Тип урока: комбинированный.
Учебно-воспитательные цели:
- Актуализировать знания о реках как составной части гидросферы. Сформировать понятия “озеро”, “озерная котловина”, “болото”, представление о типах озерных котловин, месторасположении крупнейших озер.
- Продолжить формирование умений работать с разными источниками географических знаний; развивать картографическую зоркость.
- Продолжить экологическое воспитание школьников.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, компьютер, экран, слайды презентации (Приложение 1), выполненные в программе Power point;
- индивидуальные карточки с заданиями (Приложение 2), карты атласа, карта полушарий, контурные карты, рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
II. Целеполагание. Наша задача – продолжить получать знания о Гидросфере. Сегодня мы вспомним все, что знаем о реках и познакомимся с понятиями “озеро”, “озерная котловина”, “болото”, узнаем о типах озерных котловин, научимся показывать озера на карте.
III. “Географическая пятиминутка” (показ географических объектов по карте) по теме: “Реки мира”.
IV.Проверка домашнего задания
- Работа по карточкам отдельных учащихся (Приложение 2)
- Фронтальная беседа.
– Что такое река?
– Какое питание может быть у реки?
– Что такое режим реки?
– От чего зависит режим реки?
– Чем отличаются реки равнинные и горные?
– Как образуются пороги и водопады на реках?
– Какие водопады вы знаете? Покажите их на карте.
V. Актуализация знаний. (Приложение 1. Слайд 1, 2, 3, 4)
– Чем отличается озеро от моря?
– Как вы понимаете, что такое озеро?
VI. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя.
Самое большое озеро на Земле – Каспийское. В прошлом оно соединялось с океаном и было морем, его вода по составу похожа на океаническую. (Слайд 5. Показ на карте.)
Байкал – самое глубокое озеро нашей планеты – 1637м. Содержит 20% пресной воды. Байкал-это чудо природы во всех отношениях. Нет в мире озера, которое пользовалось бы такой громкой славой. Громадная глубина, удивительная чистота, прозрачность воды, суровая, сказочная красота берегов. Особенно красив Байкал в солнечную погоду. (Слайд 6. Показ на карте.)
2. Озерные котловины. Углубление, в котором находится озеро, называется озерной котловиной. Озерные котловины очень разнообразны по происхождению. (Слайды 7, 8, 9. Запись в тетради. Показ на карте примеров.)
3. Питание озер. Так же как реки, озера питаются дождевой, талой и подземной водой. Озерная вода расходуется на испарение, выносится реками.
4. Сточные и бессточные озера. Озера, из которых вытекают реки, называют сточными, озера, из которых не вытекают реки, называются бессточными. (Слайд 10. Показ на карте.)
5. Виды озер по солености. (Слайд 11)
Самое соленое озеро мира – Мертвое море, расположенное севернее Аравийского полуострова (около 270 %о). (Слайд 12)
6. Болото. Небольшие озера со временем мелеют, зарастают. Озеро превращается в болото – участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой растительностью. (Слайд 13)
VII. Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий по Слайдам 14, 15. (Установить соответствие.)
VIII. Домашнее задание. (Слайд 16)
По учебнику: § 31.
В контурных картах: задание № 6, с. 98.
Дополнительное задание: подготовить сообщение об озере (по выбору).
IX. Подведение итогов урока.