало время его прочитать.
Воспитатель показывает детям конверт, украшенный листьями и мхом, распечатывает его и зачитывает:
- Здравствуйте, ребята! Пишут вам лесные жители. В нашем лесу творится что-то неладное. Сегодня 1 марта, начало весны, а у нас до сих пор метут метели, трещат морозы, воют вьюги, это всё проказы зимушки-зимы. Никак не хочет она покидать свои владения. Крепко спит красавица весна и не ведает, что пришла её пора. Приезжайте к нам да разбудите нашу любимицу, а то совсем заморозила старуха зима. А чтобы легче вам было найти дорогу к домику весны, высылаем вам карту лесную.
Воспитатель достаёт из конверта часть карты:
Ой, здесь же только часть карты! А где же остальное? Видимо, остальное сорока по пути растеряла. Ну что ж, видимо, придётся нам самим путь к домику весны. Давайте, ребята, поможем зверюшкам лесным! Но как же нам к ним попасть?
Воспитатель выслушивает предлагаемые детьми варианты.
Воспитатель:
Давайте позовём ветер и попросим его отнести нас в лес. Но для того, чтобы не потеряться в пути, нужно стать в круг, крепко взяться за руки, закрыть глаза и произнести слова: "Ветер, ветер, ветерок! Знаешь сотни ты дорог. Ты подуй, дружок, сильней, отнеси нас в лес скорей!"
Дети становятся в круг и вместе с воспитателем произносят слова. Включается фонограмма ветра. Затем ветер стихает, дети открывают глаза, осматриваются.
Воспитатель:
Вот мы и оказались в лесу. Спасибо ветру-ветерку. Теперь в путь!
2. Дети рассматривают карту и решают, куда им идти. Затем по карте проходят несколько шагов по тропинке и возле ёлок встречают грустного зайца.
Заяц: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, здравствуй, косой! Ты чего такой грустный?
Заяц: Ох, устал я, намаялся!
Дети: Да что же случилось? Расскажи толком!
Заяц:
А вот послушайте!
На пригорке возле ёлки
Разложил свои морковки.
Стал морковки я считать, цифрами обозначать.
Целый день считал, старался,
Так ни в чём не разобрался.
И хочу я вам сказать:
Помогите посчитать!
Воспитатель: Сейчас мы с ребятами тебе быстро поможем.
Задание. Детям выдаются карточки с нарисованными морковками и наборы цифр. каждый ребёнок должен посчитать морковки и выставить соответствующую цифру и о результатах рассказать зайцу.
Заяц: Ай да молодцы, ребята, ай да спасибо! Выручили косого. Прямо не знаю, как вас отблагодарить. А куда вы путь-дорогу держите?
Дети: Мы, заяц, идём весну красну будить. А вот дороги к её домику не знаем. У нас только часть карты.
Заяц: Так я вам помогу. Я вчера по лесу бегал да кусочек бумаги нашёл. Непонятный, со стрелочками. Может, это и есть ваша карта?
Показывает детям.
Дети: Да, косой, это как раз то, что нам нужно.
Заяц: И вам спасибо, счастливого пути!
Дети: До свидания!
3. Дети собирают карту, рассматривают её и двигаются дальше по тропинке к высокой сосне. Включается фонограмма и слышится чей-то плач. К детям выходит плачущий лисёнок.
Дети: Здравствуй, лисёнок! Ты чего слёзы льёшь?
Лисёнок:
Беда со мной приключилась.
Однажды меня любимая мать
Послала за реку ковры покупать.
Мне и моим братьям-лисятам просто необходимы ковры.
Стынут их лапки на холодном полу.
Пусть будут поярче, - сказала ему, -
Два кубика красных в правом верхнем углу,
А в нижнем, что левый, пусть будет там шар,
Да белого цвета, как чайника пар.
А в центре пусть будет простая лоза
С прозрачным цветочком, как утром роса.
В правом же нижнем, - сказала она, -
Один треугольник, а можно и два.
В последнем же верхнем левом углу
Пусть будет игрушка. Беги, я же жду!
Лисёнок скорее за реку помчался,
Зашёл в магазин и совсем растерялся.
Плачет лисёнок: "Ковёр не найду"!
Воспитатель: Может, ребята, поможем ему?
Давайте по указаниям лисицы сами сделаем лисятам ковры.
Лисёнок: Но будьте внимательны! Ковры должны быть одинаковыми. Иначе мы с моими братьями-лисятами начнём выбирать и рассоримся.
Задание. Детям предлагаются карточки (полотна) и наборы фигур. Лисёнок диктует, а дети по словесным указаниям выкладывают узор на полотне. Затем результаты проверяются.
Лисёнок: Ой, спасибо! Выручили вы меня! А за это я подарю вам очень красивую открытку, которую нашел по пути в магазин. Может, она вам и пригодится! До свидания! (лисёнок убегает)
Воспитатель: Ребята, да это же не открытка, а часть карты! Вот спасибо лисёнку.
4. Дети собирают карту и двигаются дальше по тропинке. Дорогу им преграждает большой камень-валун, на котором сидит Сорока.
Сорока: Кто вы такие? Куда идёте?
Дети: Идем мы будить красавицу Весну. Да вот только дороги не знаем: карта у нас не вся.
Сорока:
Есть у меня то, что вам нужно. Вчера мои сорочата в лесу кусок карты нашли да в гнездо притащили. Еле забрала у них. Так и быть - дам вам её, но только если выполните моё задание. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте:
- Какие дни недели вы знаете?
- Сколько их? Назовите по порядку.
- Какой день недели сегодня (завтра, вчера)?
- Какой день недели будет после среды (перед субботой, за вторником, между четвергом и субботой)?
- Назовите соседей понедельника (вторника, пятницы, воскресенья, четверга).
Сорока: Молодцы, ребята! Заслужили вы карту. Счастливого пути вам!
Дети: Спасибо, ворона!
5. Дети собирают карту, обсуждают, куда идти дальше.
Воспитатель: Ой, ребята, долог ещё наш путь. Давайте мы немного с вами отдохнём.
Включается фонограмма и по словесным указаниям воспитателя дети выполняют задания на ориентировку на своём теле и в пространстве:
- Поднять правую руку (левую)
- Подёргать левой рукой правое ухо и наоборот
- Посмотреть вправо, влево, вверх, вниз и т.д.
Воспитатель: Ну что ж, отдохнули, теперь пора в путь.
Дети продвигаются согласно карте дальше по тропинке и выходят на полянку, на которой много зверей. Звери шумят и спорят.
Дети: Здравствуйте, звери лесные! Что вы так расшумелись?
Звери:
Здравствуйте, ребята! Как же нам не шуметь, спор у нас вышел. Вот послушайте!
На поляне, где кусты, звери мерили хвосты
Вышел зайка робко: "Хвостик мой короткий"
Растолкал кабан зверей: "А мой хвостик подлинней"
Белка всем кричит: "Скорей, мерьте мой. он всех длинней"
А лисица молвит чинно: "Хвост мой рыжий - самый длинный"
Рассудите поскорей, у кого же хвост длинней?
Воспитатель: Поможем, ребята? А что же для этого нужно сделать?
Дети: Измерить зверям хвосты.
Воспитатель: А чем мы будем измерять?
Дети: Условной меркой.
Воспитатель: А давайте вспомним, как измерять условной меркой. Для этого мы прикладываем мерку к хвосту, отмеряем и откладываем фишку. А затем по количеству фишек определяем из скольких фишек состоит хвост. У кого фишек больше, у того и хвост длиннее.
Задание. Каждый ребенок выбирает себе зверя, измеряет ему хвост с помощью условной мерки. Затем совместно подсчитываются фишки и определяют обладателя самого длинного хвоста.
Звери: Спасибо вам, ребята! Разрешили вы наш спор. И хотим мы вас за это отблагодарить. По лесу слух ходит, что вы дом Красавицы Весны ищете, да никак найти не можете: ведь карта у вас не вся. Поможем мы вам: недостающую часть карты отдадим. Вчера еле ее у сорочат отобрали .
Дети: Спасибо вам, звери лесные! До свидания!
Звери: Счастливого пути!
6. Дети собирают карту и двигаются дальше - выходят к берегу реки. (Включается фонограмма реки)
Воспитатель: Вот мы и пришли почти. Осталось через реку перебраться, а там уже и домик Красавицы Весны виден. Но как же нам реку перейти?
Дети: Перейти вброд, переплыть, построить мост.
Воспитатель: Совершенно верно. Ой, но здесь видимо уже кто-то до нас хотел построить мост, наверное, бобры. Посмотрите, они даже схемы как строить оставили.
Задание. Каждый ребенок получает схему-алгоритм и набор геометрических фигур. По схемам-алгоритмам дети строят мосты и перебираются через реку.
Воспитатель: А вот и домик Красны-Весны. Как же нам ее разбудить? А давайте вместе скажем волшебные слова "Ты, красавица Весна, пробудись ты ото сна. Обогрей ты солнцем землю, прогони Зиму-царевну. И вступи в свои права, ведь пришла весне пора". Они-то ее точно разбудят.
Дети произносят слова. Под фонограмму просыпается Весна.
Весна: Здравствуйте, ребята! А вы что здесь делаете?
Дети: Здравствуй, здравствуй, Весна! Ох, и заспалась же ты! Вот пришли тебя будить. А то уж время твоё пришло, а ты всё никак в свои права не вступаешь. Да и Зиме уже давно пора уходить.
Весна: Спасибо вам, ребята! А за помощь и заботу подарю я вам подснежники.
Весна и дети прощаются. Дети под музыку ветра возвращаются в группу, вместе с воспитателем вспоминают, где они сегодня были, с кем встречались, кому помогали, делятся впечатлениями.