Использование интерактивной доски предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создании содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурировании урока, улучшении темпа и течения занятия.
Основной целью применения интерактивной доски в преподавании обществознания является развитие познавательной активности учащихся за счет оптимизации процесса обучения, повышения его наглядности и содержательности. Кроме того, можно отметить еще и социальную цель. Ни для кого не секрет, что средний учитель сегодня – это крайне несовременный человек. По большинству социальных показателей учащиеся и их родители находятся выше, чем учитель, а это, в принципе, недопустимо. Дети не могут уважать несовременного человека. Повышение информационной компетентности, в том числе, за счет работы с интерактивной доской, дает учителю возможность несколько преодолевать эту несовременность: считаю, что сегодня нельзя учить детей, живущих в мире высоких технологий, педагогам, которые этими технологиями не владеют.
Каковы же основные формы работы учителя на уроке с использованием интерактивной доски?
Во-первых, это работа в режиме белой доски: создание записей при наличии возможности их сохранения и последующей корректировки (данная форма очень удобна, когда тема изучается на нескольких, разорванных по времени уроках – можно сохранять промежуточные результаты и корректировать их на следующем уроке).
Во-вторых, это работа с презентациями, созданными в Microsoft Office: демонстрация презентаций, создание заметок на презентациях, выделение ключевых моментов с помощью инструментов “Указка” и “Лупа”.
В-третьих, это работа с готовыми конспектами, созданными в программе интерактивной доски (с включением графических объектов из библиотеки, видеофайлов и проч.).
Кроме того, наличие в кабинете дополнительных устройств: документ-камеры, системы интерактивного голосования и проч. при использовании вместе с интерактивной доской повышают эффективность их применения.
Для того чтобы обеспечить эффективность использования интерактивной доски в учебном кабинете, необходимо наличие ряда условий.
Во-первых, должен быть обеспечен доступ к интерактивной доске, чтобы учитель мог работать с ней не от случая к случаю, а постоянно, только так он сможет набраться опыта.
Во-вторых, доска должна использоваться не только преподавателем, но и учащимися, тем более, что интерактивная доска предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
В-третьих, необходимо помнить о том, что учителю, в условиях недостатка готовых электронных наглядных пособий для работы с интерактивной доской, требуется немало времени на подготовку к занятию, чтобы создать собственный конспект в программе доски. Эта деятельность учителя – инновационная, экспериментальная. Время необходимо учителю еще и для того, чтобы стать уверенным пользователем и подобрать ресурсы для урока.
В-четвертых, уже указанный недостаток готовых электронных пособий для интерактивной доски, делает необходимым обмен идеями и ресурсами между преподавателями. Именно поэтому далее приводится разработка урока, в котором представлены возможности использования интерактивной доски на уроках обществознания. Разработка дополнена электронным конспектом, созданным в программе StarBoard Software для интерактивной доски StarBoard фирмы HITACHI.
Кроме того, учителю необходима учебно-методическая и техническая поддержка, чтобы свести к минимуму возможные проблемы, возникающие при освоении и использовании нового технического средства.
Результатом такой работы станет: для учителя – поиск новых подходов к обучению, стимулирование профессионального роста для учащихся – развитие творческой активности, уверенности в себе, и, как следствие, повышение мотивации к обучению.
Разработка урока с использованием возможностей интерактивной доски.
Предмет: обществознание (профильный уровень).
Класс: 11.
Тематический раздел: Введение в политологию – Гражданское общество и его институты.
Тема урока: “Роль СМИ в политической жизни”.
Цели урока: 1) изучить, какую роль играют СМИ в политической жизни общества;
2) воспитывать интерес к политической жизни общества, активную гражданскую позицию;
3) развивать умение работать с разнородными источниками социальной информации (в т.ч., неадаптированными), критически осмысливать информацию, которая содержится в СМИ.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Инструментарий интерактивной доски, который используется на уроке: при подготовке конспекта-схем – инструменты “фигуры” и “картинки” (с возможностью изменения свойств объекта); во время урока – режим “белой доски” для демонстрации учебного материала, инструмент “перо” для создания заметок поверх учебных материалов; режим “непрозрачный экран”, “ультразвуковой маркер” (режим “выбрать”) для решения схем, выбора альтернативного домашнего задания.
Основной вид деятельности учителя на уроке: работа с подготовленным электронным наглядным пособием на интерактивной доске с применением системы интерактивного голосования; организация обсуждения ключевого вопроса учащимися.
Основной вид деятельности учащихся: работа с ключевым вопросом урока с помощью разных средств: электронное наглядное пособие, разнородные источники социальной информации.
Этап урока, на котором будет применяться инструментарий интерактивной доски: объяснение нового материала, закрепление.
Время работы с доской: в течение всего урока
Способ работы с доской учителя: пояснительная деятельность учителя, направленная на представление нового материала
Способ работы с доской ученика: деятельность, направленная на получение обобщенного представления материала в виде конспекта или схемы, аналитическая деятельность на уроке, в которой участвуют как учитель, так и учащиеся, направлена на анализ представленного материала, выбор альтернативного домашнего задания при голосовании за соответствующий вариант, работа с системой интерактивного голосования при социологическом исследовании; презентация результатов исследования.
Необходимость и оправданность применения интерактивной доски. Графические изображения основных этапов урока (ключевой вопрос, вопросы и результаты социологического исследования, опорная конспект-схема) позволяют более полно представить определённые политические явления.
Способ оценивания деятельности учащихся на уроке. Накопительная система оценивания, с использованием цветных жетонов, которые каждый ученик получает за ответы на уроке за участие в разных видах работы на каждом этапе урока. Сложность вопроса и качество ответа определяют цвет жетона, который получает ученик. В конце урока каждый ученик получает оценку в зависимости от суммы набранных на жетонах баллов.
Основные этапы урока
1. Мотивация, формулировка ключевого вопроса урока.
Вводное слово учителя: Что происходит в стране и в мире? Как к этому относиться? Как мы должны поступать? Что правильно, а что нет? Что благотворно, а что вредно? Нашу точку зрения на все эти вопросы формируют не только родители, школа, институт, друзья или сослуживцы. Решающая роль в формировании нашего мировоззрения принадлежит средствам массовой информации. Именно СМИ задают и тиражируют тот поток стереотипов, которыми мы руководствуемся за пределами профессионально близкой и хорошо знакомой нам сферы деятельности.
Рисунок 1
На доске – ключевой вопрос, на который предстоит ответить учащимся по ходу урока. Ответ дается в формате развернутого конспекта или тезисного плана. Три высказывания о СМИ – к концу урока каждый ученик должен выбрать одно – то, которое на его взгляд наилучшим образом отражает ответ на ключевой вопрос урока.
2. Работа с цитатами.
Учащимся предлагаются цитаты (у каждого ученика – “своя” цитата) о средствах массовой информации (список цитат приведен в Приложении 1). Задача учеников – прокомментировать высказывание с точки зрения того, какую роль играют СМИ в политической жизни.
3. Социологическое исследование.
Работа с системой интерактивного голосования. Учащиеся отвечают на вопросы, выбирая тот вариант ответа, который им кажется наиболее приемлемым.
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
После окончания голосования происходит обсуждение его результатов.
Рисунок 6
Каждый вопрос с результатами голосования снова выводится на доску. Учащиеся анализируют результаты, объясняя как свой личный, так и коллективный выбор.
Результаты ответа на 4-й вопрос выписываются на доску и сравниваются с результатами аналогичного всероссийского исследования.
Рисунок 7
Результаты всероссийского исследования изначально скрываются с помощью функции “непрозрачный экран”, результаты голосования в классе записываются на доске, а затем открываются результаты всероссийского исследования. Ученики сравнивают результаты, делают выводы.
4. Работа с текстом.
Ученики работают с текстом (экземпляры текста на столе у каждого ученика), отвечая на вопросы (текст и вопросы приведены в Приложении 2). В конце работы с текстом учитель снова обращается к ключевому вопросу урока и просит ответить – что добавила работа с текстом к нашему пониманию роли средств массовой информации в политической жизни?
5. Презентация результатов исследовательской работы.
Несколько учеников получили перед уроком тему исследования: “Создание имиджа политического деятеля в СМИ”. На данном этапе урока они знакомят всех учащихся с результатами своей работы. Выводы по данному этапу также согласовываются с ключевым вопросом урока.
6. Закрепление материала.
Работа с интерактивной доской. Учащиеся должны выстроить схему – соотнеся функции СМИ в политической жизни и их конкретные проявления.
Рисунок 8. Первоначальный вид схемы.
Рисунок 9. Окончательный вариант схемы.
7. Подведение итогов урока.
Каждый ученик подходит к интерактивной доске и делает выбор в пользу той или иной цитаты, заявленной в начале урока. Домашнее задание – написать эссе по выбранной цитате.
Рисунок 10. Вид ДО выбора учащихся.
Рисунок 11. Вид ПОСЛЕ выбора учащимися.
Можно попросить нескольких учащихся обосновать свой выбор. Затем идет подсчет полученных жетонов-баллов и выставление оценок за урок.