Цели и задачи урока:
- Ознакомить учащихся с силуэтами, формами одежды, цветовым кругом, холодными и теплыми цветами.
- Научить подбирать одежду по фигуре, создавать новые модели.
- Развитие познавательных интересов, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус, навыков аккуратной работы.
Наглядность:
- схемы,
- рисунки,
- образцы цветов,
- слайды.
Практическая работа: “Создание модели”.
Инструменты и принадлежности:
- альбомы,
- фигура человека,
- карандаши,
- краски.
Ход урока
I. Организационный
II. Вопросы
- что вы знаете о моде?
- что такое силуэт?
- что такое костюм?
- что такое цвет?
III. Основная часть. Сообщение теоретических знаний.
Технологический блок.
Как создается костюм?
На этот вопрос в двух словах не ответишь. Так как “костюм на протяжении всей его многотысячелетней истории всегда был именно произведением искусства, .. имеющим свои принципы художественной композиции, изменявшиеся в зависимости от эпохи со всеми её, иногда мало изученными, особенностями. Мода и костюм всегда отражают стиль и эпоху (Слайд 2) (Презентация).
В отношении одежды принято различать четыре основных стиля: классический, спортивный, романтический, и фэнтази. Кроме того существует множество стилей, связанных с различными историческими эпохами : средневековые ( романский и готика), эпохи Возрождения, барокко, рококо, ампир, модерн и т.д. (Слайд 3).
Композиция костюма включает в себя целый ряд понятий. Латинское слово “compositio” значит – составление, соединение, сочетание. Как любое произведение искусства, костюм создается с помощью свойственных ему выразительных средств, которые используются в соответствии с определенными правилами. Внешним проявлением определенной организации и связей частей одежды, обуви и головного убора является форма костюма, характеризующая силуэтом. Это французское слово, которым называют внешние очертания любого предмета, его “тень”. По характерному силуэту в фас или профиль мы легко отличаем костюмы минувших веков и прошедших десятилетий нашего века. Несмотря на все своеобразие и неповторимость, их, как и костюм современный, можно “вписать” в одну из простых геометрических фигур, близких по высоте и ширине к пропорциям человеческой фигуры - прямоугольник, трапецию, треугольник, овал. (Слайд 4).
Кроме строгих определений силуэтные решения часто получают образные “прозвища”, которые сразу дают представление о их характере: например , брюки - “дудочки”, “сигареты”, “гаучо”, “бананы”. (Слайд 5).
Силуэт костюма ограничен силуэтными линиями. Внутри силуэта располагаются линии разного назначения:
фасонные или модельные, которые обязательно связаны с силуэтными, подчинены силуэту. Подчеркивают его особенности ( например, линия втачивания рукава или “реглан”, линия воротника или лацканов, линия отрезной талии);
конструктивные, с помощью которых создается объемная форма костюма в пространстве, необходимая для создания заданного силуэта, и правильная посадка его на фигуре человека;
декоративные – для украшения, особого выделения наиболее важных для зрительного восприятия частей костюма (кокетки, карманы, складки, драпировки, оборки и т. д.); декоративные линии зависят от конструктивных, часто с ними совпадают. ( Слайд 6).
Художественный блок.
Что касается линий, то они должны располагаться в костюме не хаотично, а согласованно друг с другом и с природным строением фигуры человека. Построение таких “скоординированных” линий – целая наука, а точнее, искусство. Тем не менее нам всем дано от природы умение видеть, оценивать, сравнивать художественные достоинства окружающих нас предметов. При этом мы отталкиваемся от природы, которая всегда окружала и окружает человека, частью которой он является. Вольно или невольно, сознательно или неосознанно, мы сравниваем все с человеком, с его физическими свойствами. С духовными представлениями. Это свойственно каждому человеку художественное восприятие можно и нужно в себе развивать. Попробуйте внимательно присмотреться к себе и к другим и разобраться, что кому “идет” или “ не идет”, а главное, понять – почему, в чем причина.
Огромную роль в одежде играют пропорции. Пропорции – это соотношение частей костюма по величине между собой и в сравнении с фигурой человека. Сравнительная длина, ширина, объем лифа и юбки, рукавов, воротника, головного убора, деталей влияют на зрительное восприятие фигуры в костюме, на мысленную оценку её соразмерности. Самыми красивыми, совершенными, “правильными” выглядят такие соотношения, которые близки естественным пропорциям человеческой фигуры. В исследованиях, чертежах, расчетах многих художников, архитекторов, ученых древности, различными путями искавших гармонию в природе и искусстве, мы находим понятие “золотое сечение”, которое выражается математически как отношение чисел 3:5, 5:8, 8:13, 13: 21. То же самое касается и костюма.( Слайд 7).
Именно здесь, говоря о пропорциях, хотелось бы напомнить о бессмертной красоте архитектурных памятников Древней Руси и античной Греции, которые так непохожи друг на друга и в тоже время близки своей гармонией, гениальным художественным расчетом пропорций, линий, украшений, естественностью слиянием с природой. Поэтому в различные эпохи архитектура и костюм отражают художественный стиль своего времени; а народный костюм как бы вбирает и хранит в веках все лучшее, современное, “вечное”. (Слайд 8).
Цвет в костюме – одно из самых выразительных средств. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Кроме семи цветов радуги – спектра ( красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), в цветовой круг входит, как бы замыкая его, пурпурный цвет. (Слайд 9).
В природе существует 4 основных цвета: красный, зеленый, желтый и синий.
При создании костюма обязательно учитываются свойства цвета. Светлые, чистые, теплые цвета как бы приближают и увеличивают предмет, но в тоже время делают его легче. Темные, холодные цвета удаляют и уменьшают, но придают тяжесть. (Слайд 10).
Согласованность цветов называется гармонией цветов. Всякий человек имеет свои внешние данные, в том числе сочетание оттенков кожи, глаз, волос, что также подчиняется палитре красок и соответствует каждому времени года. (Слайд 11).
При создании моделей художник – модельер учитывает все закономерности цветовых сочетаний, которые не только выражают композицию костюма, но и действуют на эмоции и характер человека. В поисках выразительных средств, особенно в новых моделях, всегда выбирают ведущую гамму на каждый сезон. Здесь простор и для вашей изобретательности, возможность пробовать, искать, фантазировать, сочетать цвета и создавать новые неожиданные модели.
IV. Практическая работа: “Создание модели”
Придумать и нарисовать модели на сезон: весна – лето, выдержав стиль, пропорцию и предложить свое цветовое решение.
V. Подведение итогов, мини- защита творческих работ, выставление оценок.
За 10-15 мин. до конца урока.
Прошу защищать свои работы. Учащиеся дают обоснование выбора моделей и отвечают на вопросы учителя и одноклассников.
Можете задавать вопросы.
Работа оценивается всем классом. Демонстрация лучших работ.
Список используемой литературы:
- Ермилова В.В, Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. М., 2001.
- Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды. М., 2001.
- Учебник для учащихся общеобразовательной школы (вариант для девочек) Под редакцией Симоненко В.Д. М., 2000.
- Научно- методический журнал “ Школа и производство” № 4. М., 2002.
- Н.М.Сокольникова, Основы живописи. 5-8 классы. Обнинск. Изд. “Титул” 1996.
- О.В.Павлова. Изобразительное искусство. Волгоград: Учитель, 2008.
- Р.И.Егорова, В.П.Монастырская. Учись шить. М., “Просвещение”.1989.