Тема: «Парные согласные в середине и конце слова (обобщение)»
Методическая тема: «Учебное моделирование как средство совершенствования орфографического навыка младших школьников»
Место урока: подготовка к контрольной работе по теме «Парные согласные в середине и конце слова»
Цели:
- познавательная: учить использованию в речи средств художественной выразительности (антонимы, пословицы, фразеологизмы), обращение к японской культуре на примере японских трёхстиший хокку;
- практическая: учить продолжать логические цепочки, учить слышать оглушение и озвончение звуков при произношении слов с парными согласными в середине и конце слова, учиться подбирать проверочные слова по алгоритму, совершенствовать навыки самооценки и самоконтроля, учить обобщать свои знания, сводить их в единый алгоритм;
- здоровьесберегающие: повысить психологическую комфортность урока, снятие мышечного напряжения и напряжения мышц глаз;
- воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка на примере работы со словарями.
Оборудование: «Орфографический словарь» П.А.Грушникова, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, опорная таблица «Образные выражения», раздаточный материал «Алгоритм», мультимедиапроектор с презентацией к уроку.
ХОД УРОКА
(Знак * обозначает смену слайда на экране мультимедийного проектора)
1. Оргмомент
Улыбнулись друг другу и начинаем урок русского
языка. ( * )
Отметьте на полях своё настроение: лицо
человечка радостного, грустного или без
настроения.
Комментарий: дети рисуют на полях одно из лиц, оценивая своё настроение и самочувствие, которое учитель будет учитывать при проверке тетрадей и последующем анализе урока.
Слайд презентации:
2. Определение темы урока
– Какие прекрасные стихи в стиле японских трехстиший хокку вы сочинили к нашему уроку! Все они оригинальны и хороши по-своему.
Комментарий: дети зачитывают свои трёхстишия – это было их домашнее задание по литературному чтению.
– Я выбрала хокку Андрея, потому что оно
подходит к теме нашего урока.
– Послушайте и определите тему урока.
На стекле птичьи лапки,
Дорожки, стёжки и кружки.
Дед Мороз прекрасный художник!
Дети называют тему урока: «Парные согласные в
середине и конце слова (обобщение)» * и тема
появляется на слайде.
– А зачем нам надо изучать эту тему?
Ответы детей: быть грамотными, написать
хорошо диктант, просто быть культурными людьми,
чтобы тебя все уважали.
– А для этого нам нужно научиться подбирать
проверочные слова по нашему алгоритму, над
которым мы работали в течение двух недель.
(На слайде появляется цель урока)
3. Чистописание
– Ребята, Дед Мороз – настоящий художник и вы тоже художники, аккуратно запишите эти буквы и продолжите подмеченную закономерность: Бп Вф Гк Дт Зс… (Жш)
Комментарий: буквы записаны на доске каллиграфическим почерком.
Проверка. Ответы детей:
Никита: «Я написал Шж, потому что на
доске написаны пары букв, обозначающих звонкие и
глухие согласные звуки, как раз по нашей теме».
Таня: «А я подметила, что сначала надо
писать заглавную букву Ж, потому что заглавными
буквами обозначены звонкие согласные звуки, а
потом строчную ш, потому что строчными буквами
обозначены глухие согласные звуки»
Алёна: А ещё я заметила, что первые
буквы, которые обозначают звонкие согласные
звуки стоят по алфавиту, поэтому правильнее бы
было Жш записать перед Зс.
4. Устная работа поиск алгоритма ( * )
– Дети, устно подберите проверочные слова к словам из хокку Андрея.
Комментарий: дети называют проверочные слова, вспоминая двустишия – правила, придуманные на предыдущих уроках, двустишия вспоминают и хором, и отдельный ученик, и с подсказки учителя; учитель направляет детей, чтобы прозвучали разные варианты проверки, например, кружки – кружок – круги – кружить – нет круга.
Учитель постоянно добавляет: «Работает алгоритм!»
Люба: «Дорожки, пишется с буквой ж, потому что дорога».
Хором:
Знаю я давно уже
В слове «г» проверит «ж»
Ваня: «Стёжки, проверяю: стёженька, поэтому пишем с буквой ж, я помню:
Слово ласково назови
И правильно напиши».
Катя: «Дед – деды. Вставим букву д:
Было мало – стало много.
Так скорее проверяй!»
Андрей: «Мороз – нет Мороза:
Писать правильный ответ
Нам поможет слово нет».
Ксюша: «Кружки – кружиться»
Хором:
Чтобы написать на 5
Глагол надо подобрать.
5. Письменная работа, поиск алгоритма. Упр. 203, с.105.
Задание: нужно подобрать к данным прилагательным прилагательные-антонимы.
Комментарий: учитель уточняет у детей: антонимы – слова противоположные по значению, они украшают нашу речь, делают её образной.
Данил: «Далёкий – близкий, проверяю – близок, работает алгоритм:
Правильно писать дружок
Нам поможет суффикс ок».
Таня: «Высокий – низкий (низок, низенький):
Слово ласково назови
И правильно напиши.
Аналогично проверяем: жёсткий – мягкий (мягок, мягонький), густой – жидкий (жидок, жиденький), широкий – узкий (узок, узенький), частый – редкий (редок, реденький), горький – сладкий (сладок, сладенький), твердый – топкий (топить) или твердый – зыбкий (зыбок), смелый – робкий (робок).
6. Словарная работа, транскрипция, разбор слова по составу. Работа на доске.
Комментарий: учитель предлагает записать ещё несколько слов, предупреждая, что их будет очень трудно проверить; вызванный ученик записывает на доске, остальные в тетради: Кофта, косьба, застёжка, поварёшка, вокзал.
Таня: «Кофта, я затрудняюсь проверить, поэтому я посмотрю в орфографический словарь. Кофта пишется с буквой ф, но я помню:
Слово трудное запомнить
Нам эйдетика поможет.
Примечание: дети занимаются в кружке
«Эйдетика», который ведёт учитель, поэтому без
труда придумывают слуховые и зрительные
ассоциации; придуманные образы называем
ассоциограммами, дети умеют рисовать
ассоциограммы, иногда это бывает их домашним
заданием; ученики приучены различать
проверочные слова и слова-подсказки, в данном
случае кофе – это слово-подсказка.
Дети предлагают свои варианты, как запомнить
букву ф в слове кофта.
Учитель предлагает свои варианты: методом
фонетических ассоциаций (кофта цвета кофе) и
методом графических ассоциаций (рисунок, где
кофта сама похожа на букву ф).
Даша: «Косьба от слова косить, поэтому пишем букву с».
Комментарий: учитель обращает внимание детей на озвончение: буква с при произношении даёт звонкий согласный звук [з].
Игорь: «Застёжка я проверю зыстёжечка или застегать».
Карина: «Поварёшка я проверю поварёшечка».
Учитель предлагает разобрать это слово по составу, выясняется, что здесь есть суффикс -ёшк-.
Настя: «Слово вокзал проверить нельзя, но я помню, как во втором классе мы запоминали это слово с помощью ребуса «волк на вокзале».
Учитель предлагает сделать транскрипцию этого слова [в а г з а л] и демонстрирует ещё один способ запоминания этого слова с помощью фонетической ассоциации: «Во! Какой зал!»
Учитель напоминает, что если нельзя проверить слово, то его написание надо обязательно уточнить в словаре, а потом попытаться придумать образ для запоминания.
7. Работа с фразеологизмом
Учитель проводит диалог с ученицей Любой и
выясняет, что ей на день рождения подарили щенка.
На вопрос учителя, отдала бы Люба своего щенка
кому-нибудь, девочка отвечает: «Ни за что на
свете!»
– Дети, в таких случаях люди говорят: «Ни за какие
коврижки!»
Уточняем написание слова в «Орфографическом
словаре» П.А.Грушникова.
Уточняем значение слова «коврижки» в «Толковом
словаре русского языка» С.И.Ожегова.
Придумывание и запись предложения с
фразеологизмом, орфограммы комментируются. Ни
за какие коврижки я не отдам свою игрушку!
8. Физминутка (зрение и осанка)
9. Творческое задание. Работа с пословицами. Самостоятельная работа ( * )
– Дети, составьте и обсудите в парах пословицы, затем напишите одну по выбору, друг другу объясните написание слов.
У курочки серёжки, у петушка сапожки.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
У берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут.
10. Объяснение домашнего задания (логическое задание). Упр. 202, с.105.
Катя: «Я думаю, что надо разделить слова так: парный согласный звук в середине и парный согласный звук в конце слова».
Настя: «Я согласна с Катей, но можно ещё разделить так: слова со звонким парным звуком и слова с глухим парным звуком в середине и конце слова».
Учитель: «Кто хочет уточнить, есть ли тут слова со звонким парным звуком на наше правило?».
Алёна: «Таких слов нет. Здесь есть слова с буквами, которые обозначают звонкий парный звук и слова с буквами, которые обозначают глухой парный звук, причём их всего три – шапка, мак, суп».
– Ребята, дома вы можете разными способами разделить слова на две группы.
11. Уточнение алгоритма для проверки парных согласных в середине и конце слова
Учитель предлагает детям устно нарисовать алгоритм проверки слов с парными согласными на конце и в середине слова. И после нескольких вариантов предлагает свой: ( * )
12. Самостоятельная работа. Диктант
Учитель диктует: шубка, гладкий, кофта, сказка, меткий, репка, лёгкий, подушка, вокзал, варежка, деревце.
Дополнительное задание: подчеркни лишнее слово.
Проверка. Самоконтроль: сверь с правильным написанием, отметь правильно написанную букву знаком +
( * )
Учитель: «Кто хочет сказать, какое лишнее слово он подчеркнул?»
Стас: «Я подчеркнул слово вокзал, потому что при произношении слышится звонкий парный звук [г], происходит озвончение, а в других словах – оглушение».
Никита: «У меня лишнее слово лёгкий, потому что, когда мы говорим, то слышится глухой непарный звук [х]».
13. Рефлексия
– Достигли мы цели урока?
– Чтобы вы хорошо написали завтра диктант,
раздаю вам наш алгоритм.
Учитель раздаёт всем ученикам памятку с алгоритмом.
– Отметьте на полях ваше настроение.
– Спасибо за урок!