Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе в национальной школе

Разделы: Русский язык


I. Введение

Внеклассная работа по русскому языку в национальной школе призвана содействовать реализации на практике принципа коммуникативности и воспитывающего обучения. Ведущая роль в решении этих задач принадлежит учителю.

Известно, что овладение учащимися видами речевой деятельности достигается в том случае, если учебная коммуникация находит систематический выход в реальную коммуникацию и выступает как способ организации системы внеклассной работы в должном соотношении с учебной. Вопрос о том, как согласовать эти процессы в рамках соответствующих формы и содержания, недостаточно разработан в методике русского языка в национальной школе. Изучение опыта проведения внеклассных мероприятий по русскому языку в национальных школах показывает, что на практике имеется значительный багаж в этой области, формы и виды внеклассной работы носят разнообразный и интересный характер. К числу недостатков следует отнести существующий разрыв между учебной и внеклассной работой. Чаще всего внеклассные мероприятия не служат непосредственным действенным средством углубления знаний, умений и навыков учащихся, приобретаемых ими на уроках русского языка. По мнению Н.М.Шанского «Внеклассная работа должна прежде всего способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний и тем самым помогать учащимся в усвоении программного материала». Хорошо организованная и систематически проводимая внеклассная работа даёт возможность в занимательной и увлекательной форме не только закреплять знания и навыки, получаемые учащимися на уроках, но и глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими сторонами и фактами русского языка, с которыми они вообще не знакомы или о которых имеют неполное представление, но знание которых совершенно необходимо в их общественно-языковой практике.

Внеклассная работа должна способствовать расширению и углублению программного материала, развивать самостоятельность, творческую инициативу школьников, тренировать их ум, пробуждать уважительное отношение к языку русского народа. Раскрытие закономерностей развития языка, тесной связи его истории с историей развития народа – его создателя, практическое знакомство с богатейшими возможностями языка для выражения самых тонких оттенков чувств и мыслей – всё это пробуждает интерес к русскому языку, культуре и традициям его носителей.

Говоря о важности связи внеклассной работы с уроками, следует отметить, что она должна полностью терять свою автономность. В условиях национальной школы внеклассная работа – это мощное средство формирования у учащихся интереса к русскому языку как учебному предмету и лингвистическому явлению, эффектная форма расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроке. В соответствии с этим в ходе проведения внеклассных мероприятий необходимо хорошо продумать их содержание с точки зрения учёта ресурсов внутренней занимательности русского языка, охватить ими всю массу учащихся, учитывая при этом интересы и склонности школьников, их знания и умения в области русского языка; разнообразить формы и приёмы их проведения.

II. Основная часть

Единой программы для внеклассной работы быть не может. Отбирая материал для внеклассной работы учитель должен исходить из общих целей и задач обучения русскому языку, указанных в учебной программе, принимать во внимание его специфику по сравнению с родным, учитывать запросы учащихся, направленность их лингвистических интересов. Поэтому навязывать учащимся темы и формы внеклассных занятий не следует. Практическая деятельность учителей показывает, что больше всего школьников интересует:

  • происхождение слов и фразеологизмов;
  • пути возникновения слов;
  • новые значения известных слов;
  • гласные и согласные в стихах (о роли звукописи в поэтическом произведении) и др.

В современных условиях, когда особое место при обучении русскому в национальной школе приобрёл культурологический аспект, очень важно обратить внимание на русский язык, как специфическое социально-историческое явление, что позволяет объяснять многие особенности лексики и фразеологии современного русского языка, выявлять этимологию слов. «Как название, как указание на предмет, – писал В.В.Виноградов, – слово является вещью культурно-исторической».

Значительный вес будут иметь при определении содержания внеклассной работы темы сопоставительного характера с целью установления сходств и различий между русским и родным языками. Например: «Пословицы и поговорки в русском и родном языках».

В практике учителей-словесников выработались три формы внеклассных занятий по русскому языку: групповая, массовая и индивидуальная. Эти формы взаимосвязаны. Групповая форма внеклассной работы включает кружки, выпуск газет, стенгазет на русском языке, изготовление стендов, выпуск радиогазет. Массовые формы являются результатом деятельности кружков и учащихся всех классов. К ним относятся утренники и вечера, олимпиады, различные конкурсы (викторины), устные и письменные лингвистические журналы (бюллетени, проекты), Дни и Недели русского языка, работа научных обществ учащихся «Юный лингвист» и другие, которые обычно проводятся по заранее намеченному сценарию.

Наиболее распространённой формой групповой работы является кружок русского языка, который позволяет планомерно углублять интерес к русскому языку и одновременно способствовать лучшему усвоению материала школьной программы. Чтобы кружок смог выполнять поставлены перед ним задачи, учитель должен сделать его занятия интересными и содержательными, связанными с процессом познания нового.

Организуется кружок из учащихся одного из параллельных классов, если же в школе малое число учащихся, то предлагается организовать кружок на основе 5–7 классов, 9–10 классов. При выборе кружка учитель может учесть интересы и склонности своих учеников и выбрать в соответствии с ними то или иное направление в работе.

В зависимости от избранной тематики кружку следует дать определённое название, например: кружок занимательной грамматики, кружок юных поэтов, кружок культуры речи, литературно-творческий кружок, кружок этимологии, литературно-драматический кружок, кружок «Развивайте дар речи» и другие.

Затем составляется учителем план работы избранного кружка на учебный год с учётом возрастных особенностей, потенциальных возможностей и пожеланий учащихся, поэтому в его составлении должны участвовать сами учащиеся. Важно, чтобы план занятий кружка представлял собой определённую систему, а не набор не связанных между собой тем. Опыт передовых учителей-русистов показывает, что, например, в 9–11 классах большой интерес вызывают такие темы, как «Говорят ли животные?», «Как возник наш язык?», «Почему одни слова умирают, другие нарождаются?», «Сколько на планете языков?», «Клуб мировых языков», «Выдающиеся писатели о русском языке» и другие.

Одной из важнейших задач кружка русского языка является развитие познавательных возможностей школьников. В связи с этим не следует увлекаться пространными сообщениями. Нужно стараться раскрыть суть вопроса с помощью ряда проблемных ситуаций и задач, что будет способствовать активизации членов кружка.

Как показывает практика, с большой эффективностью проходят занятия кружка, посвящённые единой проблеме. Так, например, изучение лексики позволяет организовать работу над темами: «В гостях у словарей», «Как родятся, живут и умирают слова», «Биография русских слов», «Тайны географических названий», «Жемчужины народной речи» (о пословицах и поговорках).

Занятия кружка можно провести как лингвистическое путешествие по следующему маршруту: «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь». (Глаголы речи)

Задания для лингвистической викторины:

  1. Прочитайте выразительно отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Муму» (даётся конкретный отрывок). Выпишите глаголы говорения.
  2. Как глаголы речи подчёркивают характер героев?
  3. Выразительно прочитайте текст по ролям. Особое внимание обратите на чтение реплик барыни и приживалки.
  4. Подберите синонимы к глаголу говорить. Кто лучше справился с этим заданием? Объясните смысловое различие этих слов.
  5. Игра «Сказочные диалоги». Вспомните и разыграйте диалоги из известных вам русских народных сказок.
  6. Подберите глаголы и словосочетания с ними: 1) со значением речи; 2) со значением чувств говорящего; 3) обозначающие мимику, жесты, движение говорящего.
  7. Игра «Кто знает пословицы и поговорки с глаголами речи?»

Подобная спланированная и подготовленная работа поможет активизировать всех кружковцев.
Одной из новых популярных форм работы с одарёнными детьми по развитию интеллектуальных способностей , исследовательских умений и навыков является создание научных обществ учащихся.

Научное общество учащихся – добровольное творческое объединение школьников. В секции учащиеся совершенствуют свои знания в области русского языка и литературы, приобретают навыки научно-исследовательской работы под руководством педагогов, учителей-предметников.
Членами научного общества могут быть учащиеся, изъявившие желание работать в НОУ и имеющие склонность к литературному и языковому творчеству рекомендованных учителями, учащиеся проводящие самостоятельные исследования.

Целью научного общества учащихся является воспитание и развитие учащихся, создание условий для самореализации, самоопределения.

Задачи научного общества учащихся:

  • воспитать интерес к познанию мира, к углубленному изучению русского языка и литературы;
  • готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в области литературы, топонимики, истории, ономастики др.;
  • развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
  • развивать навыки самостоятельной работы с научной и дополнительной литературой (со справочниками, энциклопедиями, словарями);
  • обучение к углубленному анализу художественного текста с целью подготовки к ЕГЭ, предметным олимпиадам.

Формами отчётности являются: рефераты, доклады, статьи, фото-видеоматериалы, стендовые отчёты, компьютерные презентации.

Участие в республиканских, международных, всероссийских конкурсах творческих, исследовательских работ и олимпиад.

Массовой, но эпизодической формой организации внеклассной работы являются тематические утренники и вечера, на которые выносятся наиболее важные вопросы, способствующие воспитанию любви к русскому языку и повышению языковой культуры учащихся. К таким вопросам следует отнести следующие: «Язык мой – друг мой», «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни» (Д.С.Лихачёв), «Звукопись», «Синонимические средства языка», «Фразеологизмы и крылатые выражения» и другие.
В традицию многих школ вошли Дни и Недели русского языка – ёмкий и сложный вид комплексного воспитания учащихся средствами предмета. Они включают в себя, помимо сообщений учителя и учащихся по заданной теме, выставку книг, заседание кружка, лингвистическую инсценировку и другие.

Главной темой отдельного утренника или вечера может стать борьба за чистоту русской речи («Говорите по-русски!»). Проведение викторин, решение кроссвордов, ребусов, шарад, небольшие сценки – всё это является полезной и интересной формой выступлений самих учащихся.

К таким же эпизодическим внеклассным мероприятиям относится Олимпиада, которая проводится между классами, школами, районами, республиками и состоит из конкурсной программы по различным разделам русского языка и литературы. В условиях национальной школы олимпиада – одно из действенных средств создания русской языковой среды, вовлечения учащихся в активную речевую практику.

В процессе проведения школьной олимпиады по русскому языку целесообразны задания двух типов: лингвистические и ситуативно-тематические. К лингвистическим относятся: разгадывание языковой викторины, задания на подбор синонимов, антонимов, объяснение и включение в текст непонятных слов, упражнения на словообразование, объяснение и включение в текст фразеологизмов, стилистическая правка текста и т.д. Ситуативно-тематические задания предусматривают составление рассказа по картине, диафильму, по предложенной ситуации, сочинения-миниатюры и т.д.

В настоящее время широкое распространение получило проведение КВН между классами, а в сельской местности даже между школами, в ходе которых учащиеся выполняют задания по занимательной грамматике, стилистике и лексике.

Пропагандистом языковых знаний является выпуск лингвистической, литературной газеты. Данный вид работы решает следующие задачи:

  1. Осуществляет знакомство учащихся с разнообразными газетными жанрами, способствует совершенствованию навыков работы над сочинениями в публицистическом стиле (заметками, рецензиями, отчётами, интервью, корреспонденциями и другими – по усмотрению учителя).
  2. Содействует развитию художественного, эстетического вкуса.
  3. Воспитывает чувство соразмерности, вырабатывает навыки компоновки отобранного материала на определённом формате стенгазеты.

Требования, предъявляемые данным газетам:

  1. Соответствие содержания газеты теме.
  2. Научно-популярное изложение материала (содержание газеты должно быть передано в интересной форме, т.е. отражать творчество учащихся – передачу своими словами отобранных из специальной литературы фактов языка по заданной теме).
  3. Художественное оформление (красочность, наличие рисунков, соблюдение рамок, аккуратное написание заголовков, текстов статей, заметок и других используемых в стенгазете жанров, а также списка фамилий с инициалами членов редколлегии, участвующих в подборе материала газеты; чёткое указание цифры и буквы класса).
  4. Оригинальное название (желательно определить постоянное название газеты).
  5. Объём – 1 лист ватмана (и не меньше, можно больше, но обязательно расположенные вместе по ширине – меньшей стороне листа).
  6. Включение «Забавной рубрики», «Занимательной грамматики», «В часы досуга».
  7. Периодичность издания газеты: 1–2 раза в четверть.

Среди различных приёмов занимательности игра занимает особое место и является любимейшим занятием учащихся всех возрастов. Поэтому ей надо отводить большое место на любом внеклассном занятии. По своей целенаправленности все игры могут быть разделены на четыре группы:

  • Игры, задачи, упражнения, способствующие обогащению словарного состава речи учащихся.
  • Игры, способствующие обогащению фразеологического состава речи учащихся.
  • Игры по графике и орфографии.
  • Игры по фонетике и орфоэпии.

Кроме этого массовое участие ребят в подготовке и проведении таких внеклассных занятий в большей мере способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, ответственности за общее дело.

Литературная гостиная – своеобразный и эффективный вид внеклассной работы по предмету в старших классах. Задачи литературной гостиной многогранны. Одной из важнейших целей является воспитать у учащихся потребность в общении друг с другом, учителями, родителями. Эта задача особенно необходима для малокомплектных школ, где учащихся намного, удалённость от культурной среды значительна.

Формы работы литературной гостиной: разнообразные встречи с писателями, поэтами, драматургами, вечера одного стихотворения, песни и другие.
Какие виды деятельности учащихся и учителей преобладают в литературной гостиной: костюмированные представления, историко-литературные справки, беседы, воспоминания, инсценировки, выразительное чтение стихов и отрывков из художественных произведений, музыкальное оформление.
Много внимания уделяется и оформлению интерьера литературной гостиной в зависимости от её темы. Можно при создании соответствующей обстановки использовать конкурсные работы: рисунки, плакаты, макеты. Эта работа формирует у учащихся эстетический вкус и творческое воображение. Не менее значимой представляется и другая задача: литературные гостиные позволяют школьникам раздвинуть рамки времени, стать самим словно бы участниками далёких или недавних времён и событий, играть роли и писателя (поэта), и его современников, и критиков. А чтобы донести всё это до зрителя, необходима кропотливая подготовительная работа учащихся с самыми различными по содержанию и назначению книгами. Кроме того, ведётся процесс обучения учащихся актёрскому мастерству.
Вот некоторые темы для литературной гостиной:

  • Шесть лет промчалось, как мечтанье…(А.С.Пушкин в лицее)
  • Чистейшей прелести чистейший образец. (А.С.Пушкин и Н.Н.Гончарова)
  • Колумб Замоскворечья. (Жизнь и творчество А.Н.Островского)
  • Прерванный полёт (творчество В.Высоцкого)
  • «Поверьте мне, я чист душою» (творчество Н.Рубцова)

III. Заключение

Критерием эффективности различных видов внеклассных занятий по русскому языку в школе является активность учащихся в этой работе. В связи с этим особую значимость приобретают внеклассные мероприятия типа соревнований, конкурсов, олимпиада, КВН. Разнообразный и увлекательный по содержанию материал внеклассных занятий, направленный на развитие и совершенствование навыков русской речи, должен соответствовать целям и задачам программной направленности урока русского языка и литературы, его ситуативно-тематическому построению, образовательно-воспитательным целям и задачам.

В организации внеклассной работы учителю помогут следующие книги:

  1. Григорян Л.Т. «Язык мой – друг мой: материалы для внеклассной работы по русскому языку».
  2. Панов М.В. «»Внеклассная работа по русскому языку».
  3. Ушаков Н.Н. «Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе».
  4. Бакеева М.К. «Система внеклассных занятий по русскому языку в татарской школе».

Использованная литература.

  1. Бурмако В.М. «Русский язык в рисунках», Москва. Просвещение, 1991 год.
  2. Колосов В.В. «История русского языка в рассказах».
  3. Шакирова Л.З., Сабаткоев Р.Б. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ), Просвещение, 2003 год.
  4. Шанский Н.М. «Педагогическое содержание и лингводидактический характер внеклассной работы по русскому языку в нерусской школе. (журнал «Русский язык за рубежом», 1982 год, № 2, стр.64)
  5. Журнал «Магариф», 2000–2008 гг.