Цель урока: рассмотреть состав, строение и принцип действия мыла и синтетических моющих средств; исследовать свойства обычной воды и мыльного раствора; изучить действие мыла на кожу человека; закрепить навыки работы в малых группах; способствовать расширению кругозора учащихся, развитию их логического мышления, умению анализировать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний учащихся.
Форма проведения урока: урок-исследование.
Реактивы и оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, инструктивные карточки, штатив с пробирками, универсальная индикаторная бумага, цветовая и цифровая эталонные шкалы рН; обычная вода, жесткая вода, различные виды и сорта мыла, СМС, образцы загрязненной ткани, железная проволока или графитовый стержень, спички, спиртовки, кристаллизаторы с водой и растворами мыла, стеклянные пластинки, стеклянные трубки.
№ п/п |
Этапы урока |
Краткое содержание |
№ слайдов |
1. |
Оргмомент |
– |
– |
2. |
Сообщение учителем темы и цели урока |
Учитель:
|
1 |
3. |
Эпиграф урока |
– |
2 |
4. |
Вступление (подготовка уч-ся к восприятию нового материала) |
Учитель:
|
3-9 |
5. |
Историческая справка |
Рассказ учителя о развитии
мыловаренной промышленности; о традициях солдат
мыться перед боем; об испанской королеве
Изабелле Католической, которая гордилась тем,
что мылась два раза в жизни – после рождения и
перед выходом замуж (было время, когда
христианская религия считала мытье тела делом
«греховным»); и др. (Развитию мыловарения способствовало наличие сырьевых источников. Например, марсельская мыловаренная отрасль промышленности, известная с эпохи раннего средневековья, располагала оливковым маслом и содой. Мыловарение развивалось также в Италии, Греции, Испании, на Кипре, т.е. в районах, культивирующих оливковые деревья. Первые германские мыловарни были основаны в XIV столетии… Люди давно заметили вред и опасность для здоровья загрязнения кожи. В описаниях военных событий XIX в. указывалось, что солдаты перед боем обычно мылись, надевали чистое белье. Этот обычай был разумным. На чистой коже раны заживают быстрее. Во время мытья с кожи удаляется до 1,5 млрд микробов. Уже из этого вытекает необходимость содержать кожу в чистоте.) |
10-15 |
6. |
Сообщение учащегося о составе мыла. |
Учитель:
Ученик: По имеющимся данным, мыло
изготовлялось ещё в древнем Шумере и Вавилоне
(около 2800 г. до н. э.). Описания технологий
изготовления мыла найдены в Месопотамии на
глиняных табличках, относящихся примерно к 2200 г.
до н. э. Египетский папирус середины второго
тысячелетия до нашей эры свидетельствует, что
египтяне регулярно мылись с помощью мыла. Широко
применялись подобные моющие средства и в Древнем
Риме. |
16-18 |
7. |
Современная рецептура ядрового мыла |
Рассказ учителя. | 19 |
8. |
Опыт 1. «Распознавание по окраске пла-мени растворов жидкого и твердого мыла» |
Работа в группах: выполнение опыта
учащимися по инструктивной карточке № 1 (Приложение 2). Во время выполнения опытов можно включить тихую, спокойную, «фоновую» музыку (Приложение 3). |
20-22 |
9. |
Стирка по-научному. |
Рассказ учителя, постановка проблемного вопроса. | 23-24 |
10. |
Опыт 2. «Изучение свойств мыльной воды» |
Работа в группах: выполнение опыта учащимися по инструктивной карточке № 2 (Приложение 2). | 25-27 |
11. |
Опыт 3. «Изучение свойств мыльной воды (продолжение) |
Работа в группах: выполнение опыта
учащимися по инструктивной карточке № 3 (Приложение 2). Рассказ учителя о механизме действия ПАВ. |
28-34 |
12. |
Сообщение учащегося о типах кожи. |
Учитель:
Ученик: Различают следующие типы кожи:
нормальная, раздражительная, жирная, сухая,
комбинированная. Главные причины увядания кожи
– естественное старение и влияние окружающей
среды. Чтобы сохранить кожу на долгие годы в
хорошем состоянии, надо соблюдать три условия:
правильно очищать, питать и защищать.
Остановимся более детально на первом из них. |
35-37 |
13. |
Опыт 4. «Определение среды растворов мыла» |
Работа в группах: выполнение опыта учащимися по инструктивной карточке № 4 (Приложение 2). | 38-43 |
14. |
Опыт 5. «Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств» |
Учитель:
Работа в группах: выполнение опыта учащимися по инструктивной карточке № 5 (Приложение 2). |
44-46 |
15. |
Подведение итогов (закрепление изученного материала) |
Учитель:
|
47 |
16. |
Домашнее задание |
Учитель:
|
48-49 |
Список использованной литературы:
- Гузей Л.С. Химия. 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Л.С. Гузей, Р.П. Суровцева, Г.Г. Лысова – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
- Ефимкина А.И. Организация и проведение исследовательского урока. // Химия в школе. – № 4/2008 г.
- Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.: Дрофа, 2004 г. (Библиотека учителя).
- Химия. 9 класс: сборник элективных курсов / сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2006 г.
- Материалы конкурса «Я иду на урок» (www.him.1sept.ru):
- Николаева М.В. «О мыле и о том, что происходит, когда оно встречается с водой»;
- Петухов С.Ю. «Химия мыла и моющих средств»;
- Дубоневич В.Н. «Щелочность мыла».