В рамках осуществления 12-летнего образования в 9-10 классах основной школы вводится предпрофильная подготовка как система психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности школы, осуществляющей подготовку учащихся к осознанному выбору профиля обучения [1]. Цель предпрофильной подготовки – обеспечить самоопределение учащихся в отношении выбора профиля будущего обучения как в 11-12 классах общеобразовательной школы, так и в организациях профессионального образования (ПШ, ССУЗы, ВТШ) [2].
Школьный телецентр может стать важной внутришкольной учебной площадкой, позволяющей педагогам выявлять способных и творческих детей для их последующей профессиональной ориентации, формировать социально-информационную культуру учащихся, активизировать творчество школьников в области тележурналистики, содействовать их гражданскому, профессиональному росту и успешной самореализации.
В 2007-2008 году на городской научно-практической
конференции учащимися 9 класса был представлен
проект "Школьный телецентр", разработанный
под моим руководством и нацеленный на соединение
учащихся, расположенных к техническим и
гуманитарным наукам в едином русле
образовательной деятельности и рассчитанный на
несколько лет.
В ходе подготовки проекта учащиеся прошли этап
профпросвещения [2]. Собранный ими материал о
профессиях, связанных с функционированием
телевидения вообще и в Казахстане в
частности, их социально-экономических и
психологических характеристиках, описания
требований со стороны этих профессий к человеку
– используется для профпропаганды [2]. Особый
интерес у учащихся вызвали материалы по истории
Казахстанского телевидения и мультипликации.
Основными результатами работы на данном этапе можно считать найденные ответы на вопросы, которые сыграли важную роль в организации работы школьного телевидения и дали возможность учащимся определится с выбором вида занятий в данном проекте:
- история возникновения и развития телевидения, его значение в жизни человека, его преимущества и недостатки;
- современное состояние и перспективы развития информационного рынка в Казахстане и в частности в г. Темиртау;
- возможные варианты структурной организации и менеджмента телевидения;
- информационные запросы учащихся и учителей;
- необходимое техническое оснащение для реализации проекта;
- алгоритм разработки телепередачи.
На профориентационных занятиях формируется положительная мотивация к профессиям, особенно востребованным на сегодня в связи с активным внедрением информационно-коммуникационных технологий: телеоператоры, операторы видеомонтажа, художники-мультипликаторы и прочее [3].
Результаты анкетирования среди учащихся 9-х классов выявили заинтересованность более чем к 11 профессиям, с точки зрения учащихся дающих возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. В этом списке есть и сценаристы, и режиссеры, и телеведущие, и телекорреспонденты.
Разработка плана работы школьного телецентра повлияла на активизацию познавательной мотивации.
Рисунок 1. Предположительная структура школьного телецентра
При составлении схемы его структурной организации учащиеся изучили ключевые понятия менеджмента управления, к внедрению была предложена схема менеджмента школьного телевидения, одобренная представителями телекомпании «Сфера» г. Темиртау.
Таблица 1. Предположительная схема менеджмента школьного телевидения
№ | Должность | Функциональные обязанности (конкретно) |
1 | Координатор проекта – зам. директора школы по экспериментальной работе | Руководство учебной частью проекта, организация процесса, подготовка отчетно-аналитической научной документации. |
2. | Главный редактор «Школьного телевидения»/ руководитель школьной телестудии | Общее художественно-тематическое руководство проектом, формирование творческого кадрового состава редакций и съемочных групп. |
3. | Педагог – технический руководитель проектов | Техническое обеспечение отдельных проектов (формирование технического кадрового состава редакций и съемочных групп съемка, монтаж, запись звука, эксплуатация и ремонт оборудования). |
4. | Педагоги – редакторы тематических проектов | Разработка тематических программ и сценарных планов передач. |
5. | Заведующий фильмотекой | Создание и эксплуатация архива исходных материалов и готовой продукции, перезапись и размножение в/продукции, |
6. | Руководитель школьной мультстудии | Организация работы мультстудии, взаимодействие с начальной школой. |
7. | Педагоги -предметники | Руководство учебной частью кружков, организация процесса, подготовка отчетно-аналитической научной документации. |
По результатам изучения специальной литературы, представленной в основном на сайтах дистанционного образования ВУЗов СНГ, посвященных различным направлениям киноиндустрии, учащиеся синтезировали универсальный алгоритм создания телепередачи:
- комплектование необходимого оборудования
- разработка концепции передачи – изложение сюжетной линии
- написание сценария
- создание костюмов, реквизита или компьютерной графики
- составление списка ролей
- поиск и прослушивание актёров (кастинг)
- организация репетиций
- съемка
- монтаж
Социальное сотрудничество учащихся и работников телеканала «Сфера» – это реальная возможность совершенствовать коммуникативные навыки учащихся, взглянуть на деятельность в сфере телевещания как на одно из возможных направлений своего профессионального выбора, расширить границы познанной действительности. Развитие коммуникативной компетенции также стало возможным благодаря масштабности проекта – он рассчитан на привлечение большого количества учащихся по различным направлениям творческой деятельности.
Из посещений телекомпании «Сфера», функционирующей в городе Темиртау и бесед с главным редактором и сотрудниками учащиеся узнали о структурной организации телеканала, политике и режиме работы, кадровом составе и техническом оснащении. На основании этих данных смогли провести оценку материального оснащения и профессиональной готовности к осуществлению проекта, разработали программу мероприятий по внедрению проекта, состоящую из подготовительного, основного и заключительного этапов.
Подготовительный этап включает необходимость дооборудования – нужен штатив для камеры, навесной микрофон, наушники с микрофоном, микрофоны для телеведущих, и необходимость повсеместного обучения участников проекта, указанных в таблице 1.
Предложение о дооборудовании было вынесено на
заседание родительского комитета школы, а для
обучения разработаны программы занятий
межпредметных (ориентационных) курсов юных
телеоператоров, телеведущих, операторов
видеомонтажа, сценаристов, режиссеров. Идет
разработка учебно-методических комплексов к
данным курсам.
Для сбора и систематизации материалов учащиеся
активно анализировала материалы
первоисточников в виде книг, журналов и газет,
большая часть материала взята из сети
Интернет, что в значительной мере способствовало
развитию информационной компетентности.
Работа над созданием телевизионных программ на основном этапе в соответствии с разработанным алгоритмом [4], позволяет проявить себя оптимальным образом индивидуально или в группе, попробовать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности – от гуманитарного до технического. И показать публично результаты своей работы. Эта деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение и для самих учащихся.
Рисунок 2. Алгоритм создания телепередачи
Школьное телевидение может быть учебным в
полном смысле этого слова. Это означает, что
важнейшей составной частью этого проекта,
главным условием его успешной реализации, должна
стать подготовка творческих и технических
специалистов для школьного телевидения внутри
самой школы.
Усилиями учащихся в ходе творческих
практических занятий разработаны и
разрабатываются схематические сценарии передач
по проектной тематике школьного телевидения:
"Балапан" (Передачи для самых маленьких,
мультфильмы собственного производства); «Твой
Выбор» (предпрофильная ориентация учащихся);
"Алло! Мы ищем таланты" (популяризация
талантов учащихся и их родителей); "Школьные
новости"; "Прямой эфир" (Школьные
публицистические диспуты); "Вести с уроков"
(Обзор прошедших уроков для работы учителей и
проведения родительских собраний);
"Абитуриент" (Информационные программы
для поступающих в ВУЗы); "Берегись
автомобиля!" (телевизионные уроки по правилам
безопасного дорожного движения)
Инициативной группой учащихся 9-х классов были
выпущены в эфир информационные выпуски школьных
новостей.
Таблица 2. Выборочная тематика школьных новостей
Период: | Тематика выпуска: |
Ноябрь 2007 | Итоги фестиваля ко дню Республики; Итоги мониторинга посещаемости за прошедший период; План мероприятий на осенние каникулы. |
Декабрь 2007 | Итоги школьной предметной олимпиады; Итоги мониторинга посещаемости за 1 полугодие; План мероприятий на зимние каникулы. |
Январь 2008 | Как встречали Новый год; Итоги школьных предметных недель. |
Март 2008 | Весна – пора цветения: 8 марта и Наурыз; Вести с уроков. |
В ходе практической работы над новостийными выпусками учащиеся осваивали и исследовали возможности программного обеспечения прикладной направленности: Windows Movie Maker, Adobe Premiere.
Методом сравнительного анализа на практических занятиях учащиеся отметили ряд преимуществ программы Adobe Premiere, как более мощного инструмента для видеомонтажа. В планах повышения мастерства школьных операторов монтажа – детальное изучение и овладение прочными навыками работы не только в этих программах, но и других, чьи функциональные возможности рассчитаны на обработку цифровых видеоматериалов.
Достигнутые результаты свидетельствуют о том, что функционирование школьного телецентра полностью соответствует цели предпрофильной подготовки.
Проект «Школьный телецентр» долгосрочен, практичен, востребован и рассчитан на конкретные действия и результаты. С 2008 года я перешла работать в Первый Темиртауский Классический Лицей, который по праву считается одним из ведущих инновационных заведений города. Планирую продолжить данный проект, связав его с возможность разработки индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в изучении информационных технологий.
Список литературы:
1. Государственный
общеобязательный стандарт 12-летнего среднего
общего образования Республики Казахстан. Астана,
2006.
2. Концепция предпрофильной подготовки учащихся
и профильного обучения старшеклассников. Астана,
2006.
3. Концепции развития конкурентоспособности
информационного пространства Республики
Казахстан на 2006-2009 годы.
4. Стратегия информатизации системы образования
Республики Казахстан до 2020 года.
5. Ресурсы сайта, посвященного стандартам вещания
и телевидению в целом http://chipinfo.ru.