I. Введение
Внеклассная работа по русскому языку в национальной школе призвана содействовать реализации на практике принципа коммуникативности и воспитывающего обучения. Ведущая роль в решении этих задач принадлежит учителю.
Известно, что овладение учащимися видами речевой деятельности достигается в том случае, если учебная коммуникация находит систематический выход в реальную коммуникацию и выступает как способ организации системы внеклассной работы в должном соотношении с учебной. Вопрос о том, как согласовать эти процессы в рамках соответствующих формы и содержания, недостаточно разработан в методике русского языка в национальной школе. Изучение опыта проведения внеклассных мероприятий по русскому языку в национальных школах показывает, что на практике имеется значительный багаж в этой области, формы и виды внеклассной работы носят разнообразный и интересный характер. К числу недостатков следует отнести существующий разрыв между учебной и внеклассной работой. Чаще всего внеклассные мероприятия не служат непосредственным действенным средством углубления знаний, умений и навыков учащихся, приобретаемых ими на уроках русского языка. По мнению Н.М.Шанского «Внеклассная работа должна прежде всего способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний и тем самым помогать учащимся в усвоении программного материала». Хорошо организованная и систематически проводимая внеклассная работа даёт возможность в занимательной и увлекательной форме не только закреплять знания и навыки, получаемые учащимися на уроках, но и глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими сторонами и фактами русского языка, с которыми они вообще не знакомы или о которых имеют неполное представление, но знание которых совершенно необходимо в их общественно-языковой практике.
Внеклассная работа должна способствовать расширению и углублению программного материала, развивать самостоятельность, творческую инициативу школьников, тренировать их ум, пробуждать уважительное отношение к языку русского народа. Раскрытие закономерностей развития языка, тесной связи его истории с историей развития народа – его создателя, практическое знакомство с богатейшими возможностями языка для выражения самых тонких оттенков чувств и мыслей – всё это пробуждает интерес к русскому языку, культуре и традициям его носителей.
Говоря о важности связи внеклассной работы с уроками, следует отметить, что она должна полностью терять свою автономность. В условиях национальной школы внеклассная работа – это мощное средство формирования у учащихся интереса к русскому языку как учебному предмету и лингвистическому явлению, эффектная форма расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроке. В соответствии с этим в ходе проведения внеклассных мероприятий необходимо хорошо продумать их содержание с точки зрения учёта ресурсов внутренней занимательности русского языка, охватить ими всю массу учащихся, учитывая при этом интересы и склонности школьников, их знания и умения в области русского языка; разнообразить формы и приёмы их проведения.
II. Основная часть
Единой программы для внеклассной работы быть не может. Отбирая материал для внеклассной работы учитель должен исходить из общих целей и задач обучения русскому языку, указанных в учебной программе, принимать во внимание его специфику по сравнению с родным, учитывать запросы учащихся, направленность их лингвистических интересов. Поэтому навязывать учащимся темы и формы внеклассных занятий не следует. Практическая деятельность учителей показывает, что больше всего школьников интересует:
- происхождение слов и фразеологизмов;
- пути возникновения слов;
- новые значения известных слов;
- гласные и согласные в стихах (о роли звукописи в поэтическом произведении) и др.
В современных условиях, когда особое место при обучении русскому в национальной школе приобрёл культурологический аспект, очень важно обратить внимание на русский язык, как специфическое социально-историческое явление, что позволяет объяснять многие особенности лексики и фразеологии современного русского языка, выявлять этимологию слов. «Как название, как указание на предмет, – писал В.В.Виноградов, – слово является вещью культурно-исторической».
Значительный вес будут иметь при определении содержания внеклассной работы темы сопоставительного характера с целью установления сходств и различий между русским и родным языками. Например: «Пословицы и поговорки в русском и родном языках».
В практике учителей-словесников выработались три формы внеклассных занятий по русскому языку: групповая, массовая и индивидуальная. Эти формы взаимосвязаны. Групповая форма внеклассной работы включает кружки, выпуск газет, стенгазет на русском языке, изготовление стендов, выпуск радиогазет. Массовые формы являются результатом деятельности кружков и учащихся всех классов. К ним относятся утренники и вечера, олимпиады, различные конкурсы (викторины), устные и письменные лингвистические журналы (бюллетени, проекты), Дни и Недели русского языка, работа научных обществ учащихся «Юный лингвист» и другие, которые обычно проводятся по заранее намеченному сценарию.
Наиболее распространённой формой групповой работы является кружок русского языка, который позволяет планомерно углублять интерес к русскому языку и одновременно способствовать лучшему усвоению материала школьной программы. Чтобы кружок смог выполнять поставлены перед ним задачи, учитель должен сделать его занятия интересными и содержательными, связанными с процессом познания нового.
Организуется кружок из учащихся одного из параллельных классов, если же в школе малое число учащихся, то предлагается организовать кружок на основе 5–7 классов, 9–10 классов. При выборе кружка учитель может учесть интересы и склонности своих учеников и выбрать в соответствии с ними то или иное направление в работе.
В зависимости от избранной тематики кружку следует дать определённое название, например: кружок занимательной грамматики, кружок юных поэтов, кружок культуры речи, литературно-творческий кружок, кружок этимологии, литературно-драматический кружок, кружок «Развивайте дар речи» и другие.
Затем составляется учителем план работы избранного кружка на учебный год с учётом возрастных особенностей, потенциальных возможностей и пожеланий учащихся, поэтому в его составлении должны участвовать сами учащиеся. Важно, чтобы план занятий кружка представлял собой определённую систему, а не набор не связанных между собой тем. Опыт передовых учителей-русистов показывает, что, например, в 9–11 классах большой интерес вызывают такие темы, как «Говорят ли животные?», «Как возник наш язык?», «Почему одни слова умирают, другие нарождаются?», «Сколько на планете языков?», «Клуб мировых языков», «Выдающиеся писатели о русском языке» и другие.
Одной из важнейших задач кружка русского языка является развитие познавательных возможностей школьников. В связи с этим не следует увлекаться пространными сообщениями. Нужно стараться раскрыть суть вопроса с помощью ряда проблемных ситуаций и задач, что будет способствовать активизации членов кружка.
Как показывает практика, с большой эффективностью проходят занятия кружка, посвящённые единой проблеме. Так, например, изучение лексики позволяет организовать работу над темами: «В гостях у словарей», «Как родятся, живут и умирают слова», «Биография русских слов», «Тайны географических названий», «Жемчужины народной речи» (о пословицах и поговорках).
Занятия кружка можно провести как лингвистическое путешествие по следующему маршруту: «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь». (Глаголы речи)
Задания для лингвистической викторины:
- Прочитайте выразительно отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Муму» (даётся конкретный отрывок). Выпишите глаголы говорения.
- Как глаголы речи подчёркивают характер героев?
- Выразительно прочитайте текст по ролям. Особое внимание обратите на чтение реплик барыни и приживалки.
- Подберите синонимы к глаголу говорить. Кто лучше справился с этим заданием? Объясните смысловое различие этих слов.
- Игра «Сказочные диалоги». Вспомните и разыграйте диалоги из известных вам русских народных сказок.
- Подберите глаголы и словосочетания с ними: 1) со значением речи; 2) со значением чувств говорящего; 3) обозначающие мимику, жесты, движение говорящего.
- Игра «Кто знает пословицы и поговорки с глаголами речи?»
Подобная спланированная и подготовленная
работа поможет активизировать всех кружковцев.
Одной из новых популярных форм работы с
одарёнными детьми по развитию интеллектуальных
способностей , исследовательских умений и
навыков является создание научных обществ
учащихся.
Научное общество учащихся – добровольное
творческое объединение школьников. В секции
учащиеся совершенствуют свои знания в области
русского языка и литературы, приобретают навыки
научно-исследовательской работы под
руководством педагогов, учителей-предметников.
Членами научного общества могут быть учащиеся,
изъявившие желание работать в НОУ и имеющие
склонность к литературному и языковому
творчеству рекомендованных учителями, учащиеся
проводящие самостоятельные исследования.
Целью научного общества учащихся является воспитание и развитие учащихся, создание условий для самореализации, самоопределения.
Задачи научного общества учащихся:
- воспитать интерес к познанию мира, к углубленному изучению русского языка и литературы;
- готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в области литературы, топонимики, истории, ономастики др.;
- развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
- развивать навыки самостоятельной работы с научной и дополнительной литературой (со справочниками, энциклопедиями, словарями);
- обучение к углубленному анализу художественного текста с целью подготовки к ЕГЭ, предметным олимпиадам.
Формами отчётности являются: рефераты, доклады, статьи, фото-видеоматериалы, стендовые отчёты, компьютерные презентации.
Участие в республиканских, международных, всероссийских конкурсах творческих, исследовательских работ и олимпиад.
Массовой, но эпизодической формой организации
внеклассной работы являются тематические
утренники и вечера, на которые выносятся
наиболее важные вопросы, способствующие
воспитанию любви к русскому языку и повышению
языковой культуры учащихся. К таким вопросам
следует отнести следующие: «Язык мой – друг мой»,
«Наш язык – это важнейшая часть нашего общего
поведения в жизни» (Д.С.Лихачёв), «Звукопись»,
«Синонимические средства языка», «Фразеологизмы
и крылатые выражения» и другие.
В традицию многих школ вошли Дни и Недели
русского языка – ёмкий и сложный вид
комплексного воспитания учащихся средствами
предмета. Они включают в себя, помимо сообщений
учителя и учащихся по заданной теме, выставку
книг, заседание кружка, лингвистическую
инсценировку и другие.
Главной темой отдельного утренника или вечера может стать борьба за чистоту русской речи («Говорите по-русски!»). Проведение викторин, решение кроссвордов, ребусов, шарад, небольшие сценки – всё это является полезной и интересной формой выступлений самих учащихся.
К таким же эпизодическим внеклассным мероприятиям относится Олимпиада, которая проводится между классами, школами, районами, республиками и состоит из конкурсной программы по различным разделам русского языка и литературы. В условиях национальной школы олимпиада – одно из действенных средств создания русской языковой среды, вовлечения учащихся в активную речевую практику.
В процессе проведения школьной олимпиады по русскому языку целесообразны задания двух типов: лингвистические и ситуативно-тематические. К лингвистическим относятся: разгадывание языковой викторины, задания на подбор синонимов, антонимов, объяснение и включение в текст непонятных слов, упражнения на словообразование, объяснение и включение в текст фразеологизмов, стилистическая правка текста и т.д. Ситуативно-тематические задания предусматривают составление рассказа по картине, диафильму, по предложенной ситуации, сочинения-миниатюры и т.д.
В настоящее время широкое распространение получило проведение КВН между классами, а в сельской местности даже между школами, в ходе которых учащиеся выполняют задания по занимательной грамматике, стилистике и лексике.
Пропагандистом языковых знаний является выпуск лингвистической, литературной газеты. Данный вид работы решает следующие задачи:
- Осуществляет знакомство учащихся с разнообразными газетными жанрами, способствует совершенствованию навыков работы над сочинениями в публицистическом стиле (заметками, рецензиями, отчётами, интервью, корреспонденциями и другими – по усмотрению учителя).
- Содействует развитию художественного, эстетического вкуса.
- Воспитывает чувство соразмерности, вырабатывает навыки компоновки отобранного материала на определённом формате стенгазеты.
Требования, предъявляемые данным газетам:
- Соответствие содержания газеты теме.
- Научно-популярное изложение материала (содержание газеты должно быть передано в интересной форме, т.е. отражать творчество учащихся – передачу своими словами отобранных из специальной литературы фактов языка по заданной теме).
- Художественное оформление (красочность, наличие рисунков, соблюдение рамок, аккуратное написание заголовков, текстов статей, заметок и других используемых в стенгазете жанров, а также списка фамилий с инициалами членов редколлегии, участвующих в подборе материала газеты; чёткое указание цифры и буквы класса).
- Оригинальное название (желательно определить постоянное название газеты).
- Объём – 1 лист ватмана (и не меньше, можно больше, но обязательно расположенные вместе по ширине – меньшей стороне листа).
- Включение «Забавной рубрики», «Занимательной грамматики», «В часы досуга».
- Периодичность издания газеты: 1–2 раза в четверть.
Среди различных приёмов занимательности игра занимает особое место и является любимейшим занятием учащихся всех возрастов. Поэтому ей надо отводить большое место на любом внеклассном занятии. По своей целенаправленности все игры могут быть разделены на четыре группы:
- Игры, задачи, упражнения, способствующие обогащению словарного состава речи учащихся.
- Игры, способствующие обогащению фразеологического состава речи учащихся.
- Игры по графике и орфографии.
- Игры по фонетике и орфоэпии.
Кроме этого массовое участие ребят в подготовке и проведении таких внеклассных занятий в большей мере способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, ответственности за общее дело.
Литературная гостиная – своеобразный и эффективный вид внеклассной работы по предмету в старших классах. Задачи литературной гостиной многогранны. Одной из важнейших целей является воспитать у учащихся потребность в общении друг с другом, учителями, родителями. Эта задача особенно необходима для малокомплектных школ, где учащихся намного, удалённость от культурной среды значительна.
Формы работы литературной гостиной:
разнообразные встречи с писателями, поэтами,
драматургами, вечера одного стихотворения, песни
и другие.
Какие виды деятельности учащихся и учителей
преобладают в литературной гостиной:
костюмированные представления,
историко-литературные справки, беседы,
воспоминания, инсценировки, выразительное
чтение стихов и отрывков из художественных
произведений, музыкальное оформление.
Много внимания уделяется и оформлению интерьера
литературной гостиной в зависимости от её темы.
Можно при создании соответствующей обстановки
использовать конкурсные работы: рисунки,
плакаты, макеты. Эта работа формирует у учащихся
эстетический вкус и творческое воображение. Не
менее значимой представляется и другая задача:
литературные гостиные позволяют школьникам
раздвинуть рамки времени, стать самим словно бы
участниками далёких или недавних времён и
событий, играть роли и писателя (поэта), и его
современников, и критиков. А чтобы донести всё
это до зрителя, необходима кропотливая
подготовительная работа учащихся с самыми
различными по содержанию и назначению книгами.
Кроме того, ведётся процесс обучения учащихся
актёрскому мастерству.
Вот некоторые темы для литературной гостиной:
- Шесть лет промчалось, как мечтанье…(А.С.Пушкин в лицее)
- Чистейшей прелести чистейший образец. (А.С.Пушкин и Н.Н.Гончарова)
- Колумб Замоскворечья. (Жизнь и творчество А.Н.Островского)
- Прерванный полёт (творчество В.Высоцкого)
- «Поверьте мне, я чист душою» (творчество Н.Рубцова)
III. Заключение
Критерием эффективности различных видов внеклассных занятий по русскому языку в школе является активность учащихся в этой работе. В связи с этим особую значимость приобретают внеклассные мероприятия типа соревнований, конкурсов, олимпиада, КВН. Разнообразный и увлекательный по содержанию материал внеклассных занятий, направленный на развитие и совершенствование навыков русской речи, должен соответствовать целям и задачам программной направленности урока русского языка и литературы, его ситуативно-тематическому построению, образовательно-воспитательным целям и задачам.
В организации внеклассной работы учителю помогут следующие книги:
- Григорян Л.Т. «Язык мой – друг мой: материалы для внеклассной работы по русскому языку».
- Панов М.В. «»Внеклассная работа по русскому языку».
- Ушаков Н.Н. «Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе».
- Бакеева М.К. «Система внеклассных занятий по русскому языку в татарской школе».
Использованная литература.
- Бурмако В.М. «Русский язык в рисунках», Москва. Просвещение, 1991 год.
- Колосов В.В. «История русского языка в рассказах».
- Шакирова Л.З., Сабаткоев Р.Б. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ), Просвещение, 2003 год.
- Шанский Н.М. «Педагогическое содержание и лингводидактический характер внеклассной работы по русскому языку в нерусской школе. (журнал «Русский язык за рубежом», 1982 год, № 2, стр.64)
- Журнал «Магариф», 2000–2008 гг.