Урок алгебры в 7-м классе "Степень с натуральным показателем" (технология проблемно-диалогического обучения)

Разделы: Математика


Данный урок предлагается провести в технологии проблемно–диалогического обучения. В сложном прилагательном “проблемно–диалогическое” первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это эта формулирования нового знания. Слово “диалогическое” означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Проблемно–диалогическое обучение является одной из ведущих технологий современной школы.

Анализ Учитель Ученики
Первая часть темы – Выполните устно:

а) 2,5 + 2,5 + 2,5 + 2,5

б) –4 + (–4) + (–4) + (–4) + (–4)

в) 2 * 2 * 2 * 2

г) –10*(–10) *(–10) *(–10) *(–10)

– Замените эти выражения более удобными, но имеющими те же значения.

 

 

– А выражения в) и г) вам удалось заменить?

–В чем затруднение?

Чем выражения в) и г) не похожи на выражения а) и б)?

 

– Какой вопрос у нас возникает?

10

–20

16

–100000

а) 2,5*4

б) –4*5

 

 

 

 

– Нет.

– В выражениях а) и б) мы заменили сложение одинаковых слагаемых умножением. А в выражениях в) и г) надо заменить произведение одинаковых множителей, но мы этого не знаем.

 

– Чем заменить произведение одинаковых множителей?

П

О

С

Т

А

Н

О

В

К

А

 

 

П

Р

О

Б

Л

Е

М

Ы

 

 

 

Практическое задание на первый материал

 

Побуждение к осознанию противоречия

 

 

 

Побуждение к формулированию вопроса

  – Чтобы ответить на этот вопрос, замените более удобными выражения:

4 * 4

5 * 5 * 5

– Как мы называем выражения а2 и а3?

– Попробуйте аналогично заменить и назвать выражения в) и г).

– Числа 2, 3, 4, 5 какие?

– Дайте определение степени с натуральным показателем.

– Введем обозначения и дадим полное определение.

Определение 1. Произведение n одинаковых множителей, каждый из которых равен a, называется n–ой степенью числа a и обозначается аn

– Как назовем a?

– Как назовем n?

– Верно. a – основание степени; n – показатель

Определение 2. Нахождение значения степени называется возведением в степень.

– Почему возведение?

 

 

42

53

– Квадрат числа (вторая степень); куб числа (третья степень)

 

24 (два в четвертой степени)

(–10)5 (–10 в пятой степени)

– Натуральные

– Произведение одинаковых множителей называется степенью с натуральным показателем

 

 

 

 

– Главное число – Количество множителей

 

– n стоит наверху, число а возвышают.

П

О

И

С

К

 

 

Р

Е

Ш

Е

Н

И

Я

Подводящий диалог
   
В

О

С

П

Р

Задание на формулирование первой части темы – Чем мы занимались в первой половине урока?

Фиксирует первую часть темы на доске.

– Мы дали определение степени с натуральным показателем.
Вторая часть темы

П Вопрос на

О столкновение

С мнений

Т

А

Н

О

В

К

А

побуждение

П к осознанию

Р противоречия

О

Б

Л побуждение

Е к формулиро–

М нию вопроса

Ы

 

 

– Посмотрите на примеры на доске. Как вы думаете, какие действия можно выполнять со степенями?

1) а3 + а5 4) а5 : а3 2) а3 * а5 5) (а3)5

3) а3 – а5

– Вопрос я задала один, а сколько вы высказали мнений?

 

– Так чего мы еще не знаем, какой вопрос будем исследовать во второй части урока?

 

 

– Все возможно.

– Только умножение и деление.

– Только возведение в степень.

 

 

 

 

 

 

– Много.

 

 

 

– Какие действия можно выполнять со степенями?

П подводящий

О диалог

И

С

К

Р

Е

Ш

Е

Н

И

Я

– По определению степени, мы можем заменить:

(a*a*a*)*(a*a*a*a*a)

(a*a*a*a*a):(a*a*a)

(a*a*a)5

a3 + a5 и a3 – a5

– Какие же формулы мы получили?

 

 

 

 

a8

a2

a15

нельзя выполнить

am*an = am+n

am:an = am–n (m > n)

(am)n = am*n

 
 

В задание на

О формулиро–

С вание второй

П части темы

Р.

– Как бы вы их назвали?

– Значит, вторая часть нашей темы ...?

дописывает слово “свойства” в формулировку темы.

– Это свойства степени.

– Свойства степени.

 

– Докажем эти свойства...  
Практическая часть – Приведите примеры для каждого свойства.

– Выполните по учебнику упражнения № 385, 386, 387, 413, 424.

По учебнику “Алгебра 7” Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.

Приводят примеры

Выполняют упражнения

Домашнее задание – Домашнее задание:

№ 388, 414, 425, 436

По учебнику “Алгебра 7” Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.

Записывают задание