Священное уменье говорить, Произносить слова и строить фразу. Как просто это: стоит рот открыть, И чудо слова возникает сразу. Е. Винокуров |
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В программе модернизации Российского образования говорится о необходимости введения компетентностного подхода в образовании и формирования отдельных компетенций. Это связано с тем, что традиционные подходы в обучении нужно дополнять такими, которые связаны со способностью человека эффективно действовать за пределами учебных программ и учебных ситуаций. В последние годы увеличивающийся поток информации требует внимания к развитию языковой компетентности младших школьников.
Компетентность – совокупность взаимосвязанных качеств личности ученика (знаний, умений, навыков, способов деятельности) по отношению к определённому кругу предметов и процессов, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Языковая компетентность – это процесс и результат познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика, как личности.
Не случайно В.А.Сухомлинский потребность в общении, потребность человека в человеке называл самой неискоренимой и самой человечной. Он считал, что там, где нет культивирования этой потребности, никакими хитроумными организационными зависимостями, никаким подчинением и руководством невозможно возместить убогости воспитания.
Компетентность в общении сегодня является одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Политик, руководитель менеджер и, конечно, учитель – для них коммуникативная компетентность является профессионально важным качеством. Компетентность в общении способствует профессиональной эффективности человека и так же, как учителю, необходима ученикам.
Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе, при совместной деятельности. Динамичный темп жизни, расширение контактов, новые условия трудовых отношений требуют от современных россиян развития новых качеств. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально компетентным, более адаптивным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. “Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
На уроках русского языка учащимся предлагаются разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.
Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
В школе создана система контроля за уровнем развития орфографической зоркости младших школьников, разработаны критерии оценки уровней сформированности мыслительных операций.
Анализ результатов орфографической зоркости показывает, что если на начало исследования допускали ошибки 38% учащихся, то на конец эксперимента 24,2%. Определены уровни грамотности.
Динамика уровня грамотности учащихся.
Уровни | 2005–2006 | 2006–2007 | 2007–2008 |
Первый | 50% | 65% | 77% |
Второй | 23% | 20% | 13% |
Третий | 22% | 15% | 10% |
Таким образом, наблюдается положительная динамика роста орфографической грамотности. Наблюдается тенденция роста качества знаний при выполнении контрольных срезов, итогового контроля.
Контроль | 2005–2006 | 2006–2007 | 2007–2008 |
Контрольный срез | 50% | 65% | 69% |
Итоговый срез | 60% | 68% | 72% |
По результатам выполнения творческих работ были выявлены качественные изменения в содержании, структуре, речевом оформлении данных работ, рост числа учащихся, которые стали выполнять работу без речевых ошибок, на более высоком уровне. Все работы в зависимости от количества допущенных ошибок были условно поделены на 4 уровня:
Уровни речевой деятельности | 2005–2006 | 2006–2007 | 2007–2008 |
Кол-во учащихся в % отношении от общего кол-ва участников | Кол-во учащихся в % отношении от общего кол-ва участников | Кол-во учащихся в % отношении от общего кол-ва участников | |
Высокий | 30% | 35% | 38% |
Оптимальный | 36% | 39% | 41% |
Средний | 24% | 18% | 15% |
Низкий | 10% | 8% | 6% |
Используя опыт развития коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка, можно добиваться устойчивых положительных результатов, выполняя проблемные, творческие и дифференцированные задания, различные виды диктантов, создавая комфортные условия для формирования положительной мотивации.
С целью развития грамотности и культуры речи в школе в декабре 2008 года был реализован проект “Великий Устюг – родина Деда Мороза”. Проект осуществлялся в различных номинациях.
Одна из номинаций – “Письмо Деду Морозу”.
Для детей – это письмо, для учителей – уроки развития речи. (Приложение 1)
Вторая номинация “Новогодний сувенир”.
Мастер-класс (Приложение 2) научит, как сделать замечательный подарок родным и близким
В рамках реализации проекта силами кафедры начальных классов разработана и издана брошюра “Учение с увлечением. Советы Деда Мороза”, в которой представлены сценарий урока развития речи “Откуда приходят Деды Морозы” и технологические карты для изготовления сувениров из помпонов (Приложение 3)