Пояснительная записка.
Переход старшей школы на предпрофильное обучение ставит перед девятиклассниками задачу сознательного выбора профилизируюшего направления в 10 классе. Реализации этой задачи должны стать курсы по выбору (элективные).
Программа элективного курса "Аптечное производство" рассчитана на 18 часов.
Цель данной программы – создать условия для самоопределения учащихся в отношении естественнонаучного профиля.
Основные задачи курса:
- Показать на примере аптечного производства реализацию научных принципов организации химического производства.
- Раскрыть содержание, характер труда, требования, предъявляемые к уровню специальной подготовки и личным качествам провизора - технолога, провизора - информатика, провизора-аналитика, фармацевта.
- Научить учащихся для характеристики химического производства применять знания из области химии, биологии, физики.
- Реально прикоснуться к выбранной профессии через встречи с работниками аптеки.
Для того чтобы предпрофильная подготовка приобрела системный характер, учащиеся должны иметь общие представления о данном производстве, ознакомиться с профессиями и специальностями непосредственно на предприятии. Это будет достигнуто через обзорную экскурсию в аптеку, которая заканчивается сбором сведений девятиклассниками о данном предприятии. После экскурсии каждый учащийся общается со специалистом на его рабочем месте, наблюдает за его деятельностью, результатами его труда. Затем на основе осмысления своих впечатлений, ощущений, сопоставления прежнего взгляда на профессию, принимает решение о выборе профиля обучения, возможно, и будущей профессии.
Для изучения данного элективного курса предлагается метод проектов или подготовка сообщений, рефератов.
В ходе изучения основ аптечного производства учащиеся приобретают следующие умения и навыки: работать с текстом, прогнозировать, проектировать, осуществлять поиск информации, проводить интервью, излагать тему, обосновывать свою точку зрения, принимать новые социальные роли, планировать и организовывать деятельность, анализировать процесс и конечный результат, проводить рефлексию своей деятельности.
Примерная программа элективного курса
Темы |
Кол-во часов |
Виды деятельности |
|
теор. |
практ. |
||
Вводное занятие ТЕМА 1.Аптечное производство ТЕМА 2. Проектная деятельность учащихся ТЕМА 3. Социально-профессиональное проектирование |
1 13 2 2 |
- 12 2 - |
Собрать материал, описать, проанализировать, составить отчет, информацию, оформить альбом, предложить свой проект, составить профессиограмму профессии, провести рефлексию, самоопределиться в выборе профессии |
ИТОГО |
18 |
14 |
|
Содержание программы
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 час).
ТЕМА 1. АПТЕЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО (13 часов).
- Анализ воды. Растворы. Порошки. Качественный анализ. Количественный анализ. Аптека как производственное предприятие.
ТЕМА 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (2 часа).
- Разработка учащимися проекта "Современное аптечное производство".
ТЕМА 3. СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВЫБОР ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ В 10 КЛАССЕ (2 часа).
- Календарно тематическое планирование (Приложение 1).
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
Первый этап. Определение целей и задач посещения данного предприятия. Формулировка проблем и гипотез.
1 проблема: "Что способствует бесперебойному обеспечению населения лекарственными препаратами?"
Гипотеза: Общие принципы и прогрессивные методы, применяемые на данном предприятии, основные показатели предприятия и перспективы его развития, история развития предприятия, минимальное влияние данного предприятия на экологию окружающей среды, высококвалифицированные специалисты, безусловно, будут способствовать повышению бесперебойного обеспечения населения лекарственными препаратами.
2 проблема: "Смогу ли я работать по одной из специальностей на данном предприятии?" или "Какой профиль обучения в 10 классе мне выбрать?"
Гипотеза: Если нравится данное предприятие, деятельность специалиста, результат его труда, материальное вознаграждение, если позволит мое здоровье, то я выберу профиль обучения в 10 классе соответствующий данному направлению.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОИСКА ПО РАБОТЕ С ГИПОТЕЗАМИ.
Перед учащимися была поставлена цель: познакомиться с предприятием, сделать анализ его соответствия современным требованиям, самоопределиться в отношении выбора будущей деятельности и профиля обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Собрать информацию из различных источников о предприятии.
- Пообщаться со специалистами на рабочих местах.
- Провести аналитическую работу над собранным материалом.
- Сформулировать выводы.
- Выбрать форму презентации и подготовиться к защите.
- Выстроить индивидуальную образовательную траекторию и выбрать профиль обучения в 10 классе.
Второй этап. Организация деятельности.
Формирование групп. Учащихся разбить на группы, которые будут работать по разным направлениям.
- Общие научные принципы предприятия.
- Основные экономические показатели предприятия и перспективы его развития.
- История развития предприятия.
- Влияние данного предприятия на окружающую среду.
- Профессиограммы профессий данного производства.
Деятельность учителя.
- Изучает предприятие, беседует с руководством, договаривается о проведении экскурсии.
- Продумывает формулировку возможных проблем, гипотез, форм презентации результатов.
- Разрабатывает задания для учащихся.
- Организует деятельность учащихся по определению проблем, гипотез, по решению задач проекта.
- Оказывает помощь каждому учащемуся в выстраивании индивидуальной образовательной траектории его развития (в результате осмысления) и принятии решения о выборе профиля обучения.
Деятельность учащихся.
- Распределяются по группам (затем определяют деятельность каждого в группе).
- Выдвигают идеи по формулировке проблем и гипотез.
- Обсуждают задачи и способы их решения.
- Выбирают формы и способы презентации предполагаемых результатов.
- Проводят письменную и устную рефлексию. Выстраивают индивидуальную образовательную траекторию и выбирают профиль обучения.
Задания для групп.
1 группа – "Нормирование условий изготовления, технологических процессов производства лекарственных препаратов".
- Собрать сведения об условиях изготовления лекарственных препаратов: санитарный режим или условия асептики; работа с ядовитыми и наркотическими веществами; техника безопасности.
- Собрать сведения о технологическом процессе производства лекарственных препаратов: технология с постадийным контролем; оформление; контроль качества лекарственных препаратов; техника безопасности.
- Дозирование лекарственных препаратов по массе и объему.
- Изучить принципы устройства типичных препаратов на главных стадиях производства и составить технологическую схему производства.
- Проанализировать, какие общие научные принципы и прогрессивные методы применяются на данном производстве, и сделать вывод: соответствуют ли они требованиям современного аптечного производства.
- Внести предложения по совершенствованию работы.
2 группа – "Основные экономические показатели предприятия и перспективы его развития".
- Изучить принципы размещения предприятия (расположение относительно транспортных путей, лечебных учреждений, населенности города).
- Проанализировать влияние межотраслевых и внутриотраслевых экономических связей на экономику предприятия. Если необходимо, то внести предложения по совершенствованию работы. (Материал оформить в виде информации об основных технико-экономических показателях предприятия и перспективах его развития).
3 группа – "История развития предприятия".
Собрать материал об истории развития предприятия. (Материал оформить в виде альбома).
4 группа – "Влияние данного предприятия на окружающую среду".
- Изучить возможные причины загрязнения окружающей среды вблизи данного предприятия.
- Проанализировать влияние выбросов и отходов предприятия на природные объекты.
- Познакомиться с системой очистных сооружений на предприятии.
- Предложить свой проект безотходного производства.
5 группа – "Профессиограммы профессий данного предприятия"
- Собрать материал о важнейших профессиях, необходимых данному предприятию.
- Составить профессиограммы профессий данного производства (использовать материал встречи со специалистами, интервьюирование специалиста, квалификационные характеристики специалистов из справочников профессий).
Третий этап. Осуществление деятельности.
А) Проводится обзорная экскурсия на предприятии, после которой учащиеся работают по сбору материала из различных источников информации, в соответствии со своими заданиями беседуют, берут интервью у специалистов, наблюдают за их деятельностью и результатом их труда (в течениие нескольких дней), собираются группой, обмениваются информацией, при необходимости консультируются с учителем и работниками предприятия, подготавливают презентацию. В процессе работы над проектом они выступают в роли экспертов, раскрывающих проблему, и используют исследовательские методы.
Б) Проводится ролевая игра "Аптека", где каждый учащийся выступает в роли провизора-технолога, провизора-аналитика, провизора-информатора.
Четвертый этап. Презентация
Форма презентации: научно-практическая конференция.
Задачи конференции:
- заслушивают каждую группу о том, что было сделано во время самостоятельной проектной работы;
- предъявить "продукт работы" над проектом;
- оформить результат проекта, проанализировав данные работы групп.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА.
- коллективное обсуждение групповых результатов проектной деятельности с заполнением таблицы "Результаты работы над проектом "Аптечное производство";
- формулировка выводов по работе над проектом.
ОЦЕНКА ПРОЕКТА. Оценку проектной деятельности можно осуществить в виде: самооценки, взаимооценки, оценки со стороны (гости, экспертная группа, жюри и т.д.)
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА: практическая направленность и актуальность проекта, объем и полнота разработки, оригинальность темы и творческий подход к ее решению, доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы, эстетика оформления результатов, умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов, защита проекта.
ТЕМА 3. СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (2 часа).
1 этап (узнать и увидеть): знакомство с профессией и специальностями, ее представляющими, проводится в форме экскурсии на предприятие.
2 этап (наблюдать и чувствовать): содержательное проникновение в профессию в ходе обобщения учащегося со специалистом на его рабочем месте.
3 этап (проанализировать): учащийся во взаимодействии со специалистом обсуждает продукт деятельности, анализ профессиональных мотивов специалиста (включая материальные), результат деятельности, степень удовлетворенности своей работой.
4 этап (обдумать и решить) проводится в виде письменной или устной рефлексии, выстраивается индивидуальная образовательная траектория и принимается решение о выборе профиля обучения. (1,2,3 этапы проводятся в ходе работы над проектом).
ЛИТЕРАТУРА.
- Т.С. Кондратьева, Л.А. Иванова, Ю.И.Зелинский и др. Технология лекарственных форм: Учебник в 2 томах. - М.: Медицина, 1991.
- Логинов. Аналитическая химия. Учебник для фармфакультетов. – М.: Медицина, 1979.
- Мелентьева Г.А., Антонова Л.А. Фармацевтическая химия: Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1993.
- Сичко А.И. Бионерганическая и аналитическая химия: В 4 кн. /Сичко А.И., Кобелева Т.А., Дороднева В.И., Никонова Л.Г., Быкова В.В./ Под ред. А.И. Сичко/ Тюменская государственная академия – Тюмень: Манд и К +, 2003.
- Государственная Фармакопея. ХI издание.
- Журналы "Химия в школе".