Слова "прекрасное", "игра" и "радость души" каждый может примерять на себя и интерпретировать по- своему.
"Для меня они означают настрой, который я хочу распространять не только на свою жизнь, но и на мой урок музыки".
Мануэла Видмер
Игра сопровождает человечество на всем пути его исторического развития - от древности до наших дней. Понятие "игра" очень многопланово. Когда-то игра была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила, наставляла, развивала: сообразительность, наблюдательность, ловкость, музыкальность, эмоциональность, умение общаться так, как того требуют обстоятельства реальной жизни, увиденные через призму игровых правил.
Учебная игра отвечает всем этим требованиям и может быть использована на уроке в зависимости от возраста учащихся и поставленной цели урока.
Возможности музыкальной игры велики на уроке. Ей пронизаны все виды деятельности от песни, которая, как говорят в народе, "играется", и до самой сложной музыкальной грамоты. Существует ряд игр в виде знаков - символов, которые помогают понять детям музыкальный язык в донотный период.
Особую роль игре отводил известный немецкий композитор и педагог К. Орф, который создал концепцию элементарного музицирования на основе творчества детей. Орф-педагогика , ориентирована на игру. Игра выступает мощным стимулятором знаний и творчества.
Идея К. Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит "принцип активного музицирования ", "обучения в действии" и "радостного ощущения игры".
В своей работе я опираюсь на этот педагогический опыт и уже много лет использую его в преподавании учащихся младших классов. Игра позволяет мне сделать урок интереснее и увлекательнее, развивает творческие и поисковые способности,
Урок начинается с игры-приветствия, где развиваются коммуникативные качества, музыкальный слух, память. Эти игры дети любят, и начало урока заряжается атмосферой радости, доброжелательного общения, снятию внутреннего зажима.
К играм на основе имитаций относятся игры с голосом, которые позволяют детям исследовать богатейшие колористические возможности человеческого голоса. Детский голос может быть использован для различных , многоголосных партитур, которые дети составляют сами в игре с ниточками.
Большое внимание на уроке я отвожу коммуникативно-двигательным играм
основой, которых является фольклор разных стран. Такие игры должны проходить по строгим правилам, где участники должны самонастраиваться.
Игры со звуком наиболее увлекательные, так дети знакомятся с тембрами разных инструментов в игровой форме. Такие игры развивают активность внимание, быстроту реакции, тембровый слух, культуру взаимоотношений.
Учебная игра для учащихся тем и ценна, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.
Ценность музыкальной игры ребенка проявляется в первую очередь в самом процессе, ибо он позволяет учителю наблюдать за ходом музыкальной мысли ребенка, а также освоению музыкального материала.
Ян Хойзинга "О происхождении культуры из игры" пишет о связи музыки, танца и игры и говорит о том, что танец является самой чистой и совершенной формой игры и является частью игры.
Танцы-игры помогают развивать координацию движений, изучать музыкальную грамоту, умение двигаться парами, змейкой. Во время таких танцев-игр возникает игровое общение, которое обладает большим творческим потенциалом.
Андреас Флитнер в своей книге "Играть учиться" писал фактически спонтанная способность и желание детей играть является важнейшим пунктом в педагогических расчетах. Все усилия зависят от игры, и могут только там что-то достичь, где они сотрудничают с этой силой, строятся на ней, содержат ее, укрепляют и дополняют".
Мануэла Видмер известная педагог пишет, что учитель должен строить урок с установкой на игру, т.е. владеть своим делом играючи. Он может использовать свои находки, идеи детей, а также неудачи превратить в открытия и действовать исходя из правил игры.
Когда на уроке устанавливается игровая атмосфера, ребенок, погружаясь в игру, не замечая сложного учебного процесса, без всяких усилий усваивает определенные знания по предмету.
Мануэла Видмер так же указывает на то что, используя учебную игру на уроке, учитель не должен забывать об основных принципах ее построения - это серьезность, открытость и честность в обращении с детьми.
В.А. Сухомлинский называл игру искрой, зажигающую огонек пытливости и любознательности.
Поэтому игра становится ценным методом воспитания и обучения в музыкальной педагогике.
Думается, что именно в начальной школе возможно плодотворное использование многовекового опыта детской игровой культуры. На необходимость этого ради сохранения физического и психического здоровья детей постоянно обращал внимание Е.А. Покровский, в первую очередь именно с точки зрения детского врача ратовавший за широкое применение народных игр.
Концепция К. Орфа органично вписывается в задачи новой школы. И может использоваться в обучении через игру и воспитании активной творческой личности.
Литература:
- Мануэла Видмер "Музыка и танец как родственные искусства педагогики, ориентированной на игру" перевод В. Жилин 1992 г.
- Тютюнникова Т.Э. "Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа" М."Астрель" 2000 г.
- Новицкая М.Ю. "Детская народная поэзия" М. "Аркти" 1999 г.