Интегрированный урок (технология + ИЗО) по теме "Как создается костюм"

Разделы: Технология, МХК и ИЗО


Цели и задачи урока:

  1. Ознакомить учащихся с силуэтами, формами одежды, цветовым кругом, холодными и теплыми цветами.
  2. Научить подбирать одежду по фигуре, создавать новые модели.
  3. Развитие познавательных интересов, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
  4. Развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус, навыков аккуратной работы.

Наглядность:

  • схемы,
  • рисунки,
  • образцы цветов,
  • слайды.

Практическая работа: “Создание модели”.

Инструменты и принадлежности:

  • альбомы,
  • фигура человека,
  • карандаши,
  • краски.

Ход урока

I. Организационный

II. Вопросы

  • что вы знаете о моде?
  • что такое силуэт?
  • что такое костюм?
  • что такое цвет?

III. Основная часть. Сообщение теоретических знаний.

Технологический блок.

Как создается костюм?

На этот вопрос в двух словах не ответишь. Так как “костюм на протяжении всей его многотысячелетней истории всегда был именно произведением искусства, .. имеющим свои принципы художественной композиции, изменявшиеся в зависимости от эпохи со всеми её, иногда мало изученными, особенностями. Мода и костюм всегда отражают стиль и эпоху (Слайд 2) (Презентация).

В отношении одежды принято различать четыре основных стиля: классический, спортивный, романтический, и фэнтази. Кроме того существует множество стилей, связанных с различными историческими эпохами : средневековые ( романский и готика), эпохи Возрождения, барокко, рококо, ампир, модерн и т.д. (Слайд 3).

Композиция костюма включает в себя целый ряд понятий. Латинское слово “compositio” значит – составление, соединение, сочетание. Как любое произведение искусства, костюм создается с помощью свойственных ему выразительных средств, которые используются в соответствии с определенными правилами. Внешним проявлением определенной организации и связей частей одежды, обуви и головного убора является форма костюма, характеризующая силуэтом. Это французское слово, которым называют внешние очертания любого предмета, его “тень”. По характерному силуэту в фас или профиль мы легко отличаем костюмы минувших веков и прошедших десятилетий нашего века. Несмотря на все своеобразие и неповторимость, их, как и костюм современный, можно “вписать” в одну из простых геометрических фигур, близких по высоте и ширине к пропорциям человеческой фигуры - прямоугольник, трапецию, треугольник, овал. (Слайд 4).

Кроме строгих определений силуэтные решения часто получают образные “прозвища”, которые сразу дают представление о их характере: например , брюки - “дудочки”, “сигареты”, “гаучо”, “бананы”. (Слайд 5).

Силуэт костюма ограничен силуэтными линиями. Внутри силуэта располагаются линии разного назначения:

фасонные или модельные, которые обязательно связаны с силуэтными, подчинены силуэту. Подчеркивают его особенности ( например, линия втачивания рукава или “реглан”, линия воротника или лацканов, линия отрезной талии);

конструктивные, с помощью которых создается объемная форма костюма в пространстве, необходимая для создания заданного силуэта, и правильная посадка его на фигуре человека;

декоративные – для украшения, особого выделения наиболее важных для зрительного восприятия частей костюма (кокетки, карманы, складки, драпировки, оборки и т. д.); декоративные линии зависят от конструктивных, часто с ними совпадают. ( Слайд 6).

Художественный блок.

Что касается линий, то они должны располагаться в костюме не хаотично, а согласованно друг с другом и с природным строением фигуры человека. Построение таких “скоординированных” линий – целая наука, а точнее, искусство. Тем не менее нам всем дано от природы умение видеть, оценивать, сравнивать художественные достоинства окружающих нас предметов. При этом мы отталкиваемся от природы, которая всегда окружала и окружает человека, частью которой он является. Вольно или невольно, сознательно или неосознанно, мы сравниваем все с человеком, с его физическими свойствами. С духовными представлениями. Это свойственно каждому человеку художественное восприятие можно и нужно в себе развивать. Попробуйте внимательно присмотреться к себе и к другим и разобраться, что кому “идет” или “ не идет”, а главное, понять – почему, в чем причина.

Огромную роль в одежде играют пропорции. Пропорции – это соотношение частей костюма по величине между собой и в сравнении с фигурой человека. Сравнительная длина, ширина, объем лифа и юбки, рукавов, воротника, головного убора, деталей влияют на зрительное восприятие фигуры в костюме, на мысленную оценку её соразмерности. Самыми красивыми, совершенными, “правильными” выглядят такие соотношения, которые близки естественным пропорциям человеческой фигуры. В исследованиях, чертежах, расчетах многих художников, архитекторов, ученых древности, различными путями искавших гармонию в природе и искусстве, мы находим понятие “золотое сечение”, которое выражается математически как отношение чисел 3:5, 5:8, 8:13, 13: 21. То же самое касается и костюма.( Слайд 7).

Именно здесь, говоря о пропорциях, хотелось бы напомнить о бессмертной красоте архитектурных памятников Древней Руси и античной Греции, которые так непохожи друг на друга и в тоже время близки своей гармонией, гениальным художественным расчетом пропорций, линий, украшений, естественностью слиянием с природой. Поэтому в различные эпохи архитектура и костюм отражают художественный стиль своего времени; а народный костюм как бы вбирает и хранит в веках все лучшее, современное, “вечное”. (Слайд 8).

Цвет в костюме – одно из самых выразительных средств. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Кроме семи цветов радуги – спектра ( красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), в цветовой круг входит, как бы замыкая его, пурпурный цвет. (Слайд 9).

В природе существует 4 основных цвета: красный, зеленый, желтый и синий.

При создании костюма обязательно учитываются свойства цвета. Светлые, чистые, теплые цвета как бы приближают и увеличивают предмет, но в тоже время делают его легче. Темные, холодные цвета удаляют и уменьшают, но придают тяжесть. (Слайд 10).

Согласованность цветов называется гармонией цветов. Всякий человек имеет свои внешние данные, в том числе сочетание оттенков кожи, глаз, волос, что также подчиняется палитре красок и соответствует каждому времени года. (Слайд 11).

При создании моделей художник – модельер учитывает все закономерности цветовых сочетаний, которые не только выражают композицию костюма, но и действуют на эмоции и характер человека. В поисках выразительных средств, особенно в новых моделях, всегда выбирают ведущую гамму на каждый сезон. Здесь простор и для вашей изобретательности, возможность пробовать, искать, фантазировать, сочетать цвета и создавать новые неожиданные модели.

IV. Практическая работа: “Создание модели”

Придумать и нарисовать модели на сезон: весна – лето, выдержав стиль, пропорцию и предложить свое цветовое решение.

V. Подведение итогов, мини- защита творческих работ, выставление оценок.

За 10-15 мин. до конца урока.

Прошу защищать свои работы. Учащиеся дают обоснование выбора моделей и отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Можете задавать вопросы.

Работа оценивается всем классом. Демонстрация лучших работ.

Список используемой литературы:

  1. Ермилова В.В, Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. М., 2001.
  2. Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды. М., 2001.
  3. Учебник для учащихся общеобразовательной школы (вариант для девочек) Под редакцией Симоненко В.Д. М., 2000.
  4. Научно- методический журнал “ Школа и производство” № 4. М., 2002.
  5. Н.М.Сокольникова, Основы живописи. 5-8 классы. Обнинск. Изд. “Титул” 1996.
  6. О.В.Павлова. Изобразительное искусство. Волгоград: Учитель, 2008.
  7. Р.И.Егорова, В.П.Монастырская. Учись шить. М., “Просвещение”.1989.