Чуракова Н.А., Литературное чтение: учебник для 3 класса: В 2 частях. Часть вторая, страницы: 41 – 42.
Цель урока:
- образовательная: вести линию, связанную с утверждением поэзии как особого взгляда на мир (понимание Поэтом красоты и хрупкости мира; стремление Поэта сохранить, защитить мир от разрушения: на материале стихотворения И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…», работ А. Дюрера «Заяц», «Травы»); формировать умение сопоставлять и сравнивать картины и стихи, подбирая цитаты и образные выражения для описания картины; продолжать формирование навыков выразительного чтения;
- развивающая: развивать речь учащихся, эмоциональное отношение к произведениям искусства и умения воспринимать красоту поэтического слова, связно выражать свои впечатления;
- воспитывающая: воспитывать интерес к литературному творчеству, бережное отношение к природе, прививать любовь к родному краю.
Оборудование: литературное чтение, учебник для 3 класса; портрет И. Бунина; слова благодарности.
Мультимедийное оборудование: репродукции с изображением природы; название темы «Мир нуждается в нашей защите»; портрет И. Бунина; словарно-лексическая работа, репродукции с изображением ельника и оленя; графическая работа над стихотворением; домашнее задание.
Ход урока.
Открывается 1 слайд (Урок литературного чтения Приложение 1)
1. Организационный момент.
– Добрый день. Я рада встрече с вами. Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу. Мне приятно начинать урок.
– Надеюсь вы будете активными. Жду от вас красивых ответов.
2. Актуализация опорных знаний.
Открывается 2 слайд презентации (3 – 4 репродукции о природе)
– О чём бы вы хотели поговорить сегодня на уроке, глядя на эти пейзажи?
(о природе, о растениях, о животных, о реках и т. д.)
– Как вы думаете, этот удивительный мир природы нуждается в нашей защите? А почему?
– Вы правы: МИР НУЖДАЕТСЯ В НАШЕЙ ЗАЩИТЕ.
Открывается 3 слайд (название темы урока)
– Мы с вами отправимся в мир, который нуждается в нашей защите.
– Я считаю, что сделала правильный выбор, отправившись с вами в дорогу.
– А что возьмём с собой в дорогу?
(Достаю из рюкзака разные предметы: рогатка, блокнот, лупа, ручка, кисточка, книга, бинокль, воздушный шарик, сачок…. Ребята выбирают то, что необходимо для наблюдения за природой.)
– Какой человек способен быть защитником природы?
(Добрый. Внимательный. Сильный. Любящий природу. Имеющий сердце и душу.)
– Вот такой человек, который любит природу всем сердцем и душой, который умеет защищать природу, способен написать прекрасные стихи и удивительные картины.
3. Подготовка к восприятию.
Я приглашаю вас познакомиться с замечательными произведениями искусства…
4. Работа с «Картинной галереей».
Работа с картиной А. Дюрера «Заяц» (зал 8).
Открывается 4 слайд (Картина А. Дюрера «Заяц»)
– Давайте навестим «Картинную галерею» и рассмотрим репродукцию с картины в технике акварель немецкого художника Альбрехта Дюрера.
– Рассмотрите внимательно зайца.
– Что подметил художник и изобразил, какие особенности его внешнего вида, повадок, состояния?
(Какие ушки, усики, коготки и т. д.)
– Что ты слышишь?
(бьётся сердце, шумит ветер, дышит заяц…)
– Где художник увидел зайца и изобразил?
– Художник изображает зайца на нейтральном фоне (то есть не в комнате, не на травке, а на «пустом месте»). А почему?
– А как вам кажется в какой обстановке зайцу будет уютнее всего, где он будет чувствовать себя спокойно, «как дома»?
(Конечно же, в траве)
Работа с картиной А. Дюрера «Травы» (зал 8).
Открывается 5 слайд (Картина А. Дюрера «Травы»)
– Рассмотрите внимательно травы на репродукции с картины Дюрера.
– Какие растения вы узнали?
(Одуванчики, уже облетевшие, с ярко жёлтыми стебельками и вырезными листочками; мятлик луговой, мелкие цветочки которого прячутся в колосках, составляющих развесистую метёлку; мясистые листья подорожника, освещённые солнцем; порей, узкие, тончайшие и длинные листочки которого напоминают лук.)
– Почему вы узнали эти растения?
– (Эти растения растут в нашей местности.)
– Молодцы ребята, что так хорошо знаете растения своего края.
– Представьте на миг, что наступило лето, и мы с вами очутились на этом лугу.
– Какие услышали звуки?
(Стрекочут кузнечики. Шелестит трава. Поют птички.
– А вы можете почувствовать особенности воздуха?
(Пахнет травами. Воздух тёплый, летний.)
– Ощущаете близость воды?
(Растения высокие, сочные)
– Это раннее утро, день или начинающиеся сумерки?
(Это сумерки. Одуванчики закрылись)
Открывается 6 слайд (2 картины вместе)
Обобщение по картинам.
– Любит ли художник мир природы, если судить по двум его репродукциям?
(Альбрехт Дюрер очень любил природу.)
– Представляете, как надо любить и ценить мир природы, чтобы с таким вниманием написать каждую былинку травы, каждую шерстинку на заячьей шкурке?
–Что хотел показать нам художник?
(красоту природы)
– Над чем заставляют задуматься эти репродукции?
(О бережном отношении к природе. О любви к животным.)
– Дюрер считал, что в мире нет ничего малозначительного: всякая крошечная подробность жизни одухотворена и полна смысла.
5. Тематическая физкультминутка «Путешествие в лес»
Текст | Описание движений |
Здравствуй, лес – необычный лес, Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи. Ты же видишь – Мы свои. |
Широко разводим руки в стороны. Повороты вправо – влево с вытянутыми руками. Руки подняты вверх. Выполняем покачивающие движения вправо – влево. Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, Поворачиваясь при этом в правую и левую стороны. Широко разводим руки в стороны. Прижимаем обе ладони к груди. Широко разводим руки в стороны. |
6. Чтение и анализ стихотворения И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…» (с. 42.)
– Природой восторгаются не только художники, но и поэты, писатели и мы с вами.
Открывается 7 слайд (Портрет и годы жизни И.А. Бунина)
– Ребята! То произведение, которое мы будем сегодня читать, хранит в себе переживания, мысли и душу поэта написавшего их.
– Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже, в старинной дворянской семье. Он очень много путешествовал и хорошо знал русский, английский, французский языки. Для стихов Бунина характерна задушевная интонация. В них отразилась любовь поэта к России, родной земле.
– Откройте учебники на странице 42.
– Послушайте стихотворение И.А. Бунина и постарайтесь понять внимательное и бережное отношение поэта к миру природы.
(Выразительное чтение стихотворения.)
– Вам понравилось это стихотворение? Почему?
– Какое настроение вызвало в вас это стихотворение?
(радость, чувство восхищения)
– Что вызывает в вас эту радость?
– Какие слова помогли поэту передать это настроение?
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной
Он красоту от смерти уносил!
– Прочтите самостоятельно стихотворение, найдите трудные для вас слова и подчеркните их.
Словарно-лексическая работа.
(работа в парах)
– Соедините слово и его значение.
– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
Открывается 8 слайд (1-я, 2-я,3-я,4-я строфы в порядке очереди)
1 строфа
Ельник – лес, в котором растут ели.
Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.
Тяжкие рога – тяжёлые рога
2 строфа
Зубом скрёб – зубом грыз
Остинка – уменьшительно – ласкательная форма слова «ость»: тонкая длинная щетинка на колосе у злаков; в данном случае речь идёт о хвойных иголочках.
Макушка ёлки – верхушка ёлки
3 строфа
Размеренный след – определённая мера для следа
Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять.)
4 строфа
Долина – открытая местность
Бешено – изо всех сил
В избытке свежих сил – много новых сил
Стремительность – быстрота
– Кто из вас выполнил задание без ошибок? - Придумайте название этому стихотворению.
(«Красавец олень», «Красота побеждает смерть», «Густой зелёный ельник у дороги…», «Красота»)
– Как вы думаете, почему сам автор не дал никакого названия своему стихотворению?
(Оно лишает читателя возможности самому проникнуться чувством восхищения перед красотой зверя.)
Беседа.
– Почему стихотворение начинается с описания густого зелёного ельника?
– Перед нами разворачивается спокойная жизнь леса, прекрасная в свой обыденности.
Густой зелёный ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
Открывается 9 слайд (появляется пейзаж ельника)
– Как вы думаете, действительно ли герой – рассказчик этого стихотворения наблюдал события, которые он описывал?
– Как он понял то, что произошло в лесу? (По следам.)
– Какие следы он увидел? Чьи это были следы? (Следы оленя.)
– Как изменяются оленьи следы? («И вдруг – прыжок!»)
– Чьи ещё появляются следы на снегу? (Охотничьих собак)
– Куда из леса ведёт теперь след? (В луга, в долину)
– Какой пейзаж теперь перед нами в конце стихотворения?
(Словесное рисование детей.)
Открывается 10 слайд (олень)
– Чем закончилась погоня?
(Олень спасается.)
– В чём красота оленя?
(«Могучий, тонконогий, к спине откинув тяжкие рога»)
– Что можно сказать о рассказчике, который по следам смог восстановить происшедшие события? (Он наблюдательный человек.)
– Умение читать следы на снегу – большое искусство, которое доступно только очень наблюдательным людям. Таков автор этого стихотворения.
– Любит ли он природу?
– Где и почему происходит перелом настроения? Где кульминация этого стихотворения? Укажите точно строчку.
(«И вдруг – прыжок!» - смысл поединка жизни и смерти, красоты и смерти.)
– Есть мнение, что в лирическом герое уживаются два человека: поэт и охотник.
– Кто такой лирический герой? (Определение)
Открывается 11 слайд (определение «лирический герой»)
Лирический герой - это герой-рассказчик или художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста произведения, как лицо, наделенное определенностью, индивидуальностью судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира.
– Лирический герой стихотворения, герой рассказчик не назван, но постоянно присутствует. Ведь если внимательно перечитать текст, то окажется, что тонконогий красавец с тяжкими рогами, этот могучий, белозубый олень, существует лишь в воображении лирического героя, ибо всю картину происходящего он представляет себе по следам.
– Ты можешь это обнаружить в тексте?
– Кто же побеждает в душе лирического героя: поэт или охотник?
Работа в группах.
(Раздаю карточки слова-настроения.)
(Грусть, любование, ожидание, печаль, радость, покой, тревога, обида, восторг, восхищение, лёгкость, азарт, наблюдательность, удовольствие, знание, разочарование… )
– Распределите эти слова каждому человеку.
По одному человеку выходят к доске и прикрепляют слова.
(Идёт разбор слов, которые попали и поэту и охотнику.)
– Действительно, побеждает поэт. Поэт выразил свое отношение к спасению оленя в последних строках: «Он красоту от смерти уносил!». В спасении оленя он видит больше, чем в сохранении жизни животного,- СПАСЕНИЕ КРАСОТЫ.
6. Работа над выразительным чтением стихотворения.
– Всё ли стихотворение мы будем читать в одном темпе?
– Какие строки читаются медленнее, а какие – быстрее?
– С какой интонацией читать последнюю строфу? Почему?
Выразительное чтение стихотворения с расставленными паузами.
Открывается 12 слайд (стихотворение с расставленными паузами)
7. Рефлексия (итог урока)
– Что особенно заинтересовало каждого из вас на уроке?
(Мне очень понравились картины Альбрехта Дюрера. Мне понравилось стихотворение И. А. Бунина.)
(Художник и поэт любят мир природы и учат нас этому.)
– Что вас взволновало? О чём задумались?
(Такие люди умеют любить и ценить природу, поэтому они нарисовали удивительные картины красками и словами.)
– Это стихотворение написано 100 лет назад, но сегодня, почти век спустя мы изучаем это стихотворение и любуемся этими картинами. Почему?
– (Стремление спасти красоту от гибели по – прежнему актуально, и поэтому прекрасное стихотворение Бунина звучит очень современно.)
– Я благодарю вас за работу на уроке. В память об этом уроке мне хотелось бы вам подарить эти блокноты с изображением природы и ручки. И когда в ваших душах будет просыпаться поэт или художник – обязательно занесите свои чувства в блокнот.
8. Домашнее задание.
Открывается 13 слайд (домашнее задание)
Чтецам: Выразительное чтение стихотворения И. Бунина.
Художникам: Сделать в блокноте две иллюстрации к этому стихотворению.
Поэтам: Найти или сочинить стихи о природе.
Открывается 14 слайд (Благодарность)
* * *
Густой зелёный ельник у дороги, I
Глубокие пушистые снега. II
В них шёл олень, I могучий, I тонконогий, I
К спине откинув тяжкие рога. II
Вот след его. II Здесь натоптал тропинок, I
Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб – II
И много хвойных крестиков, I остинок +
Осыпалось с макушки на сугроб. II
Вот снова след, I размеренный и редкий, I
И вдруг – II прыжок! III И далеко в лугу +
Теряется собачий гон – II и ветки, I
Обитые рогами на бегу… III
О, I как легко он уходил долиной! III
Как бешено, I в избытке свежих сил, I
В стремительности радостно-звериной +
Он красоту от смерти уносил! III
Иван Бунин