Цели:
- Формировать положительное отношение к себе, друзьям, одноклассникам;
- Воспитывать гуманистические черты характера у подрастающего поколения.
Задачи:
- Учить говорить и слушать;
- Развивать навыки культуры поведения, сознательного отношения к своему здоровью; навыки самоанализа;
- Развивать воображение, мышление, речь, умения выделять главное и отличительные признаки;
Оборудование: карточки с названиями черт характера;. карточки для работы в парах; рисунки с изображением мимики человека (Приложение 1); рисунки автопортретов детей; учебние-тетрадь “Окружающий мир”, автор Поглазова О.Т. 2 класс (1 часть); медиапроектор, слайды (Приложение 2)
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие гостей.
2. Психологический настрой.
Концентрация внимания “Здесь и сейчас” (1-2 минуты). Дети прижимают одну ладонь ко лбу, другую – к затылку.
- Ребята, закройте глаза, сядьте удобнее и слушайте мои слова. Все, что с вами произошло вчера – ушло навсегда. Это уже прошлое. Все неприятности, грубые слова, которые вам говорили, огорчения – все это исчезло навсегда. Все, что будет завтра - это пока мечты, сон. Это фантазии. Существует только то, что находится здесь и сейчас. Постарайтесь подумать о себе сейчас. Вам нравится одежда, в которую вы одеты, место, где вы сидите. Полюбите себя в эту минуту. Подумайте, что каждый из вас - самое дорогое, самое ценное, что есть на свете. Все ваше внимание сосредоточено на том, чем мы будем заниматься на уроке “здесь и сейчас”.
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
1.
- Что дороже всего на свете? (здоровье)
- Что значит, по-вашему, быть здоровым? (Да, не
болеть, быть бодрым и веселым.)
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
2. Работа в парах.
Над стрелочками попробуйте написать советы, чтобы сохранить здоровье на долгие годы.
- Режим дня;
- Закаливание;
- Личная гигиена;
- Правила безопасности.
III. Постановка учебных задач.
- Каким объектом неживой природы вы хотели бы быть и почему? (Мы живые и быть неживыми совсем не хочется.)
До этого мы говорили с вами только о человеке вообще, а теперь давайте приглядимся к себе и к другим людям, чтобы понять, чем они схожи и чем отличаются друг от друга.
- Отгадайте спрятанное за знаком вопроса слово. В помощь вам – фразы, относящиеся к этому слову (фразы написаны на стрелках):
Люблю своих родных |
Имею друзей |
Учусь в школе |
Имею много увлечений |
(Дети предлагают свои варианты ответов и угадывают спрятанное слово)
Когда человек хочет сказать свое мнение, как он говорит? |
Открывается отгаданное слово “Я”.
- Что Означает слово “Я”? (Я – каждая
личность, человек)
- Можете ли вы сказать про себя этими же фразами?
IV. Игра “Угадай по описанию”.
Дома вы описывали себя, чтобы тебя могли узнать знакомые. Как ты выглядишь, какой у тебя характер, чем занимаешься, что умеешь делать, чему хочешь научиться.
- Сейчас я зачитаю несколько карточек, а вы отгадайте о ком это будет описание.
Вывод: Все мы разные. Каждый из нас не похож на другого. Чем же мы отличаемся друг от друга?
(Дети высказывают свои мнения. Учитель обобщает ответы детей и вывешивает карточки:
Внешность |
Характер |
Увлечение |
Привычки |
- Теперь я вам предлагаю написать на листочках то, что отличает каждого из вас от других ребят.
(Детские работы вывешиваются вокруг буквы “Я”. Дети сами зачитывают о себе или это делает учитель.)
- Ребята, что вы заметили в ваших работах?
(Обращается внимание детей на повторяющиеся характеристики. Дети приходят к выводу:
Мы все разные, но у нас много общего. |
- Мы все разные, но все замечательные и талантливые, а если немного постараемся, то все сможем стать красивыми людьми!
V. Работа по учебнику.
Стр.68.№4 – Предлагаю подумать и отметить в задании, что ты считаешь самым важным в человеке.
Самостоятельное выполнение.
Проверка.
VI. Работа над новым материалом.
- Многие выбрали в человеке внешность. Действительно, в первую очередь мы обращаем внимание, когда встречаемся с человеком на его лицо, на одежду. Какой должен быть у человека внешний вид, чтобы с ним хотелось общаться? (Привлекательным, добрым, аккуратным)
- Внимательно посмотрите на рисунки и скажите,
какие чувства испытывает мальчик в каждом
случае. (Рисунки на доске) (Приложение
1)
- О чем предупреждают эти рисунки? (Ваши лица
красивы, когда вы добры, приветливы, радостны, и
некрасивы, когда они злы, капризны и равнодушны.)
- Когда ты самый красивый? Оставим на доске только
эти рисунки. И будем стараться, чтобы даже
незнакомые люди, глядя на вас, говорили о вашей
красоте и доброте.
- Скажите, неужели “Я” – это только внешний вид?
Одна половинка окна растворилась,
Одна половинка души показалась.
Давай-ка откроем и ту половинку,
И ту половинку окна!
- Почему Я прочла именно это стихотворение?
Потому что “Я” – это не только внешний вид, но и внутренний мир. Человек может быть чистым, аккуратным, но общаться с ним не хочется: он груб, невежлив, не уважает маму, папу, учителя.
- Значит мы отличаемся не только внешним видом,
но и своим неповторимым внутренним миром.
- От кого же зависят наши внутренние качества? (От
самих себя)
- Встречают по одежке, а провожают по уму.
- Как вы понимаете пословицу.
- На вопрос анкеты : Будет ли чувствовать себя одиноким человек, у которого нет друзей?
Вы все ответили: Да, будет.
Виноват ли человек в том, что с ним никто не общается?
Нет – 3 человека;
Не знаю – 4 человека;
Да – 9 человек.
- А теперь я приглашаю вас самокритично отнестись к самим себе, задуматься о своих недостатках.
Стр. 68 №6.
А чтобы вы не стеснялись говорить о своих недостатках, давайте сначала прочитаем некоторые высказывания мудрых людей на эту тему. (Дети читают афоризмы на слайдах)
- Если люди терпят разговоры о своих пороках –
это лучший признак того, что они исправляются.
- Если ты сделал добро – скрой, если тебе сделали
добро – расскажи.
- Нет ничего отважнее, чем победа над самим собой.
- Не замечать своих недостатков – самый страшный
недостаток.
- Нужно увидеть и знать свои недостатки, чтобы
уметь рассказать о них. Кто таит их от другого,
тот таит их и от себя.
- Не бойтесь говорить о своих недостатках, а
бойтесь их не исправлять.
- Выполнение задания. Проверка.
(Недостатков еще много, значит, работа по их исправлению должна продолжаться)
Учитель: Я согласна, нет предела совершенствованию, только нам надо с вами четко знать: какие черты характера нам нужны, а какие – нет. Помните: только когда начнешь узнавать себя, узнаешь о своем несовершенстве.
- Что значит “совершенствовать себя”? (Работать
над собой.)
- Как? (Быть лучше сегодня, чем был вчера.) Очень
важно, чтобы человек умел прощать. “Запишите
обиды на песке, а прощение на мраморе” – как
вы понимаете эти слова?
- Вы делаете добрые дела, нужно ли об этом
говорить? (“Добро, которое ты делаешь от
сердца, ты делаешь всегда себе
VII. Игра “Берем – не берем”.
Учитель: А теперь немного поиграем. Игра называется “ Берем – не берем”. Я называю вам черты характера, а вы, с помощью сигнальных карточек (зеленый цвет – берем, красный – не берем), показываете, будете или нет “брать” эту черту характера себе. (Карточки с названиями черт характера на доске)
Эгоизм Скромность Отзывчивость Рассеянность Грубость Пунктуальность Доброта Жадность Трудолюбие |
Болтливость Равнодушие Тактичность Лживость Аккуратность Вежливость Честность Высокомерие Зависть |
Далее учащиеся группируют положительные и отрицательные качества.
- Могут ли у человека быть только положительные
качества? (Нет.)
- Про человека, у которого много положительных
качеств говорят – “хороший человек”.
- Будем же стараться быть хорошими детьми.
И помните слова великого русского писателя Антона Павловича Чехова:
В человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и тело, и мысли, и поступки.
(Слова записаны на доске, как эпиграф к уроку)
VIII. Обобщение.
- Что нового, интересного для себя открыли?
Учитель дарит детям аппликации сердца с пожеланиями в стихотворной форме.