"Тайны букв "Е" в продуктах питания"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

Обучающая цель: Ознакомить учащихся со значением буквы “Е” на продуктовой этикетке, исследовать продукты питания на содержание вредных веществ.

Развивающая цель: Развитие внутренней мотивации учения, экологической культуры, повышение интереса к познанию химии.

Воспитывающая цель: Формирование у учащихся осознания необходимости заботиться о своем здоровье, изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы их правильно применять.

План урока:

1. Приветствие;
2. Ознакомление с планом урока;
3. Продуктовая этикетка

- ознакомление со значением кодов букв “Е” на продуктовых этикетках;
- групповая работа по определению вреда для здоровья человека продуктов;
- выступление групп учащихся по итогам исследования.

4. Подведение итогов урока – рефлексия.

Оборудование и материалы:

  1. Дидактические карточки;
  2. Наглядные материалы – таблицы;
  3. Продуктовые этикетки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте!

Приглашаю вас на урок “Тайны” букв “Е” в продуктах питания”, который буду вести я – Сардаана Владимировна.

(Мотивация – цель для учащихся)

2. План урока.

На сегодняшнем мероприятии мы постараемся ответить на вопросы, как тесно связана химия с нашей повседневной жизнью, как можно облегчить решение многих бытовых проблем, имея даже минимальный запас знаний по химии. Во время исследования мы выясним, каков же истинный состав нашей повседневной пищи.

Итак, начинаем.

3. Продуктовая этикетка.

- Ознакомление со значениями букв “Е” (Мотивация)
- Котлеты, зразы, булочки, лечо, чипсы, сладкие завтраки, йогурты, мороженое, кока-кола, фанта…
- Мы покупаем продукты, рассматривая рисунки, рекламу.
- А что же собой представляет пища?
- Ее состав, казалось бы, прост: белки, жиры, углеводы, вода, витамины. Но, читали ли вы когда-нибудь этикетки на упаковках всех этих вкусностей? Сплошные буквы “Е”! Что это такое?

- Это пищевые добавки. Они не изобретение нашего высокотехнологического века. Соль, пряности известны людям с незапамятных времен. Но, расцвет их использования начался в 20 веке - веке пищевой химии. На добавки были возложены большие надежды, и они оправдали ожидания в полной мере, с их помощью удалось создать большой ассортимент аппетитных, долгохранящихся и при этом менее трудоемких в производстве продуктов. Завоевав признание, “улучшители” были поставлены на поток. Колбасы стали нежно розовыми, йогурты свежефруктовыми, а кексы пышно-нечертвеющими. “Молодость” и привлекательность обеспечили именно добавки, которые используют в качестве красителей, эмульгаторов, уплотнителей, загустителей, желеобразователей…

Их наличие в обязательном порядке указывается на упаковке в перечне индигридиентов, и обозначаются буквой “Е” (начальная буква в слове Европа). Их наличия пугаться не стоит, большинство наименований при правильном соблюдении рецептуры вреда здоровью не несет, исключения составляют лишь те, которые у отдельных людей могут вызвать индивидуальную непереносимость.

Далее за буквой следует число. Оно позволяет ориентироваться в многообразии добавок, являясь кодом конкретного вещества.

Например, Е152- активированный уголь, Е1404 – крахмал, Е500 – сода.

Значение букв “Е” в продуктах питания

Коды Значения
Е100-Е182 Красители, усиливают или придают вкус
Е200-Е299 Консерванты, повышают срок хранения продуктов
Е300-Е399 Антиокислители - замедляют процессы брожения, окисления в продуктах питания
Е400-Е499 Стабилизаторы, эмульгаторы - обеспечивают длительную сохранность консистенции
Е500-Е599 Регуляторы рН – регулируют среду растворов
Е600-Е699 Ароматизаторы, усиливают или придают вкус
Е 900-Е999 Антифламинги, препятствуют слеживанию муки, сахарного песка, а также образованию пены в напитках.
Е1000-Е1521 Все остальное: глазирователи, разделители, герметики, улучшители муки, подсластители
Е700-Е899 Не существуют, зарезервированы для новых веществ

Но многие вещества, закодированные буквами “Е”, могут быть опасны для здоровья человека.

Списки вредных веществ

Приносимый вред Коды букв “Е”
Канцерогены – вещества вызывающие раковые образования и опухоли (К) Е103, Е105,Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е131, Е142, Е152, Е210, Е211, Е213, Е214, Е215, Е216, Е217, Е240, Е330, Е467
Вызывают заболевания печени и почек (ЗПиП) Е171, Е172, Е173
Вызывают заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) Е221, Е222, Е223, Е224, Е225, Е226
Аллергены – вещества, вызывающие аллергию (А) Е230, Е231, Е232, Е239, е311, Е312, Е313
Вызывает заболевания печени и почек, а также заболевания желудочно-кишечного тракта (ЗПиП и ЗЖКТ) Е320, Е321, Е322, Е338, Е339,Е340, Е341, Е407, Е450, Е461, Е462, Е463, Е464, Е465, Е466

- Групповая работа по определению вреда для здоровья человека продуктов:

Учащиеся получают списки с вредными веществами (таблица), закодированными буквами “Е”, и этикетки от упаковок различных продуктов. Определяют, какие пищевые добавки добавлены в данный продукт, и анализируют их с точки зрения вреда для организма человека, т.е. содержания вредных веществ.

- Выступления групп учащихся по итогам исследования

4. Подведение итогов – рефлексия.

  1. Что вы узнали нового из урока?
  2. Пригодятся ли полученные знания в вашей повседневной жизни?
  3. Понравилось ли вам занятие?

Вот так быстро и незаметно пролетело время нашего занятия. Но страна “Химия” бесконечна. Исследуйте её, и вы найдете в ней массу интересного и познавательного.

Спасибо за активное участие!

Приложение.