Звучит музыка ВИА «Земляне», песня «Прости, Земля». Музыка постепенно становится тише. Звучит чуть слышно.
Ведущий.
По-гречески «экос» - дом, «логос» - наука. Экология – наука о доме, о месте жительства. Наука о доме – для мыши и журавля, для червя и бабочки, для сосны и ландыша, для людей – взрослых и детей. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для существ, на ней живущих. Но мы с вами сегодня коснемся экологических проблем, которые нас окружают, и постараемся их, хотя бы немножечко решить.
Ведущий.
Я вас приглашаю на ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АРБАТ! Если слово экология понятно, то, что же такое Арбат, кто знает? (ведущему дети отвечают) …Действительно – это одна из центральных улиц в Москве, где впервые была открыта пешеходная зона, на которой можно было увидеть различное творчество, встретить художников, музыкантов, поэтов, да и мало ли кого еще….
Ведущий.
С нами сегодня на Арбате вчерашние наши ученицы, а сегодня студентки географического факультета КГПУ – Татьяна и Алена.
Ведущий.
Для работы нам необходимо образовать две команды и вот, что мы для этого сделаем: … (предлагается ребятам выбрать декоративные камни двух цветов, таким образом - по выбранному цвету образуют команду).
Ведущий.
Первая творческая группа садится за один стол, а другая за другой. (дети рассаживаются по группам согласно номеру баннера).
Ведущий. (объявляет задания).
ЗАДАНИЕ 1.
Используя любые цифровые данные исследований Артура Д., Елены Т., Антона К. о том, какое количество мусора приходится на одного члена семьи в сутки, составьте экологическую задачу и решите ее.
(во время работы звучит легкая инструментальная музыка, например, «Одинокий пастух»)
Затем каждая группа представляют свою экологическую задачу. И за это получает «ФИШКУ» (это элемент аппликации, которая в конце занятия появится на доске).
ЗАДАНИЕ 2.
Вы все прекрасно знаете, что в правилах дорожного движения существуют определенные знаки. Составьте экологический знак и представьте его. Одна команда – для школьной столовой, другая команда – для подъезда своего дома.
(тихо звучит музыка)
ЗАДАНИЕ 3.
Мы с вами уже говорили о том, что в школьной столовой можно повесить экологический знак и почему, и для жильцов наших подъездов тоже порой необходимы экологические знаки. Может знаки не всегда понятны детям и взрослым, тогда попробуйте составить обращение – одна команда к жильцам подъезда, а другая для ребят и взрослых, посещающих школьную столовую.
(те, кто в предыдущем задании работал над знаком для школы – пишут обращение к жильцам подъезда, и наоборот)
ЗАДАНИЕ 4.
А сейчас задание творческое, необычное. Вам нужно сделать, используя подручный материал – коробку, цветную бумагу, журналы, скотч – сотворить чудо-урну. Мимо которой никто бы не прошел, и у любого человека обязательно возникло бы желание ею воспользоваться, чтобы бросить мусор , а не в раковину или на пол, как иной раз это делается.
Ведущий.
Каждая команда в процессе работы над заданиями получала фишки, вы, наверное, обратили внимание, что они необычные
- это отдельные элементы картины, которую мы должны получить, собрав их вместе… Сейчас на доске по одному представителю от каждой команды её и составят…
(Выходят по одному представителю от каждой команды к доске и собирают картину)
А пока…
Ведущий.
Внимание! Внимание! К нам в гости на экологический Арбат пришел известный гитарист, поп-звезда Мельник Роман! Он для всех нас исполнит известную музыкальную композицию…
(Пока звучит музыка, ведущий и два игрока, по одному представителю от обеих команд, из фишек составляют картину – аппликацию).
Ведущий.
Смотрите! Какая замечательная картина у нас получилась! ... (Ведущий обращает внимание на то, как прекрасна наша планета, когда светит солнце, благоухают цветы, щебечут птички, журчит чистый холодный ручей… Делает акцент на том, что мир хрупкий и его необходимо беречь. Ведущий обращает внимание детей на те цветные камешки, которые каждый выбрал в начале занятия - они похожи на капельки утренней росы…).
У каждого из вас остался маленький кусочек стекла – он очень похож на нашу планету Земля – такой же красивый и хрупкий. Всякий раз, когда вы будете смотреть на него, вспоминайте наш ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АРБАТ, а еще то, что в руках каждого из вас будущее нашей планеты. В 1992 г. руководители почти всех государств мира собрались в Рио-де-Жанейро (Бразилия) и приняли программу устойчивого развития, назвав ее «Повестка для на 21 век». Но станет ли эта программа реальностью, будет ли мир таким, каким его хочется видеть, - зависит от всех нас, от усилий каждого человека. Каждый из вас сегодня должен задуматься над тем какова экологическая ситуация вокруг нас. Можем ли мы внести вклад в дело защиты окружающей среды…
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики.
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите, землю! Берегите!
М. Дудин
(Звучит музыка ВИА «Земляне»)
ПРИМЕЧАНИЕ
ПЛАН РАБОТЫ НАД КАЖДЫМ ЗАДАНИЕМ
- ДАЁТСЯ ЗАДАНИЕ.
- ДЕТИ РАБОТАЮТ ОПРЕДЕЛННОЕ ВРЕМЯ.
- ПРЕДСТАВЛЯЮТ.
- ДАЮ ФИШКУ.
- ДАЛЕЕ…
Организаторы «Экологического Арбата» могут использовать дополнительные задания 5 – 7 или заменить ими 1, 2, 3, 4.
ЗАДАНИЕ 5.
Все прекрасно знают поэму В.В. Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо?».
Крошка сын к отцу пришел
И спросила кроха
Что такое хорошо
И что такое плохо?У меня секретов нет
Слушайте детишки
Папы этого ответ
Помещаю в книжке.
Используя эти строки, продолжите поэму, но уже на новый экологический лад.
ЗАДАНИЕ 6.
Вам было дано домашнее задание под рубрикой «Знаете ли Вы?». Давайте посмотрим, что у вас получилось.
ЗАДАНИЕ 7.
Очень много существует различных пословиц и загадок о человеке и природе…(проводится своеобразный аукцион на знание таковых).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Российской Федерации. Москва, 1993 г.
- «Экология». Энциклопедия «Аванта +», т. № 19 М.; «Аванта +», 2001 г.
- «Экология. Культура. Общество», популярный журнал для некоммерческих организаций и преподавателей экологии Дальнего Востока. Издание зарегистрировано Приморским ТУ МПТР России; г. Владивосток, номера журнала за 2004-2005 гг.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ МУЗЫКА
- ВИА «ЗЕМЛЯНЕ», сборник песен
- Сборник инструментальной классической музыки