Урок проводится в 10-м социально-экономическом классе. Важным аспектом при ведении урока являются межпредметные связи по информатике, экономике и математике.
Рассмотрение материала о потребительском кредите построено на реальных данных, на реальной жизненной ситуации, с которой столкнулись педагоги и, с которой, вероятно, придется столкнуться учащимся в будущем.
Наличие в школе кабинета информатики, оснащенного современной вычислительной техникой и проектором дало возможность провести урок с использованием мультимедийных технологий.
В настоящее время существует много направлений использования компьютера в учебном процессе, например, как средство для создания таблиц, проведения расчетов в таблице по формулам и анализа таблиц с помощью графиков. Расчеты ведутся с помощью электронных таблиц Excel.
Идея создания урока возникла из желания продемонстрировать учащимся тот факт, что экономика - наука, имеющая достаточно сложный математический аппарат, наука не только описательная, но и прикладная. При подготовке к уроку учащиеся получили опережающие домашние задание по расчету кредита. Была создана группа экспертов из числа учащихся, которые проверили расчеты и проанализировали допущенные ошибки.
Экономические понятия: депозит, кредиты, процентная ставка становятся реально ощутимыми после проведения собственных расчетов и осмысления этих понятий через реальную жизненную ситуацию.
Кроме того, решение экономических задач вносит разнообразие в урок информатики, помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся, обогащает социальный опыт, расширяет представление об окружающем мире. Учащиеся понимают, как в жизни практически можно применить знания по информатике для расчетов различных экономических ситуаций. Предлагаемая проблема должна способствовать формированию у учащихся экономического мышления и научить анализировать результаты решения, например, с помощью графиков.
Использование ПК (персонального компьютера) на уроках экономики - один из лучших способов мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся.
Цели и задачи:
- рассмотреть виды кредита, доступные потребителю;
- научиться анализировать условия договора кредитования;
- практически применить анализ таблиц с помощью графиков к расчету кредита;
- оценить плюсы и минусы "жизни в долг";
- продолжить формирование умений в решении экономических задач, сопоставлении и сравнении динамики экономического процесса;
- на основе приобретенных знаний формировать умения пользоваться экономическими понятиями в жизни;
- развивать культуру экономического мышления.
Ход урока
Урок сопровождается презентацией "Потребительский кредит. Жизнь в долг:" (Приложение 1). В работе приведены ссылки на кадры данной презентации.
Оргмомент.
Постановка учебных целей и задач перед учащимися (кадр 1).
Проверка усвоения знаний, полученных на предыдущем уроке:
Что такое "кредит" (кадр 2).
Из какой хозяйственной ситуации вытекает возможность такого экономического явления как кредит? (кадр 3).
Кто использует данную ситуацию в своих интересах? (кадр 4).
Какой вывод можно сделать о причинах участия банков в процессе кредитования? (кадр 5).
Объяснение нового материала.
Определение "потребительского кредита", которое дает современная экономическая теория (кадр 6).
Определение основных экономических субъектов потребительского кредита (кадр 7).
Кредиторы в потребительском кредите (кадр 8).
Формы погашения кредита (кадр 9).
Определение принципов потребительского кредитования (кадр 10).
Из основных принципов потребительского кредита вытекают обязанности заемщика (кадр 11).
Беседа с классом: в чем же, по-вашему, состоит преимущество потребительского кредита?
Преимущества потребительского кредитования, рекламируемые банками (кадр 12).
Беседа с классом: почему же в последнее время банки вместе с предприятиями торговли так усилено рекламируют и выдают потребительский кредит?
Вывод: чтобы получить большой % по кредиту и перекрыть % по депозиту.
Показ двух реальных договоров кредитования в банке "Русский стандарт". Постановка логического задания по заметке "Банки расскажут правду о кредитах" (кадры 14 - 16).
Проверка домашнего задания: составление планов погашения кредитов по исходным данным (кадры 17 - 19):
- проверка выполнения домашнего здания;
- выступление экспертов, объясняющих правильность вычислений по исходным данным (кадры 20 ).
При нажатии левой клавиши мыши на экране появляется книга с заданиями и графиками, созданная в программе EXCEL. Задания для построения графиков и сами графики приведены в приложении 2.
Анализ таблиц расчета кредита с помощью графиков.
Работа проводится учителем информатики, который дает конкретные задания на построение определенных видов графиков в соответствии с темой урока. Причем, учителем объясняется новый материал по построению лепестковой диаграммы. Виды графиков и диаграмм приводятся в Приложении 2.
Лист1 и Лист2. Опережающее домашнее задание.
Лист3 и Лист4 Расчеты кредитов , выполненные учащимися.
Лист6 Сравнение состава выплат за первый и последний месяцы кредитов. Построение гистограмм по двум кредитам.
Лист7. Результат построения гистограмм по двум кредитам.
Лист8. Объяснение принципов построения лепестковой диаграммы. Определение динамики изменения процентов и части основного долга по кредитам.
Лист 10. Сравнение двух кредитов по основным показателям.
Лист 12 и Лист 13. Построение круговой диаграммы и определить состав переплат по двум кредитам.
Вывод: независимо от сроков кредитования переплаты примерно одинаковы и максимальную часть переплат составляет комиссия.
Лист 14 и Лист 15. Расчет реального процента переплат от указанных сумм кредита.
Вывод: реальный процент переплат намного выше указанного в договоре. Чем меньше срок кредитования, тем меньше процент переплаты.
Определение недостатков потребительского кредитования (кадр 21).
Вывод урока: главным недостатком потребительского кредита является большая переплата за счет ежемесячных выплат по расчетно-кассовому обслуживанию.