Урок-практикум русского языка в 6-м классе по теме "О пользе знаков препинания"

Разделы: Русский язык


Тема урока: О пользе знаков препинания.

Цель урока: повторение постановки знаков препинания, изученных ранее.

Задачи урока:

  • закрепление навыков постановки знаков препинания (запятая в предложении с однородными членами, сложном предложении, в предложении с обращением, прямой речью; тире между подлежащим и сказуемым; знаки препинания в конце предложения);
  • развитие навыков лингво-стиллистической работы с текстом;
  • воспитание чувства толерантности на основе текстов алтайских поэтов и писателей.

Оборудование: портрет В.М. Шукшина, фотографии любимых мест Алтая, ксерокопии текста для каждого ученика, диск с записью песен об Алтае.

Знаки препинания – это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

К.Г. Паустовский

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Определим цель нашего урока

III. Повторение изученного материала

– Какие знаки препинания вы знаете, их место в предложении?

– В чём польза знаков препинания?

IV. Работа с эпиграфом

– Прочитайте эпиграф.

– В каком предложении писатель-публицист даёт ответ на вопрос темы нашего урока?

– Какой знак препинания не даёт рассыпаться этому предложению? На какой признак предложения указывает точка? Какая пунктуационная задача в этом предложении?

– Запишите эпиграф в тетради. (Один ученик у доски выполняет пунктуационный разбор первого предложения)

– Какое средство выразительности в этом предложении? Почему писатель сравнивает знаки препинания с нотными знаками?

V. Работа с прозаическим текстом

1. Слово учителя.

– В.М. Шукшин…Когда мы произносим это имя, какие у вас возникают ассоциации?

– А что для вас малая родина?

2. Обращение к стенду.

– Алтай. Город Бийск. Нам дано родиться в этом красивейшем месте. Именно эти края воспел в своих произведениях В.М. Шукшин – писатель, актёр, режиссёр.
С текстами В.М. Шукшина мы знакомимся на уроках литературы, а сегодня мы обращаемся к тексту о В.М. Шукшине.

Красива и неповторима земля алтайская. С детских лет видел её красоту Шукшин её простор её высокое небо синие горы на окоёме степь, омываемую летними грозами. Эта земля стала тем зерном что пр…росло потом в его душе и зак…л…силось золотым колосом творчества.
Благослови меня моя родина труд и разум человеческий. Будь счастлива. Будешь ты счастлива и я буду счастлив писал Шукшин, признаваясь в любви к своей земле.
Народ давно ждал именно такого художника выразителя его х…рактера и дум и он пришёл с земли алтайской.
Сам Шукшин сказал об этом так Нравственность есть правда. Не просто правда, а – Правда. Ибо это мужество, честность, это значит – жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду.

Задание:

  • 1-й вариант расставляет знаки препинания в 1-м абзаце и объясняет их постановку.
  • 2-й вариант расставляет знаки препинания во 2-м абзаце и объясняет их постановку.
  • 3-й вариант расставляет знаки препинания в 4-м абзаце и объясняет их постановку.

– Прочитайте текст выразительно.
– Тема этого текста?
– Идея?

3. Индивидуальная работа:

– Найти средства выразительности в 1-м абзаце.
– Выполнить орфографический разбор слов с пропущенной буквой.
– Чтение словарной карты (слово « нравственность»).

4. Проверка.

Какая польза знаков препинания в этом тексте?
– А для себя мы какую-то пользу извлекли?

VI. Работа с учебником

– Прочитайте текст упражнения № 568 (стр.191).
– Тема? Идея? Стиль речи?

VII. Проверочная работа

Тест (знаки препинания не расставлены)

1. В каком предложении нужно поставить запятую перед союзом и:

А) Шукшин остался и будет жить в памяти народной вечно.
Б) Потому-то сам народ принял его сразу и поверил ему признал героев Шукшин
В) Белёсо-зеленоватая Катунь вырывается из каменных теснин у села Сростки на просторы и её воды вольно разливаются по степи.

2. В каком предложении не нужно ставить запятую перед союзом и:

А) Нависла туча грянул гром
И хлынул ливень над воспетым
Алтайским сказочным селом.

Б) Какой простор! А на потеху
И в назиданье – в облаках
Луна сияет как прореха.

В) Сердце солнцем утренним вспыхнуло
И наполнилась светом Земля.

3. Найдите предложение с обращением:

А) Горькая ты ягода калина
Красным цветом деревца горят.

Б) Вслед калине красной
Облепиха
Над Катунью встала золотой.

В) А рядом куст калины рос
Калина красная такая.

4. В каком предложении не нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым:

А) И вот эта вера его есть великая сила.
Б) На бой вышел сын этой земли Шукшин.
В) Страна Беловодья Алтай.

5. В каком предложении нет прямой речи:

А) Эх люблю это место. Для меня здесь – пуп земли не раз повторял Шукшин.
Б) Шукшин не уставал повторять что он верит в свой народ.
В) Не случайно Шукшин говорил о Родине Будешь ты счастлива – и я буду счастлив.
Сегодня мы обращаемся к текстам о В.М. Шукшине.

Ключ к тесту:

1 2 3 4 5
В Б А А Б

VIII. Творческая работа

– Напишите сочинение о маме, или о г. Бийске, или о Шукшине, или об Алтае – то есть, о своей малой родине.

IX. Итог урока

– Достигнута ли поставленная цель урока?

X. Домашнее задание

1. Написать сочинение-миниатюру по тексту упражнения № 568.
2. Составить тест из 5 вопросов (в каждом 3 задания – 1 правильное).
3. Составить словарную карту со словом толерантность (по желанию).