Проблемы развития и воспитания учащихся, проявляющих признаки одаренности, на базе лингво-гуманитарной гимназии

Разделы: Администрирование школы


МОУ гимназия № 23 г. Челябинска, как и большинство школ России, участвует в реализации президентской программы “Дети России”. Разработана и успешно воплощается в жизнь программа “Одаренные дети”, направленная на создание условий для реализации способностей, развития творческого и интеллектуального потенциала обучающихся гимназии. Концептуальная часть программы создана на основе трудов Дж. Рензулли, А.Н. Савенкова и рабочей концепции одаренности, которая была разработана под руководством Д.Б. Богоявленской.

Одаренность рассматривается как системное, характеризующее психику ребенка в целом, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, по сравнению с другими людьми, результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется очевидными достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности. Предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Именно личность, ее система ценностей, направленность ведут за собой дальнейшее развитие способностей и определяют то, как они будут реализованы.

На базе ОУ было проведено психологическое исследование по изучению личностных особенностей учащихся старшего подросткового возраста с высокими индивидуальными достижениями. И были получены результаты, демонстрирующие то, что у учащихся с высокими индивидуальными достижениями наблюдаются следующие особенности личности: целеустремленность, хорошее развитие саморегуляции, интернальная локализация субъективного контроля; жизненная стратегия с преобладанием фактора саморазвития и самоактуализации, позитивная самооценка и уверенность в себе.

Следующей основной задачей исследования являлось определение психологических особенностей старшеклассников с показателями интеллектуального развития (“IQ”) на уровне высокий и очень высокий, не демонстрирующих успехов в учебе (“underachievement”).

По показателям когнитивной сферы результаты обучающихся данной категории фактически не отличались от результатов сверстников добившихся реальных успехов, тогда как по некогнитивным личностным характеристикам различия были существенны. Обнаружилось наличие деструктивных характеристик личности. Страх перед неудачей; экстернальная локализация контроля; высокие показатели по нейротизму; меньшая осознанность жизненной стратегии, по сравнению с более успешными сверстниками. Данная категория обучающихся нуждается в индивидуальной коррекционно-развивающей работе с целью актуализации потенциальных способностей через личностный рост.

Соответственно в число основных задач нашей гимназии на сегодняшний день входит задача развития личности обучающегося в условиях лингво-гуманитарной гимназии. Важно отметить то, что системообразующим компонентом одаренности является особая, внутренняя мотивация. И, соответственно, создание условий для поддержания и развития таковой является центральной задачей личностного развития. Достичь развития личности ребенка возможно при оптимальном взаимодействии основного, дополнительного образования и служб сопровождения.

Гимназия 23 ориентирована на работу с детьми, проявляющими способности в области гуманитарных наук, обладающими повышенной мотивацией к учебной и исследовательской деятельности, обеспечивающей им выбор профиля деятельности и дальнейшее обучение в высшей школе. Учащиеся гимназии являются неоднократными призерами Всероссийских олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов. Обучение в гимназии осуществляется по следующим профилям: лингвистический, социально-правовой/социально-экономический, гуманитарно-филологический.

Важным звеном в развитии личности обучающегося, является гимназическое научное общество учащихся (НОУ) “Созвездие”, которое в текущем году отметило свое 5-летие. Членами общества являются школьники, занимающиеся поисково-исследовательской деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов.

Цель работы НОУ – развитие творческих способностей учащихся путем вовлечения в исследовательскую деятельность.

НОУ состоит из 3-х отделений: естественно-научного, физико-математического и гуманитарного.

Рассмотрим некоторые факторы, которые способствуют повышению эффективности развития и воспитания учащихся, проявляющих признаки одаренности:

– Сотрудничество с социально-культурными институтами – детской библиотекой им. А. Гайдара № 6, областной юношеской библиотекой, областным Государственным архивом, Дворцом пионеров и школьников г. Челябинска, выставочным залом “Восточные ворота”, краеведческим музеем, региональным историко-культурным центром “Наследие”, с национальными культурными центрами, Домом дружбы народов, центром “Перспектива” при управлении по делам образования г. Челябинска. Сотрудничество с вузами города, в рамках городского научного общества (творческий коллектив городского НОУ объединяет более 250 ученых).

– В гимназический компонент учебного плана введены курсы по выбору учащихся: Обучение письменной английской речи; Британский курс английского языка; Язык в речевом общении; Развивайте дар речи (Сочинения разных жанров); Основы государства и права; Основы потребительских знаний; Введение в политологию; Технология создания сайтов и др.

– Публикации в школьной газете “Русский мир”, “Пресс-центр”, на сайте гимназии. Представление результатов деятельности НОУ на стенде “Первые шаги в науке”.

В системе дополнительного образования наиболее успешно реализуются следующие направления:

– Летняя академическая практика на базе творческого профильного лагеря “Альтаир” в рамках летней оздоровительной кампании, главная цель которого – создание условий для самореализации личности, поддержки и саморазвития творческих способностей гимназистов в разных направлениях через профильные отряды. Научное направление лагеря решает задачи по обучению учащихся теории и практике исследовательской деятельности, проектированию будущей исследовательской работы. И участие учащихся в аналогичных областных учебно-оздоровительных сборах “Курчатовец”.

– Работа клуба “Русский мир”, в рамках которого реализованы социальные проекты. “Знакомьтесь, профессионал”, основной целью которого является знакомство с деятелями науки, культуры, образования, политиками Южного Урала. “Дети разных народов”, цель – знакомство с культурными и историческими традициями разных национальностей, проживающих в г. Челябинске. “Незнакомый Челябинск” цель – разработка и выпуск учащимися гимназии исторических путеводителей по улицам Челябинска. Члены клуба осуществляют исследовательскую деятельность по направлениям: история, журналистика, краеведение, политология.

– Гимназическая научно-практическая конференция школьников “Интеллектуалы XXI века”.

С целью повышения качества управления учебно-исследовательской деятельностью учащихся: 1) реализуется методологический семинар для педагогов “Теория и практика исследовательской деятельности”; 2) осуществляется курсовая подготовка с получением сертификата по теме “Исследовательская работа школьников: технология создания, грамотное оформление и защит” в Российском образовательном центре дистанционного образования “Эйдос” (научная школа А. В. Хуторского);

Немаловажное значение в реализации программы “Одаренные дети” имеет система морального и материального стимулирования обучающихся. Так, например, призеры всероссийского молодежного форума “Шаг в будущее”, межрегиональной конференции НОУ “Интеллектуалы ХХI века” получают именные стипендии от Администрации области и города, законодательного собрания Челябинской области. Призеры конференций награждаются почетными грамотами, медалями, кубками, ценными подарками за счет средств общественной организации “Дети будущего”. Процедура награждения проходит раз в год в торжественной обстановке в “День гимназии”.

Психологическое сопровождение членов гимназического НОУ осуществляется по следующим направлениям: диагностика – выявление одаренных детей (разработана программа по выявлению одаренных детей); просвещение и развитие – работа по программе “Школа юного исследователя (теория и практика исследовательской деятельности)”; психологический тренинг “Психологическая подготовка к ситуациям повышенной интеллектуальной ответственности”. Работа предусматривает различные формы взаимодействия: индивидуальное и групповое консультирование по проблемам индивидуально-психологических особенностей личности, тренинги личностного роста.

Более подробно остановимся на тренинге “Психологическая подготовка к ситуациям повышенной интеллектуальной ответственности” Г.А. Сукачевой в модификации С.А. Гужиной. Объем программы 20-24 занятия. Содержание программы раскрывается в трех блоках. Блоки программы посвящены: а) анализу ситуации и собственных трудностей в связи с ней; б) определение собственных эмоциональных ресурсов; в) закрепление индивидуального позитивного опыта успешного проживания трудностей.

Главная проблема одаренных детей возникает в будущем – при попытке профессиональной самореализации. Чему, в частности, способствуют недостатки волевой регуляции. Трудностью саморегуляции, в частности, является отказ от деятельности в ситуации неудачи. Например, в ситуации, когда ребенок не сумел занять ожидаемое место в конкурсе. В данном случае может быть эффективным метод “развивающего дискомфорта”. Смысл этого метода в психологическом “перестраивании” (изменении отношения) в эмоционально негативных ситуациях. В соответствии с этим методом надо не только бояться сложных, негативных ситуаций, но и использовать их для поступательного развития личности и творческих возможностей ребенка. Таким образом, формируется сценарий победителя, который включает в себя, с одной стороны, уверенность в победе, а с другой стороны, толерантность к неудаче. Принципиальное значение имеет активность ребенка: развивающий эффект становится возможен только при наличии такой активности.

Методы, формы и приемы и проведения занятий многообразны. Это психодиагностика, информирование, групповая дискуссия, анализ трудностей, психогимнастика, элементы аутогенной тренировки, психодраматические техники, работа с внутренними образами, метафоры. Так, например, к основным ситуациям, в которых уместно использование метафор, можно отнести следующие:

  • когда возникает необходимость напомнить об имеющихся ресурсах;
  • для поиска новых ресурсов;
  • предложение решения проблемы;
  • снятие барьеров общения;
  • разрушение ограничивающих убеждений.

Таким образом, перечисленные факторы способствуют повышению эффективности работы по развитию и воспитанию учащихся, проявляющих признаки одаренности. Путем создания благоприятной социальной среды для актуализации одаренности, развития позитивной Я-концепции учащихся, когда личностный потенциал реализуется наиболее полно и в позитивном ключе, что способствует гармонизации внутреннего мира подростка становлению обогащенной новыми ценными качествами Я-концепции.

Литература

  1. Аверина И.С., Перлет К., Хеллер К, Щебланова Е.И. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования одаренности // Вопр. психол. 1996. № 1. С. 97-107.
  2. Григоренко Е., Стернберг Р. Учись думать творчески // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 186 – 213.
  3. Колесникова Г.И. Основы психологического консультирования для студентов вузов. Ростов на Дону: Феникс, 2004.-96 с.
  4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия // Избр. труды. М.: Изд-во "Ин-т практ. психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997.
  5. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997.
  6. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования.2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2006.
  7. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми \ Н.И. Панютина.– Волгоград: Учитель, 2007. 204 с.
  8. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 243 – 264.
  9. Черникова Т.В., Сукачева Г.А. Старшеклассников без стрессов и тревог. Программы учебно-тренировочных и клубных занятий: методическое пособие – М.: Глобус, 2006.– 155 с.

Приложения

Рисунок