Организация и проведение исследовательского урока по теме "Мыла"

Разделы: Химия


Цель урока: рассмотреть состав, строение и принцип действия мыла и синтетических моющих средств; исследовать свойства обычной воды и мыльного раствора; изучить действие мыла на кожу человека; закрепить навыки работы в малых группах; способствовать расширению кругозора учащихся, развитию их логического мышления, умению анализировать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний учащихся.

Форма проведения урока: урок-исследование.

Реактивы и оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, инструктивные карточки, штатив с пробирками,  универсальная индикаторная бумага, цветовая и цифровая эталонные шкалы рН; обычная вода, жесткая вода, различные виды и сорта мыла, СМС, образцы загрязненной ткани, железная проволока или графитовый стержень, спички, спиртовки, кристаллизаторы с водой и растворами мыла, стеклянные пластинки, стеклянные трубки.

№ п/п

Этапы урока

Краткое содержание

№ слайдов
(Приложение 1)

1.

Оргмомент

2.

Сообщение учителем темы и цели урока

Учитель:

Сегодня на уроке мы узнаем
О мыле все, чего пока не знаем.
Исследуем его со всех сторон:
Его состав, рН, найдем свой эталон.

Узнаем, почему им все белье стирают.
В какой воде на СМС меняют.
Ответим вместе и не на один вопрос
И почему на мыло в мире спрос?

В конце урока подведем итог.
Вот в общем-то и все, начнем урок?
Я попрошу вас всех открыть тетрадь
И тему нашу быстро записать.

1

3.

Эпиграф урока

2

4.

Вступление (подготовка уч-ся к восприятию нового материала)

Учитель:

Мыло бывает разное:
Желтое, белое, красное;
Хозяйственное и детское,
Туалетное, русское, шведское;
Жидкое, твердое мыло.
Главное, чтоб оно было.

3-9

5.

Историческая справка

Рассказ учителя о развитии мыловаренной промышленности; о традициях солдат мыться перед боем; об испанской королеве Изабелле Католической, которая гордилась тем, что мылась два раза в жизни – после рождения и перед выходом замуж (было время, когда христианская религия считала мытье тела делом «греховным»); и др.
(Развитию мыловарения способствовало наличие сырьевых источников. Например, марсельская мыловаренная отрасль промышленности, известная с эпохи раннего средневековья, располагала оливковым маслом и содой. Мыловарение развивалось также в Италии, Греции, Испании, на Кипре, т.е. в районах, культивирующих оливковые деревья. Первые германские мыловарни были основаны в XIV столетии…
Люди давно заметили вред и опасность для здоровья загрязнения кожи. В описаниях военных событий XIX в. указывалось, что солдаты перед боем обычно мылись, надевали чистое белье. Этот обычай был разумным. На чистой коже раны заживают быстрее.
Во время мытья с кожи удаляется до 1,5 млрд микробов. Уже из этого вытекает необходимость содержать кожу в чистоте.)

10-15

6.

Сообщение учащегося о составе мыла.

Учитель: 

Ну а сейчас я предоставлю слово
И приглашу к доске… (ФИО уч-ся).
Он вам расскажет об истории мыла,
Его составе, изготовлении,
А вы все фиксируйте в тетрадях
И не теряйте зря времени.

Ученик: По имеющимся данным, мыло изготовлялось ещё в древнем Шумере и Вавилоне (около 2800 г. до н. э.). Описания технологий изготовления мыла найдены в Месопотамии на глиняных табличках, относящихся примерно к 2200 г. до н. э. Египетский папирус середины второго тысячелетия до нашей эры свидетельствует, что египтяне регулярно мылись с помощью мыла. Широко применялись подобные моющие средства и в Древнем Риме.
В 1808 году французский химик Мишель Эжен Шеврёль (1786—1889) по просьбе владельцев текстильной фабрики установил состав мыла. В результате анализа оказалось, что мыло — это натриевая соль высшей жирной (карбоновой) кислоты.
Мыло приготавливают кипячением в воде жирных масел со щелочами, такими, как каустическая сода или каустический поташ. Жирные масла извлекают из растительных продуктов, например хлопкового, пальмового и соевого масел, животных продуктов, таких, как животное сало и рыбий жир, и продуктов переработки орехов, в частности, кокосового масла. Жиры – это соединения глицерина и органических кислот, известных как жирные кислоты. Во время кипячения жиров со щелочами образуются глицерин и соли жирных кислот, т.е. мылa. Натриевые мыла более густые и, как правило, твердые; калиевые мыла более мягкие или жидкие.
В химическом отношении основным компонентом твердого мыла являются смесь растворимых солей высших жирных кислот. Обычно это натриевые, реже — калиевые и аммониевые соли таких кислот как стеариновая, пальмитиновая, миристиновая, лауриновая и олеиновая.
Дополнительно в составе мыла могут быть и другие вещества, обладающие моющим действием, а также ароматизаторы и красители.
Современные жидкие мыла представляют собой водные растворы синтетических ионных или неионогенных поверхностно-активных веществ с добавлением консервантов, отдушек, красителей, солей для контроля вязкости, добавок для связывания ионов кальция и магния и т. д.

16-18

7.

Современная рецептура ядрового мыла

Рассказ учителя.

19

8.

Опыт 1. «Распознавание по окраске пла-мени растворов жидкого и твердого мыла»

Работа в группах: выполнение опыта учащимися по инструктивной карточке № 1 (Приложение 2).

Во время выполнения опытов можно включить тихую, спокойную, «фоновую» музыку (Приложение 3).

20-22

9.

Стирка по-научному.

Рассказ учителя, постановка проблемного вопроса.

23-24

10.

Опыт 2. «Изучение свойств мыльной воды»

Работа в группах: выполнение опыта учащимися по инструктивной карточке № 2 (Приложение 2).

25-27

11.

Опыт 3. «Изучение свойств мыльной воды (продолжение)

Работа в группах: выполнение опыта учащимися по инструктивной карточке № 3 (Приложение 2).
Рассказ учителя о механизме действия ПАВ.

28-34

12.

Сообщение учащегося о типах кожи.

Учитель: 

О типах кожи нам замолвит слово
Эксперт наш – это… (ФИО уч-ся)

Ученик: Различают следующие типы кожи: нормальная, раздражительная, жирная, сухая, комбинированная. Главные причины увядания кожи – естественное старение и влияние окружающей среды. Чтобы сохранить кожу на долгие годы в хорошем состоянии, надо соблюдать три условия: правильно очищать, питать и защищать. Остановимся более детально на первом из них.
Нормальная кожа – чистая, гладкая, эластичная, без косметических дефектов. Для ухода за ней используют прохладную воду и любое туалетное мыло, т.к. она их хорошо переносит и более устойчива к атмосферным воздействиям. При нормальной коже лицо следует умывать два раза в день.
Раздражительная кожа быстро реагирует на самые разные раздражители: внешнюю среду, косметические средства, изменения состояния здоровья, эмоциональные «всплески». Очищать такую кожу лучше туалетной водой или отварами лекарственных растений (крапива, череда, ромашка). К выбору туалетного мыла нужно подходить с позиции наименьшей щелочности, лучше всего использовать нейтральные косметические средства. По утрам, после умывания, следует протереть кожу льдинкой крепкого чая, а затем нанести слой крема.
Жирная кожа – это блестящая, рыхлая кожа. Для жирной кожи подходит любое туалетное мыло щелочной реакции, утром нужно умываться прохладной водой, вечером – попеременно теплой и прохладной.
Сухая кожа на вид нежная, гладкая, бархатистая. Но она тоньше кожи других типов и больше подвержена влиянию внешних факторов. Поскольку сухая кожа очень чувствительна к внешним воздействиям, утром и вечером надо умываться мягкой водой комнатной температуры. Умываться с мылом следует не чаще 1–2 раз в неделю. Сухую кожу очищают нейтральными косметическими средствами (мыло, крем, лосьон и др.), которые обеспечивают ее дополнительной влагой.
Комбинированная кожа сочетает участки разного типа. Как правило, на лбу, подбородке, крыльях носа она бывает жирная, а на щеках и веках – сухая. Уход за такой кожей должен быть соответствующим типу кожи на отдельно взятом ее участке.

35-37

13.

Опыт 4. «Определение среды растворов мыла»

Работа в группах: выполнение опыта учащимися по инструктивной карточке № 4 (Приложение 2).

38-43

14.

Опыт 5. «Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств»

Учитель:

Сравним мы с вами мыло с СМС
Что чаще в стирке выбирают люди?
И почему? Какой идет процесс?
И в чьем тазу белье почище будет?

Работа в группах: выполнение опыта учащимися по инструктивной карточке № 5 (Приложение 2).

44-46

15.

Подведение итогов (закрепление изученного материала)

Учитель:

К концу подходит наш урок
Пора нам подвести итог.
Что вам запомнилось, что нет?
На все ли вы нашли ответ?

47

16.

Домашнее задание

Учитель:

Через  минуту  раздастся  звонок,
Увы, но  к  концу  подошел  наш  урок.
Большое  спасибо  я  всем  говорю,
Мы  цели  достигли – благодарю!

48-49

Список использованной литературы:

  1. Гузей Л.С. Химия. 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Л.С. Гузей, Р.П. Суровцева, Г.Г. Лысова – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
  2. Ефимкина А.И. Организация и проведение исследовательского урока. // Химия в школе. –  № 4/2008 г.
  3. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека.  – М.: Дрофа, 2004 г.   (Библиотека учителя).
  4.   Химия. 9 класс: сборник элективных курсов / сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2006 г.
  5. Материалы конкурса «Я иду на урок» (www.him.1sept.ru):
    • Николаева М.В. «О мыле и о том, что происходит, когда оно встречается с водой»;
    • Петухов С.Ю. «Химия мыла и моющих средств»;
    • Дубоневич В.Н. «Щелочность мыла».