Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Согласные звуки [в], [в']. Строчная буква В"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: постановка учебной задачи ( изучение нового).

Форма урока: фронтальная, групповая.

Цель: Установление соответствия между звуками [В], [В'] и графическим изображением буквы "В".

Задачи:

  • Создать условия для выделения новых звуков [В], [В' ].
  • Развивать фонематический слух детей.
  • Содействовать формированию коммуникативных способов учебного сотрудничества в группах.

Оборудование:

для детей:

  • карточки для рефлексии,
  • схемы-человечки,
  • элементы строчной буквы "В",
  • карточка со словом;

для учителя:

  • схемы-человечки,
  • рисунок "на что похожа буква".

Ход урока

1. Организация класса на работу.

1.1. Приветствие.

(Класс разделён на 4 группы. В каждой группе по 6 учащихся. Дети сидят "кружком", чтобы было удобно общаться.)

1.2. Рефлексия "Мухомор".

Инструкция: на листе ватмана нарисован весь красный мухомор, ученикам нужно расположить точки на мухоморе. Если комфортно- ближе к центру, нет- ближе к краю.

2. Повторение.

( На доске 3 звуковых схемы- человечки, которые обозначают согласные, звонкие, твёрдые звуки; согласные, глухие, мягкие звуки; согласные, глухие, твёрдые звуки.)

- Назовите буквы, которые подходят к этим схемам- человечкам ?

- Какие ещё буквы мы уже изучили ?

3. Изучение нового.

3.1. Выделение звуков.

Игра "Кто внимательнее"

Инструкция: смотрим на картинку, называем слово и первый звук в слове. Дети получают зелёные и синие фишки.

Слова: воробей, валенки, ведро, велосипед.

- Что объединяет эти слова ?

- Дайте характеристику звука [В].

- Дайте характеристику звука [В'].

- Докажите, что эти звуки согласные, звонкие.

3.2. Проблемная ситуация.

- Сколько новых звуков узнали?

(Выходят 4 человека с зелёными и синими фишками- это обозначение звуков [В], [В']. Учитель даёт ученикам 2 закрытых зонта)

- Звуки вышли на прогулку, но пошёл дождь. Помогите звукам спрятаться под двумя зонтиками.

(учащиеся передвигают детей с фишками под зонтиками и приходят к выводу, что синие фишки спрячутся под одним зонтом, а зелёные под другим)

3.3. Введение буквы.

- Откроем зонты.

- Что видим?

(на зонтах изображена печатная буква "В")

- Звуки [В], [В'] на письме обозначаются буквой "В".

- На что похожа печатная буква "В"? (на доске рисунки "на что похожа буква")

К нам пришла сегодня буква-

Красивая, витая,

Как-будто крендель испекли,

Приезжих поджидая.

- Из каких элементов состоит буква?

3.4. Работа со звуковыми схемами- человечками.

- Найдите звуковую схему- человечка буквы "В".

(обсуждение в группах, доказать свой выбор)

3.5. Физминутка "Хомячок".

4. Первичное закрепление.

4.1. Анализ строчной буквы "В"

Конструирование буквы в группах, вывешивание на доску.

-Какие элементы использовали?

4.2. Письмо элементов буквы. (Прописи стр. 18).

- В каких буквах встречаются эти элементы?

4.3. Письмо буквы "В".

Гимнастика для пальцев и глаз.

4.4. Чтение слогов.

ВА ВУ АВ
ВО ВЫ ОВ
ВИ УВ

- Прочитать слоги с твёрдым звуком [В].

- Прочитать слоги с мягким звуком [В'].

--Какой слог является слогом ?

4.5. Игра "Доскажи словечко".

Досказать слог до слова:

ВО___________ , ВИ___________ , ВА___________ ,
АВ___________ , УВ___________ , ОВ___________ .

4.6. Звукобуквенный анализ слова (вилка).

(Учащиеся работают в группах, вывешивают карточки на доску, сверяют с образцом.)

4.7. Итог урока.

- Что нового мы сегодня добавили в копилку наших знаний?

Рефлексия "Мухомор".