Физический диктант как одна из форм письменной проверки знаний учащихся

Разделы: Физика


Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания школьников, ею определяется результативность и эффективность обучения.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся – сложный этап процесса обучения. Сложный и для учителя, и для учащихся. Для учителя он сложен в теоретическом, методическом и организационном отношении, а для ребят – в психологическом плане.

Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Ее специфическая особенность - большая объективность по сравнению с устной, так как легче осуществить контроль за усвоением материала. Для письменной проверки можно выбрать общую для всех школ систему вопросов, определить критерии оценки работы учащихся, что приводит к более полному осуществлению контролирующей и ориентирующей функций проверки.

Основной недостаток письменной проверки знаний заключается в отсутствии непосредственного контакта между учителем и учеником в процессе ее осуществления, что не позволяет учителю непосредственно наблюдать за процессом мышления учащихся.

На основании анализа результатов письменной проверки имеется возможность дать сравнительную оценку знаний и развития учащихся; выявить весь объем ошибок, допускаемых классом в целом по проверяемому материалу, на основании чего учитель может судить о достоинствах и недостатках применяемой им методики.

Для письменной проверки знаний, умений и навыков учащихся всего класса требуется значительно меньше времени по сравнению с устной проверкой, но сам учитель должен затратить время на подготовку к ней и на определение результатов. Учащиеся в процессе письменной проверки должны проявить большую сосредоточенность, умение четко выражать мысли, владеть навыками письменной речи.

Письменная проверка осуществляется в виде физических диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, сочинений и рефератов.

Физические диктанты как форма письменной проверки знаний одновременно большого числа учащихся получила в настоящее время широкое распространение в школах. Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного, являются одним из средств проверки сознательного выполнения домашнего задания, позволяют выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач, подготовленность к выполнению эксперимента.

С помощью физических диктантов решаются следующие дидактические задачи обучения физике: диагностирование знаний учащихся, предупреждение возникновения пробелов, корректирование процесса обучения, проверка достижения конечного результата обучения.

Физические диктанты представляют перечень вопросов, которые учитель диктует учащимся и на которые они сразу же должны написать ответ. Чтобы обдумывание не было длительным и занимало примерно одинаковое время у всех учащихся, необходимо круг вопросов, отбирать которые проверяются в форме физического диктанта.

Один из приёмов проведения физических диктантов.

Для того чтобы учащиеся овладели стандартом основного общего физического образования, часто применяю один из психологических приёмов “эффект края”. Суть этого приёма заключается в том, что быстрее запоминается материал, расположенный в начале и в конце заучиваемого текста. То, что находится в середине, “ложится в память” хуже, требует большего времени на заучивание. Поэтому, если есть такая возможность, целесообразно в процессе заучивания менять местами начало и середину, конец и середину.

Физические диктанты, проведённые таким образом, дают высокие результаты.

Пример: Физический диктант. На отработку формул. Тема: Световые кванты.

11 класс. Тема. Световые кванты.
Ф/д. №1.

1. Частота.
2. Длина волны.
3. Скорость света.
4. Постоянная Планка.
5. Ммасса фотона.
6. Импульс фотона.
7. Энергия фотона.
8. Работа выхода.
9. Кинетическая энергия.
10. Уравнение Эйнштейна.
11. Предельная частота (красная граница)
12. Длинноволновая граница.

11 класс. Тема. Световые кванты.
Ф/д. №2.

1. Масса фотона.
2. Импульс фотона.
3. Энергия фотона.
4. Работа выхода.
5. Ччастота.
6. Длина волны.
7. Скорость света.
8. Постоянная Планка.
9. Ккинетическая энергия.
10. Уравнение Эйнштейна.
11. Предельная частота (красная граница)
12. Длинноволновая граница.

11 класс. Тема. Световые кванты.
Ф/д. №3.

1. Частота.
2. Длина волны.
3. Скорость света.
4. Постоянная Планка.
5. Кинетическая энергия.
6. Уравнение Эйнштейна.
7. Предельная частота (красная граница)
8. Длинноволновая граница.
9. Масса фотона.
10. Импульс фотона.
11. Энергия фотона.
12. Работа выхода.

Результат:

Номер диктанта Ученик 1 Ученик 2 Ученик3 Ученик 4
№1 58% 66% 75% 58%
№2 66% 83% 83% 75%
№3 83% 91% 100% 83%

Как показывает практика работы учителей, диктанты можно использовать на всех этапах обучения физике, но при этом необходимо учитывать возрастные особенности: учащиеся 7 и 8 классов легко возбуждаются, но и быстро утомляются, медленно пишут.

Систематическое проведение физических диктантов оказывает на учащихся психологическое и воспитательное воздействие. Они приучаются вдумчиво и серьезно учить материал. Готовясь к уроку, они предполагают, какие вопросы будут проверены учителем фронтально, какие – индивидуально, а какие – в форме физического диктанта. Учащиеся привыкают к тому, что знания каждого из них будут тщательно проверены и оценены. Это воспитывает дисциплину труда, трудолюбие.