Участники:
- победители и призеры «Интеллектуального марафона» (ученики 1-4 классов),
- классные руководители,
- родители,
- старшеклассники – ведущие праздника и помощники,
- танцевальная студия «Серпантин»,
- хоровая студия «Соловушка».
Цели:
- Способствовать проявлению индивидуальности каждого учащегося, раскрытию многогранности своих интересов;
- Содействовать развитию творческих способностей, познавательных интересов учеников, развитию инициативы и самостоятельности;
- Пробуждать интерес учащихся к энциклопедическим знаниям, к решению нестандартных задач;
- Способствовать воспитанию умения радоваться творческим находкам, маленьким открытиям, общаться, дружить, поддерживать друг друга и помогать друг другу.
Подготовительная работа (сроки: апрель – май 2008 г.)
- Изучение литературы, сбор материалов для праздника, составление сценария праздника, подбор задания для всех туров, определение места и времени проведения праздника;
- Подготовка музыкального сопровождения и выступлений творческих коллективов школы;
- Создание мультимедийной презентации с заданиями для всех туров игры <Приложение 1>;
- Формирование жюри (наблюдателей и помощников) из числа детей, учителей и родителей;
- Подготовка ведущих праздника;
- Создание памятных дипломов, приобретение призов, товаров для «Школьного кафе»;
- Предварительное определение для каждого участника тура (названия конкурса), в котором он будет принимать участие, исходя из индивидуальных возможностей ребенка и его творческого потенциала.
Оформление, оборудование, инвентарь:
- компьютер,
- проектор,
- Экран,
- магнитофон;
- праздничное оформление зала (плакаты, шары, флажки);
- скамейки для зрителей;
- 7 игровых мест (стулья, столики для играющих расставлены полукругом)
- таблички с номерами ответов (1,2,3,4,5) для каждого игрока;
- сундук с «талантами», гонг (звоночек) у помощников и наблюдателей;
- костюмы для творческих номеров, аккордеон;
- выставка по итогам проведенного «Интеллектуального марафона» (кроссворды, фотографии победителей, образцы заданий олимпиады, творческие проекты учащихся);
- оформление «Школьного кафе» (вывеска, сладости).
Ход праздника:
Слайд 1 <Приложение 1>
Звучит музыка, рассаживаются зрители и участники праздника.
Ведущий:
Добрый день, друзья! Сегодня в зале собрались самые эрудированные дети из всех классов начальной школы, победители разных этапов «Интеллектуального марафона» этого года. Вам сегодня пригодятся все ваши знания, эрудиция и таланты. Помните притчу, в которой говорится о зарытых талантах? Хорошо, я её напомню.
Инсценировка притчи (краткое содержание):
Некто, уходя в дальние края, поручил рабам заботу о своём состоянии. Одному он доверил 5 талантов (серебряная монета, имевшая хождение в античную эпоху), другому – 3, третьему – 1. Двое хорошо потрудились и преумножили состояние хозяина. Третий раб, ленивый и хитрый, зарыл свою монету в землю… Трудолюбие первых двух было вознаграждено. Вернувшийся хозяин подарил им все заработанные ими таланты. У нерадивого же он отобрал последнее…
Ведущий:
Сейчас я тоже кое-что вручу участникам нашей игры небольшое состояние. Помощники вносят сундук, раздают деньги - «таланты» (греческие монеты) - по четыре каждому победителю и по три каждому призеру «Интеллектуального марафона».
Как же вы распорядитесь своим капиталом? В нашей игре вас ждут вопросы из разных областей знаний: литературы, математики, русского языка, природоведения, ребусы и шуточные вопросы. Ну, а если речь пойдёт вдруг о том, что «мы не проходили», я скажу так: «Нас ждёт «Интересный разговор!»
Участвовать в игре мы будем по очереди. От класса выбирается один эрудит, обладающий капиталом, для участия в каждом туре. Кто этот счастливчик, выбирать вам.
Итак, я называю тему, оглашаю вопрос, а вы должны будете сделать ставку – одну монету, если вы планируете отвечать на этот вопрос. В случае удачи вы заработаете столько же. Как видите, условия приемлемы, просты и понятны. Я предлагаю вам вопрос и варианты ответов на экране. Вы выбираете ответ и поднимаете карточку с соответствующей цифрой: 1, 2, 3, 4 или 5. Договоримся сразу: отвечать на вопрос будет только тот, кто сделал ставку. Остальные – отдыхают и поддерживают игрока! После игры наши монеты без ограничений обмениваются в «Школьном кафе»…
Слайд 2
Проведем пробный тренировочный тур! Вопрос из школьной жизни. Кто не боится – тот делает ставки! (На эту процедуру даётся 10 секунд.) Сделали ставки? Молодцы! (Звучит гонг.)
Итак, эрудиты, чему учат в школе? Предлагаю варианты ответов:
1. Хорошо писать.*
2. Смело драться.
3. Громко кричать.
4. Высоко летать.
(Жду ответа 10 секунд…)
Совершенно верно, правильный ответ под №1 (правильные ответы выделены полужирным шрифтом и отмечены звездочкой*). Ответивший правильно, получает талант. Всё понятно? Тогда вперёд!
Слайды 3-6
1 тур - литературный.
(Классы выбирают знатоков литературы, которые станут участниками первого тура. Участники занимают свои игровые места.)
Ведущий:
«Всё, что приходит на ум, обдумывай дважды и трижды», - гласит народная поговорка. Только, боюсь, сегодня нам придётся спешить, иначе вы останетесь с носом, то есть растеряете все свои таланты…
Задаю вопрос на литературную тему. Делаем ставки. (Звучит гонг.)
Кто сказал волшебное слово «Кара-барас»?
1. Карабас Барабас
2. Гудвин
3. Гэндальф
4. Мойдодыр*
5. Урфин Джюс
Ведущий:
Помощников прошу распорядиться капиталом. Таланты удваиваются у тех, кто поднял табличку с ответом 4, часть капитала потеряли те, кто дал другие ответы. Прошу помощников выдать заработанные и собрать потраченные таланты.
Следующий вопрос опять из области литературы. Делаем ставки.
Найдите правильное окончание пословицы: «С глупым водиться…»
1. Всегда пригодится.
2. Сам поглупеешь.*
3. Длинная дружба.
Помощников прошу распорядиться капиталом. … Продолжаем разговор о литературе. Делаем ставки.
Вспомните название книги Л. Кэрролла «Приключения Алисы в Стране…»
1.Зеркал
2. Уроков
3. Чудес*
4. Каникул
5. Мудрецов
Помощников прошу распорядиться капиталом. …
Подведем итоги первого тура. Все игроки имели возможность заработать три дополнительных таланта. Кому это удалось? Молодцы! Есть ли те, кто потерял свое состояние? Не расстраивайтесь! Не в деньгах счастье!
Сейчас мы чествуем победителей конкурса «Эрудит-лото» - первого этапа нашего «Интеллектуального марафона». На сцену приглашаются … (Вручение дипломов, подарков.)
-Для вас звучит песня в исполнении хоровой студии «Соловушка».
Слайды 7-10
2 тур – математический.
Ведущий:
Здесь собрались эрудиты в разных областях знаний. Предлагаем вопросы по математике. (Участники занимают свои игровые места.)
Вы, наверное, слышали поговорку: «Риск – благородное дело». Это как раз о нас. Кто делает ставку, тот материально рискует, но рискует и тот, кто не делает ставки! Неизвестно, выдастся ли ему ещё случай увеличить своё состояние? Делаем ставки. (Звучит гонг.)
Первый вопрос. Делаем ставки.
Буратино решал задачу: «У вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?» Каков был ответ Буратино?
1. Ни одного
2. Одно
3. Полтора
4. Два*
5. Три
Помощников прошу распорядиться капиталом. …
Второй вопрос. Делаем ставки.
Реши логическую задачу.
У Толи, Вани и Олега было свободное время. Двое мальчиков смотрели фильм, а один – читал книгу. Ваня не смотрел фильм. Что делали Толя и Олег?
1. Играли в шахматы.
2. Смотрели фильм.*
3. Читали книги.
-Что посоветуете мальчикам?
Помощников прошу распорядиться капиталом. …
-Уважаемые математики, делаем свои ставки, не зарывайте таланты в землю.
Сложили вместе два квадрата. Сколько сторон у получившейся фигуры?
1. 8
2. 6
3. 5
4. 4*
Помощников прошу распорядиться капиталом. …
Подведем итоги второго тура.
В декабре проходил конкурс на самый интересный кроссворд. Победителями стали … (называются имена победителей). Награждение победителей, вручение подарков.
Студия «Серпантин» дарит ребятам зажигательный танец «Самба».
Слайды 11-14
3 тур - для «знатоков русского языка».
Ведущий:
А теперь обратим наш весёлый взор на русский язык. (Участники занимают свои игровые места.) Кто из вас, о, достойные из достойных, знаком с этим предметом? «Знать много языков – значит получить много ключей к одному замку», - говорил Вольтер. Вам предстоит продемонстрировать знание одного языка – русского. (Звучит гонг.)
Первый вопрос. Делаем ставки.
Прошу сосредоточиться.
Найдите слово с ударением на третьем слоге:
1. Картина
2. Ударение*
3. Хихикнули
4. Ласточка
5. Письмо
Помощников прошу распорядиться капиталом. …
Второй вопрос. Делаем ставки.
Найди слово, в котором не все согласные звуки звонкие:
1. Зубы
2. Голова
3. Голуби
4. Арбуз*
5. Звон
Помощников прошу распорядиться капиталом. …
Третий вопрос. Делаем ставки.
Мальчик каждую букву своего имени заменил порядковым номером этой буквы в русском алфавите. Получилось число: 510141. Как звали мальчика?
1. Евгений
2. Дима*
3. Даниил
4. Денис
5. Антон
Помощников прошу распорядиться капиталом. …
Подведем итоги третьего тура.
В третьей четверти в школе проходила командная игра «Интеллект-бой». В финал вышли команды … классов. Победителем была признана команда … . Приглашаем команды на сцену для вручения памятных призов и дипломов.
Игра с залом «Угадай, скажи и покажи».
Слайды 15-18
4 тур – « Любители природы».
Ведущий:
Внимание, приглашаем всех любителей природы. (Участники занимают свои игровые места.)Делаем ставки. Помните, что ложное знание, как сказал один из великих, хуже, чем полное незнание. Не зарывайте таланты в землю.
Первый вопрос. Делаем ставки.
Какие растения зацветают весной до распускания листьев на деревьях?
1. Мать-и-мачеха*
2. Осина
3. Черёмуха
4. Рябина
5. Клён
Помощников прошу распорядиться капиталом. …
Второй вопрос. Делаем ставки.
Прошу сосредоточиться. Делаем ставки.
Родина пингвинов – это:
1. Арктика
2. Антарктида*
3. Австралия
4. Евразия
5. Северная Америка
Помощников прошу распорядиться капиталом. …
Кто не знал или не угадал, ничего страшного, всё равно молодцы. Ведь даже великий Сократ как-то сказал: «Я знаю лишь то, что ничего не знаю».
Третий вопрос. Приближается лето, каникулы. Делаем ставки. Не зарывайте таланты в землю.
Почему люди именно летом заготавливают такой корм для домашних животных, как сено?
1. Потому что у школьников летом каникулы.
2. Потому что летом много сочной травы.
3. Потому что летом жарко, скошенная трава хорошо просыхает.*
4. Потому что летом людям нравится этот вид труда.
5. Потому что зимой лучше погреться на печке.
Помощников прошу распорядиться капиталом. …
Подведем итоги четвертого тура.
Традиционно в феврале в нашей школе проводятся олимпиады по русскому языку и по математике для учащихся 4 классов. Знатоками русского языка стали … .
Самыми эрудированными по математике являются … . Награждение. Вручение грамот и подарков.
Ведущий:
Объявляем «Интересный разговор». Участвуют все зрители в зале. Есть вопросы, о которые ломают копья лучшие умы человечества. С моим вопросом все намного проще. Все вы знакомы с электрической лампочкой, часами, бумагой, стеклом. А что же из них, так же как и вы, пребывает в младенческом возрасте? Какое изобретение самое молодое? (Ответы детей.)
Да, действительно! Вы правы. У электрической лампочки просто младенческий возраст: ей чуть больше ста лет. Всего сто тридцать лет назад стали применять электричество для освещения домов и улиц. А вот возраст бумаги исчисляется тысячами лет.
В нашей школе тоже есть изобретатели, исследователи, начинающие ученые. Совсем недавно, в марте, прошла защита творческих проектов в рамках научно-практической конференции «Наука будущего». Кого-то из юных исследователей заинтересовали исторические места нашего города и старинные народные промыслы, кто-то увлекся музыкой и живописью. Нашлись и такие, кто решил выяснить, действительно ли на наших подоконниках в классах и дома притаились вредители и вампиры?
Оказывается, кактусы - колючие гномики растительного мира – излучают энергетические искры. Агрессивный человек, если подолгу находится рядом с кактусами, становится еще раздражительней. А вот тихоням очень полезно посидеть среди кактусов - это придаст им сил, поможет поверить в себя.
“Существуют ли растения, которые полезны всем и всегда?”- спросите вы. Конечно! Первый среди них - хлорофитум. Он благоприятно влияет на человека, очищает воздух от бактерий и насыщает его кислородом.
Приходите на конференцию в следующем году, и вы узнаете много интересного!
Слайды 19-22
5 тур – «Ребусы».
Ведущий:
Все вы, уважаемые умники, любите отгадывать ребусы. (Участники занимают свои игровые места.) Только не спешите с ответом, как сказал Гёте: «Гораздо легче вполне ошибиться, нежели наполовину».
Первый вопрос <Рисунок 1>. Делаем ставки. Вопрос требует времени для расшифровки. Игрокам предоставляется 2 минуты.
Под каким номером спряталась птичка?
Помощников прошу распорядиться капиталом. …
Второй вопрос <Рисунок 2>. Делаем ставки.
Какого слова нет среди зашифрованных в ребусах слов:
1. Воздух
2. Дождь
3. Гроза
4. Звонок*
5. Ребус
Помощников прошу распорядиться капиталом. …
Третий вопрос. Делаем ставки.
Сколько животных спряталось здесь?
ан-ло-ти-мед-па-ко-дил-ведь-кро-о-нё-мот-ге-бе-раф-нок-ле-жи
1. 5
2. 6*
3. 7
4. 3
5. 4
Помощников прошу распорядиться капиталом. …
Подведем итоги пятого тура.
Продолжила наш «Интеллектуальный марафон» массовая игра «Познавательный базар». Она стала частью общешкольной ярмарки «Орбиты творчества». Учителя, родители и старшеклассники на один день превратились в продавцов, а вы, уважаемые дети, стали покупателями познавательных товаров. Лучшими покупателями на «Познавательном базаре» были признаны … . А наибольшее количество продаж совершил учитель … . Поздравляем их с такой нелегкой победой! (Награждение, вручение призов.)
Слайды 23-28
6 тур – «Шуточные вопросы».
Ведущий:
А теперь объявляется последний тур «Шуточные вопросы». (Участники занимают свои игровые места.) Грек Хилон две тысячи лет назад сказал: «Даже такому философу как я трудно отвечать на глупые вопросы». Я рада тому, что вы без особого труда отвечали на мои вопросы. А теперь пора отдохнуть: шуточные вопросы!
Первый вопрос. Делайте ставки.
Что значит выражение «зарубить себе на носу»?
1. Запомнить.*
2. Разбить себе нос.
3. Удачно завершить дело.
4. Ошибиться.
Помощников прошу распорядиться капиталом. …
Второй вопрос. Делаем ставки.
Сколько пальцев у человека?
1. 10
2. 20*
3. 50
4. 100
Помощников прошу распорядиться капиталом. …
Третий вопрос. Делаем ставки.
Что нельзя делать на уроке?
1. Писать диктанты.
2. Писать сочинения.
3. Писать записки.*
4. Писать решения задач.
Помощников прошу распорядиться капиталом. …
На четвертый вопрос может ответить любой участник праздника. Вопрос для сидящих в зале. Делаем ставки.
Сколько цветов у радуги?
1. Нет у неё цветов, одни ягоды.
2. 7.*
3. Бесконечное множество.
4. По рабочим дням – 7, по выходным – 12.
Помощников прошу распорядиться капиталом. …
Пятый вопрос для учителей, присутствующих на празднике. Делаем ставки, уважаемые учителя.
С кем подружился Чебурашка?
1. С Шапокляк.
2. С крыской Лариской.
3. С директором школы.
4. С крокодилом Геной.*
Помощников прошу распорядиться капиталом. …
Подводим итоги шестого тура и подсчитываем заработанные таланты. Удалось ли кому-то собрать 7 талантов? Молодцы!
Исполнение песни хоровой студией «Соловушка» вместе с учениками в зале.
Слайды 29-30
«Интеллектуальный марафон» прощается с вами до следующего года. Мы очень надеемся, что все вы будете активными участниками «Интеллектуального марафона» в следующем году.
Огромное спасибо всем организаторам и спонсорам «Интеллектуального марафона – 2007-2008». По мнению детей, «таланты» за организацию интеллектуального марафона должны получить учителя … и родители … . (Награждение, вручение дипломов.)
Слайды 31-32
Рефлексия.
Подведём итоги нашего праздника.
Ваши впечатления от игры?
Станете ли Вы участниками «Интеллектуального марафона» в новом учебном году? Почему?
Как оцениваете своё участие в игре? Удалось ли преумножить свои таланты?
Сейчас приобретенные «таланты» все эрудиты и знатоки могут обменять на сладости в нашем «Школьном кафе». Спасибо за внимание! До свидания!
Звучит музыка.
Слайд 33
Использованные ресурсы:
- Клепинина З.А. Окружающий мир. Тесты.- М., 2003. (для составления заданий)
- Сухин И.Г. Литературные викторины, тесты.- М., 1998. (для составления заданий)
- Сценарии школьных праздников. Составитель Соколов А.В.- М., 2002. (для составления заданий)
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Уникальный рабочий материал по математике.- М., 2004. (для составления заданий)
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Все предметы начальной школы в викторинах.- М., 2000. (для составления заданий)
- http://www.rm.kirov.ru/tasks.htm (отдельные задания для 5 тура)
- http://slob-skola5.narod.ru/sk5.files/METODIKA/vneklassa/viktorina.htm (название игры, притча, форма проведения)
- http://www.livegif.ru/ (гиф картинки для презентации).