К вопросу об организации учебно-исследовательской работы по русскому языку

Разделы: Русский язык


Учебно-исследовательской работа учащихся - новый вид учебной деятельности. По сравнению с традиционным обучением, направленным на сообщение, а затем на воспроизведение учебного материала, исследовательский метод кажется революционным. Его достоинство заключается в том, что он развивает мышление, предоставляет возможность самостоятельного поиска, даёт радость открытия.

Ближайшей предшественницей учебно-исследовательской работы можно считать факультативную работу. Этот опыт не был широко известен в силу того, что не были востребованы исследовательские навыки выпускников.

Однако в последнее десятилетие ХХ века общественные требования к образованию существенно изменились. Произошёл поворот к деятельному, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися. Этот подход сейчас закреплен законодательно в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Кроме того, психологи и педагоги видят в этом виде работы огромный потенциал для личностного развития обучающихся: исследовательская деятельность способствует формированию творческого потенциала, развитию познавательной активности, самопознанию.

Процесс учебно-исследовательской работы должен быть особым образом организован, чтобы в центре внимания была личность учащегося: его мотивы, цели, потребности, неповторимый внутренний мир, индивидуальный опыт и психологический склад. Такой подход принято называть личностным. Из объекта учащийся становится полноправным участником образования (не "его учат", а "он учится").

Преподаватель в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнёром в обучении.

Во-первых, учащийся сам решает заняться такой работой, поскольку ему это нужно и интересно; сам выбирает тему исследования в соответствии со своими склонностями и предпочтениями. Во-вторых, процесс работы над исследованием строится на основе знаний и умений, которыми владеет учащийся.

В-третьих, тесное сотрудничество между учащимся и преподавателем (научным руководителем) подразумевает доверительные отношения, плодотворные для обучения и личностного развития.

В-четвёртых, решая исследовательскую задачу, учащийся активно добывает знания и заинтересован в результате работы.

Переходя от этапа к этапу, он учится:

1) работать с первоисточниками;

2) наблюдать явления, факты;

3) объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие;

4) составлять и решать задачу;

5) формулировать гипотезу;

6) разрабатывать и проводить эксперимент;

7) обобщать материал и представлять его в виде текста.

Обязательной финальной частью организации учебно-исследовательской работы обучаемых является её представление.

Научно-исследовательская работа по русскому языку в Зюкайском аграрном техникуме организована в рамках кружка при кабинете. Участники кружка - студенты 1-2 курсов, интересующиеся народной речью Прикамья.

Совместно с членами кружка была выбрана тема курса: "Вопросы лингвистического краеведения Прикамья". Разработана программа, в рамках которой студентам предложено выбрать тему своей учебно-исследовательской работы. Составлен список научной и справочной литературы по теме курса и темам исследовательских работ.

Занятия кружка проводятся 1-2 раза в месяц.

В техникуме ежегодно проводится Неделя науки, в течение которой студенты имеют возможность выступить со своими работами.

Программа курса "Вопросы лингвистического краеведения Прикамья"

№ пп. Тема занятия Форма занятия Время проведения
1 Вводное занятие. Что изучает лингвистическое краеведение? Отражение истории края в истории его языка. лекция сентябрь
2 Пермские говоры. Фонетические, морфологические, синтаксические особенности пермских диалектов. Анализ живой речи коренного населения Прикамья. лабораторное занятие октябрь
3 Собственно-лексические особенности говоров. лабораторное занятие ноябрь
4 Фразеология пермских говоров. лабораторное занятие ноябрь
5 Знакомство с коми-пермяцкой топонимией. Структурно- словообразовательные типы коми-пермяцких ойконимов - названий населенных пунктов. Простые ойконимы, ойконимы-словосочетания. лекция декабрь
6 Взаимодействие русского и коми-пермяцкого языков в области ойконимии. лекция январь
7 Особенности пермских гидронимов - названия рек рассказывают: лекция февраль
8 Русская народная географическая терминология Пермского края. лекция март
9 История края и современные фамилии. лекция апрель
10 Практическое занятие: выпуск лингвистического журнала Практическое занятие май

Научная и справочная литература по теме курса

1. Борисова А. Н.Диалектные ошибки в письменных работах учащихся Пермской области. - В кн.: Вопросы лингвистического краеведения Прикамья. Пермь, 1974.

2. Борисова А. Н., Грузберг Л. А., Шварц А.П. Хрестоматия говоров Пермской области. Пермь,1976.

3. Комлев А. М., Черных Е. А. Реки Пермской области. Пермь,1984.

4. Кривощекова - Гантман А. С. Русские фамилии коми-пермяцкого происхождения / /Языки и ономастика Прикамья. Пермь, 1973//.

5. Матвеев А. К. Географические названия Урала: Краткий топонимический словарь. Свердловск,1987.

6. Мурзаев Э. М. Слово на карте. М., 2001.

7. Никонов В. А. Словарь русских фамилий. М., 1993.

8. Полякова Е. Н. От "араины" до "яра": Русская народная географическая терминология Пермской области. Пермь, 1988.

9. Полякова Е. Н. Словарь пермских фамилий. Пермь, "Книжный мир", 2005.

10. Прокошева К.Н. Фразеологический словарь Пермских говоров /Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2002.

11. Словарь пермских говоров: В 2 т./Под ред. А.Н. Борисовой, К. Н. Прокошевой. Пермь, 2000 - 2002.

12. Суперанская А. В. Словарь русских личных имен. М.: Изд-во АСТ, 1998.

Темы учебно-исследовательских работ

Тема 1. Диалектные явления в речи студентов Зюкайского аграрного техникума

Научная и справочная литература

1. Борисова А. Н. Диалектные ошибки в письменных работах учащихся Пермской области. - В кн.: Вопросы лингвистического краеведения Прикамья. Пермь, 1974.

2. Борисова А. Н., Грузберг Л. А., Шварц А.П. Хрестоматия говоров Пермской области. Пермь, 1976.

3. Словарь пермских говоров: В 2 т./Под ред. А.Н. Борисовой, К. Н. Прокошевой. Пермь, 2000 - 2002.

Лингвистические методы исследования: метод сбора материала (наблюдение за устной речью студентов, анализ письменных работ), лингвистический анализ собранного материала (выявление фонетических, морфологических, синтаксических, собственно-лингвистических особенностей речи).

Тема 2. Названия рек рассказывают:(пермские гидронимы)

Научная и справочная литература

1. Комлев А. М., Черных Е. А. Реки Пермской области Пермь, 1984.

2. Матвеев А. К. Географические названия Урала: Краткий топонимический словарь. Свердловск, 1987.

3. Мурзаев Э. М.Слово на карте. М., 2001.

4. Полякова Е. Н. От "араины" до "яра": Русская народная географическая терминология Пермской области. Пермь, 1988.

Лингвистические методы исследования: описательный метод, сравнительно-исторический метод.

Тема 3. Диалектные слова в речи жителей села Сепыч Верещагинского района Пермского края

Научная и справочная литература

1. Борисова А. Н. Диалектные ошибки в письменных работах учащихся Пермской области. - В кн.: Вопросы лингвистического краеведения Прикамья. Пермь, 1974.

2. Борисова А. Н., Грузберг Л. А., Шварц А.П. Хрестоматия говоров Пермской области. Пермь,1976.

3. Словарь пермских говоров: В 2 т./Под ред. А.Н. Борисовой, К. Н. Прокошевой. Пермь, 2000 - 2002.

4. Прокошева К.Н. Фразеологический словарь Пермских говоров /Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2002.

Лингвистические методы исследования: описательный, лингвистический анализ собранного материала (выявление фонетических, морфологических, синтаксических, собственно - лингвистических особенностей речи).

Тема 4. Фамилии студентов Зюкайского аграрного техникума как источник для изучения русского и других языков края

Научная и справочная литература

1. Кривощекова-Гантман А. С. Русские фамилии коми - пермяцкого происхождения / /Языки и ономастика Прикамья. Пермь, 1973//.

2. Никонов В. А. Словарь русских фамилий. М., 1993.

3. Полякова Е. Н. Словарь пермских фамилий. Пермь, "Книжный мир", 2005.

4. Суперанская А. В. Словарь русских личных имен. М.: Изд-во АСТ, 1998.

5. Методы исследования: описательный метод, сравнительно-исторический.