Формирование у учащихся понятия "Труд - основа жизни"

Разделы: Классное руководство


Как известно, одним из главных положительных качеств личности взрослого либо ребёнка является трудолюбие. Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный и гражданский долг. Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времён выступает как весьма существенная педагогическая система. А.С. Макаренко выразил эту мысль в ясной и четкой форме:

"Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов".

Влияние труда на развитие личности ребёнка

Труд играет большое значение в развитии способностей учащегося, его сообразительности, творческой смекалки. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его переключение более быстрым.

Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладевания трудовыми навыками развиваются его техническое, практическое и логическое мышление. Включаясь в трудовой процесс, ребенок меняет свое представление о себе и об окружающем мире, изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника.

В процессе труда и общения с другими членами детского коллектива происходит развитие чувств. «Кто, - писал К.Д.Ушинский, - не испытывал живительного освежающего влияния труда на чувства? Кто не испытывал, как после тяжёлого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спокойного лица труда – тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими страданиями людей, которым нечего делать»

Во всех видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется в обществе. Участвуя в коллективном труде, ученик познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективе. В результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего, изменяется его отношение к себе, а затем и отношение к нему коллектива и педагога.

Существенная функция труда состоит в формировании у учащихся товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности. «Только участие в коллективном труде, - отмечал А.С. Макаренко, - позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям – родственную любовь и дружбу отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осаждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда».

А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств. «Мы хорошо знаем, - писал он, - что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни и, в особенности в детстве и молодости».

Таким образом, развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.

Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников

Младшие школьники должны трудиться с удовольствием. Учителю необходимо найти такие пути, при которых труд приносил им радость и удовлетворение. Роль педагога состоит также в помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников. Ведь не секрет, что в трудовой деятельности многие учащиеся добиваются более значительных результатов, чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать и направить эту активность.

Для развития самостоятельности детей считаю целесообразным не давать готовый план работы, а обсуждать его с помощью наводящих вопросов: с чего лучше начать работу? Что необходимо сделать сначала, а что потом? Почему следует выполнять работу именно в этой последовательности. И т.д. Таким образом, постепенно приучаю младших школьников самостоятельно определять необходимую последовательность работы. Уточняя и обобщая ответы детей, подвожу их к пониманию необходимой определённой последовательности трудовых действий, которыми школьники должны руководствоваться в процессе работы.

Детей следует приучать выполнять любую заданную работу как можно лучше и обязательно до конца. В конце работы следует организовать коллективное обсуждение качества работы.

Уроки технологии детвора любит не случайно: ведь именно здесь можно проявить свою безудержную фантазию, поработать в группе единомышленников или в паре с другом. А как приятно увидеть свою работу на выставке поделок одноклассников, подарить сувенир своим близким, сделанный собственными руками. Поэтому двоек на уроках технологии нет, да и тройки редки. Каждый ребёнок на уроке ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО – МАСТЕР. И, если ребёнок действительно чувствует себя творцом – значит, учитель не зря находится в классе.

Для развития у детей навыков самоконтроля считаю целесообразным предлагать им (поочерёдно) оценивать работу друг друга. Обычно дети очень требовательны к работе своих товарищей, поэтому необходимо следить за тем, чтобы оценка работы всегда была доброжелательной, проходила в тактичной форме, вызывала стремление помочь товарищу.

Для предупреждения детского травматизма знакомлю детей с правилами и приёмами безопасной работы, постоянно напоминаю и требую от детей обязательного, строгого соблюдения этих правил. Точное соблюдение правил безопасности и личной гигиены должно стать законом для всех учащихся и учителя в процессе любой работы.

Труд в обществе, как правило, носит коллективный характер, поэтому от каждого участника требуется умение взаимодействовать. Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться.

Воспитание трудолюбия во внеклассной работе

Свою воспитательную работу, конечно же, каждый учитель строит по всем тем направлениям, которые рекомендует администрация школы. Но всё-таки основной упор в моей воспитательной работе направлен на выполнение одной из первых воспитательных задач класса: воспитывать трудолюбие, взаимопомощь, уважительное отношение к людям труда, результату их труда, желание приносить пользу окружающим. Реализуя эти задачи, мы с ребятами на протяжении двух лет составляли свою собственную «Энциклопедию полезных дел» под девизом «Жизнь дана на добрые дела». Эта народная мудрость стала основной общеклассной идеей.

Проект «Энциклопедия полезных дел» объёмный и включает в себя несколько жизненно важных направлений и тем, которые дети выбрали самостоятельно (имея предыдущий опыт) в результате «мозгового штурма». И, хотя мои подопечные маленькие и многое не умеют сами, но зародить в них уверенность в своих силах, «я могу, я должен, если не я, то кто же»- моя задача как ВОСПИТАТЕЛЯ.

Проект «Энциклопедия полезных дел» включает в себя несколько направлений:

  1. Проект «Живи, родник!» (Приложение №1)
  2. Социальный проект «Детской площадке чистоту, уют и заботу наших рук»; (Приложение №2)
  3. Наведение порядка на подшефной остановке;
  4. Озеленение класса, рекреаций первого этажа школы, постоянный уход за комнатными цветами; составление гербария цветочных растений. Подготовка и проведение устного журнала «Цветы вокруг нас»
  5. Выполнение заказов ЦСОН на изготовление подарков-сувениров для пожилых людей.
  6. Активное участие в общешкольных КТД.(Коллективно-творческие дела)

Метод проектов в воспитательной работе актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность проявлять инициативу, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающей обстановке.

В апреле этого года администрация школы предложила нам участвовать в областном экологическом конкурсе «Очистим планету от мусора». Мы с ребятами с удовольствием приняли предложение. Описали свою деятельность в этом направлении, выполнили задания по всем критериям участия в конкурсе, красочно проиллюстрировали весь материал фотоснимками. В результате, к нашей общей радости, ДИПЛОМ I степени.

Как победители конкурса мы были приглашены в областной экологический центр на презентацию проекта «Сохраним планету чистой и зелёной». Это было уже в каникулярное время, после выпускного утренника «Прощай начальная школа», но ребята, мои четвероклассники, не ленились. Они каждый день приходили на репетицию, готовили презентацию, костюмы, реквизит. В результате ГРАМОТА ПОБЕДИТЕЛЯ областного конкурса за участие в проекте «Сохраним планету чистой и зелёной». И в районном конкурсе ученических проектов «По страницам истории моего села» в номинации «Село-вчера, сегодня завтра» - заслуженное 1-ое место

КТД в моём классе особенно удаётся. Когда мои ребята учились ещё во втором классе, они заняли 2-ое место в осенней общешкольной ярмарке-распродаже. Это окрылило наш коллектив. Мы твёрдо решили на следующий год быть первыми. И это нам удалось. В общешкольном КТД «Ярмарка солидарности «Осенняя карусель» мои третьеклассники заняли I место, выручив на распродаже свыше 1000р. А как мы готовились к КТД «Как прекрасен этот мир». Дети нашивали яркие горошины на свои рубашки, готовили инсценирование песни композитора В.Шаинского «Чунга-Чунга». Участвовал весь класс. Группа детей танцевали, часть ребят выступали с шумовыми инструментами. Какой замечательный у нас был негритенок (Руслан Садыков) Он так вжился в роль, что не хотел расставаться с костюмом негритёнка.

В этом учебном году мои четвероклассники заняли первое место в КТД «Переменный марафон» среди 4-ых классов. Среди всех учащихся нач. классов в конкурсе «Ученик года» наша Алина Снегова выгодно выделялась и заслуженно выиграла почетный титул «Ученик года».

Ещё четвероклассники принимали участие в КТД «Самойловка глазами учащихся» - был оформлен альбом, иллюстрированный фотографиями- оставлен в школьном музее; Дети принимали участие в общешкольном пионерском сборе, по просьбе старшей пионерской вожатой.

В этом учебном году на май месяц был намечено КТД «Народные забавы» Готовиться к нему мы начали заблаговременно. На весенних каникулах несколько дней мастерили матрёшку: шили, набивали опилками, соломой, бумагой, украшали и наряжали её. Ах, какая получилась чудесная матрёшка: большая, нарядная, просто красавица. Готовили художественные номера фольклорного ансамбля. А сколько товару принесли на продажу. Результат не замедлил сказаться. 1-ое место!

Постоянное творчество, поиск, занятость общим делом сплотило моих подопечных и их родителей в дружный сплочённый коллектив единомышленников. Родители четвероклассников активно участвуют в жизни класса и школы. С помощью них мы подготовили проект «Профессии моих родителей», они помогали нам организовать экскурсии на производство, встречи с представителями разных профессий, сами рассказывали о своей деятельности. Учащиеся моего класса растут с активной жизненной позицией, им до всего есть дело, они хотят всё знать и многое уметь. И меня радует то, что они стремятся быть первыми.

Формирование трудолюбия в условиях семьи.

Беседа с родителями №1
(для родителей учеников начальных классов)

Основа жизни.

Труд - основа всей жизни, залог благосостояния будущей жизни ребёнка. Воспитайте своего ребёнка в любви к труду, и многие проблемы воспитательного процесса вас минуют. «Не приучив детей с раннего детства к труду, к выполнению посильных бытовых обязанностей, к заботе об общем благополучии семьи, матери, отца, сестры и братьев, нельзя ожидать развития у детей благородных чувств и мыслей. Тот, кто лишает ребёнка участия в посильном для него труде, обрекает его на физическое и духовное вырождение»- писал И.Ф. Свадковский

Ещё до школы ребёнка следует приучить к труду по самообслуживанию: самостоятельно одеваться, убирать постель, умываться, аккуратно складывать перед сном одежду. С поступлением в школу у детей появляются новые обязанности: ухаживать за одеждой, обувью, убирать за собой со стола после еды, содержать в порядке свои школьные принадлежности, собирать портфель в школу. Прививая детям, навыки самообслуживания, родители во многом облегчат свой собственный труд и помогут детям преодолеть беспомощность, приобрести самостоятельность, уверенность в себе.

Одним из постоянных видов домашнего труда является приготовление пищи. Дети должны уметь почистить картошку, помыть овощи, перебрать ягоды, помешать кашу, последить за кипячением молока. Постепенно они сами начинают пробовать свои силы в кулинарном искусстве. Так, Вова Г. в 10 лет научился варить борщ, печь хлеб в газовой духовке. На всю жизнь я запомнила его оладушки. Он приносил их в промасленной бумаге и, украдкой, угощая, приговаривал: «Кушайте, Нина Владимировна, они сладкие, я много сахару положил». Машенька Г. в свои 9-10 лет готовила обед на всю семью, когда её мама и папа были на работе. А в класс она приносила приготовленную самостоятельно пиццу и угощала ребят. Ах, как она была счастлива, видя, что дети с удовольствием уплетают, нахваливая, её творение. А Валюшка Е. делилась изобретёнными ею самой незатейливыми рецептами салатов. Она в свои 8 лет могла приготовить несложный обед, постирать свои вещички. Валюшка воспитывалась с бабушкой. Бабушка часто болела и внучку учила многое делать самой. Но как благодарна была её дочь, когда устроила свою личную жизнь и забрала Валю к себе.

Обычно детей рано начинают посылать в магазин за хозяйственными покупками. Поручая детям те или иные покупки, важно проверять, сколько денег было истрачено, сколько принесено сдачи. Это приучает детей к аккуратности в обращении с деньгами, Нельзя подозревать ребёнка в нечестности. Доверие ему должно быть оказано полное, тогда он будет стараться оправдать его. В результате дети не только облегчают домашний труд взрослых, но и становятся более заботливыми, хозяйственными и практичными. Выполняя работу, ребёнок испытывает чувство удовлетворения от того, что он помогает семье, вносит свою лепту в благосостояние её.

Очень важно с ранних лет приучать детей к помощи по обслуживанию взрослых: подогреванию пищи к приходу родителей, мытью посуды после обеда, уходу за младшими детьми (если они есть в семье), за бабушкой. Если кто-то из родителей нездоров или сильно устал, вернувшись с работы, желательно, чтобы другой родитель обратил внимание ребёнка на то, что надо позаботиться, обеспечить тишину и покой.

Детей надо приучать быть особенно внимательными к больным. В таких семьях забота о взрослых, естественно, станет для детей чем-то обязательным, самим собою разумеющимся делом. Если у детей не воспитать это качество, то, став взрослыми, они не догадаются в нужный момент проявить заботу о старших, а иногда просто постесняются быть внимательными и предупредительными.

Родители в ответе за тот «продукт», который выпускают в свет. К сожалению, в последние годы это особенно зримо, папы и мамы слишком опекают зачастую своё единственное чадо. И растёт ребёнок «неумехой», ни к чему не приспособленным и ленивым. Попросишь таких ребятишек с доски стереть, мусор замести, цветы полить, а они не слышат или не хотят слышать. Смотришь, уже бегает, играет. Как будто и не его просили. Зато постоянно одни и те же немногие дети без напоминания сделают всё – «палочки- выручалочки», но их единицы. Сразу видно, что и дома они верные помощники взрослых во всех делах.

Ребёнок, приученный что-то делать своими руками, мастерить, никогда не разрушит, не сломает сделанное другими. Оберегая ребёнка от трудовой деятельности (мал, не справится, жалко, вырастет, успеет ещё), родители и не подозревают, какие проблемы их ждут в будущем, когда их дети повзрослеют. Разбили, сломали, разворотили, перевернули и многие другие, мягко говоря, шалости – удел детей, которые не умеют и не знают, куда направить свою энергию. Для таких даже сами взрослые ищут оправдания: мол, некуда пойти, нечем заняться. Не приученные к деятельности любого рода, они не будут испытывать интерес ни к чему другому. Даже на очень хорошем мероприятии такие дети ведут себя неподобающе и только мешают и портят настроение другим.

Я за труд посильный и разумный. Жить - значит работать. Труд есть жизнь человека и наилучшее лекарство нравственное, физическое и эстетическое.

Беседа с родителями №2

В процессе воспитания будущих граждан важная роль принадлежит семье, поскольку дети большую часть времени проводят дома. "Тот ребенок, который получил в семье правильное трудовое воспитание, тот в дальнейшем с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку." (Макаренко А.С. Соч. т IV , М., 1951, с. 393).

Привлекая ребёнка к физической работе, важно не только выработать у них необходимые умения и навыки, но и привить интерес к труду. Труд, выполняемый с любовью, оказывает большое влияние на нравственное развитие личности, формирование таких качеств, как дисциплинированность, прилежание, упорство, организованность.

Подготовка к общественному труду – проблема общесоциальная. В ее решении велика роль всех факторов, влияющих на развитие личности, школы, неформальных объединений, средств массовой информации, искусства и литературы. Но все же основное влияние на приобщение к труду оказывает семья, сложившиеся в ней определенные моральные и культурные установки. В формировании отношения молодого человека к труду нет ничего важнее личного примера родителей, всех старших членов семьи.

Личный пример в труде и отношение к людям родителей оказывает прямое и сильное влияние на воспитание детей, которые в крепких и добрых семьях растут трудолюбивыми и гуманными. Видя, как родители помогают соседям, ухаживают за старшими, трудятся с утра до вечера, дети стараются в свою очередь облегчить их труд.

Формируется целый комплекс нравственных качеств, столь необходимых во все времена: скромность, почитание родителей, уважительное отношение к старшим, не показное гостеприимство, любовь к труду, исполнительность и честность.

Совместный труд родителей и детей – это и основа формирование личности, и основа укрепления контактов между родителями и детьми. Честное, добросовестное отношение к труду всех членов семьи – необходимое условие ее сплочения, укрепления ее воспитательной силы.

Чем больше у родителей и детей общих дел, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, тем значительнее сила их примера.

Ребенок видит каким уважением у всех окружающих пользуются его родители, и ему хочется заслужить в будущем такое же уважение. Он понимает, что это уважение можно заслужить только честной, трудовой, достойной жизнью.

Главное в жизни человека – это труд. Именно отношением к работе, к коллективу, вместе с которым он трудится, измеряется нравственная ценность человека.

Честно делать дело, уметь даже при самых больших нагрузках не снижать качество работы – вот основа и человеческой порядочности и гражданского достоинства.

В воспитании у детей привычки к труду особенно велика роль семьи.

Умелая, дальновидная мать заботится о том, чтобы дочка с раннего детства помогала ей по настоящему: накрывала на стол. мыла посуду. Постепенно ее обязанности усложняются – она учится пеленать брата, покупать хлеб, молоко, овощи, убирать квартиру. Мать учит ее готовить, вязать, шить. Сначала они делают работу вместе, а потом дочка выполняет ее самостоятельно. Если получилось плохо, мама попросит переделать и помогает при этом, если хорошо – не поскупится на похвалу. Так рождается прилежание. Научившись работать, дети начинают с уважением относиться к труду окружающих.

Сыновья видят, как отец с удовольствием выполняет работу да дому. Его пример очень важен для детей. Сыновья без принуждения делают любую работу, если и для отца она стала привычкой, с удовольствием помогают ему.

Сын относит в ремонт обувь, вещи – в химчистку. Отец учит сыновей пользоваться инструментами, пилить, строгать, работать ловко, быстро, аккуратно. У детей формируется нравственные качества в труде, такие как: доброта, трудолюбие.

Необходимо, чтобы у школьника было любимое дело. Обычно увлеченность каким­­­-нибудь трудом передают детям родители.

Когда, ребенок видит, с каким удовольствием они трудятся, у него возникает желание поработать самому.

Чтобы поддержать интерес к труду, ребятам надо время от времени поручать дело, непривычное для них, способное захватить своей новизной; дать творческую задачу и избегать изменений оценки при ее решении.

Особой примечательностью для подростков обладает труд, связанный с техническим творчеством. Усердие и упорство, рожденное в одном виде деятельности, постепенно проявляется и в других видах. Вырабатывается привычка длительное время работать над выполнением одного и того же задания, доводить дело до конца.

Важней найти ребёнку дело, в котором чередовалось бы операции простые и сложные, легкие и трудные, интересные и скучные, поставить его в позицию организатора и исполнителя.

Если ребенок относится к труду как к вынужденной необходимости, которой в каждом удобном случае надо избегать, это искалечит его нравственно.

Постоянная занятость ребенка, увлеченность его трудом – надежная гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком.

Большую воспитательную роль играет коллективные трудовые дни семьи. Труд вместе с взрослыми позволяет детям усвоить навыки правильной ориентации своего рабочего места, рациональные приемы работы, правило техники безопасности. Можно привлекать детей к благоустройству квартиры, созданию условий для наиболее полноценного отдыха. Наконец, всегда есть потребность в благоустройстве своей улицы, своего квартала, где можно организовать коллективные дела совместно с соседями.

Актуальны слова великого русского педагога К.Д. Ушинского: "Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приговорить его к труду жизни".

Приложение 1
Приложение 2