Литературное чтение (факультативное занятие) "Поэтический образ Родины в творчестве Н.Рубцова"

Разделы: Начальная школа


Тема:

Поэтический образ Родины в творчестве Н.Рубцова.

Цель:

  • создать поэтический образ Родины, родного края;
  • познакомить детей с родиной Н.Рубцова;
  • способствовать воспитанию рубцовского отношения к Родине, родным местам, учить анализировать, наблюдать и сравнивать;
  • развивать творческое мышление и речь;
  • способствовать воспитанию патриотизма и гуманизма, формированию активной жизненной позиции человека и гражданина.

Оборудование:

  • портрет Н.Рубцова;
  • звукозапись на диске “Видение на холме”;
  • аудиозапись песни А.Морозова “Малиновый звон”;
  • опорная схема слов по теме урока.

Оформление:

на стенах кабинета картины с видами родных просторов.

Эпиграф урока:

“Я люблю тебя, Россия,
Дорогая наша Русь”

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Бывает у русского в жизни
Такая минута, когда
Раздумье его об Отчизне
Сияет в душе, как звезда.

Все мы родом из огромной страны, имя которой – Россия. А тема Руси на протяжении многих веков волновала как обычных людей, так и творческих и пробуждала высокие патриотические чувства. Сегодня в нашей литературной гостиной нам предстоит встреча с интересными людьми, которые умели искренне и глубоко любить свою Родину, для которых Россия являлась “светом безмерным”, милой родиной. Произведения этих прекрасных авторов волнуют и сегодня каждого из тех, кто к ним прикасается. Это художники, поэты, писатели, композиторы, которые у нас сегодня будут в гостях. Откроет нашу гостиную музыкальное произведение А.Морозова.

Целевая установка:

Постарайтесь вслушаться в это звучание и поделиться своими ощущениями.

III. Музыкальная минутка.

Звучит первый куплет песни А.Морозова “Малиновый звон”.

У. Можно ли сказать, что это произведение о Родине, о России. Почему?

Ответы детей.

У. Возникает чистый и красивый образ нашей Родины. Но каждый человек представляет ее по-своему и выделяет что-то свое, самое близкое и дорогое. Что же это “самое дорогое, заветное и родное”?

Дети рассуждают:

- это улыбка мамы;

- порог любимого дома;

- берег родной реки;

- белая тонкая, зеленая, шумящая листвой северная березка.

У. Родина начинается у каждого с родного края. А как называется наш родной край?

Ответы детей:

- Северный край;

- Русский север;

- Северная Русь.

У. Для нас родина начинается с Архангельского края, с родного севера, откуда пешком ушел учиться М.Ломоносов, ученый и поэт, чтобы потом прославить всю Россию. Край, который любили наши земляки: художники, поэты, писатели, имена которых вы знаете. Кого из писателей и поэтов вы можете назвать?

Ответы детей: С.Писахов, О.Фокина, А.Яшин, Ф.Абрамов, Б.Шергин, Г.Сычева.

У. И многие другие, с творчеством которых вы будете знакомиться в школе и в последующих классах. В нашей литературной гостиной некоторые из них. Я думаю, вы узнаете их и назовете. А помогут узнать написанные ими произведения.

IV. Встреча в гостиной: “Наши земляки – гости”

1. Отрывок из произведения Федора Абрамова “Веркола” (читает ученик).

“На одном из самых красивых мест русской земли стоит “Веркола”. Да и не только русской. За свою жизнь я объездил немало стран, много красоты повидал в Японии, во Франции, в Америке и Англии, Финляндии и Швеции, в Италии и Португалии, но пинежские просторы, пинежские белые ночи и цветущие луга, наши бескрайние леса и деревянные строения не уступят заморской красе.

Д. Этот отрывок написал Федор Абрамов о своей малой родине “Веркола”.

У. Какое чувство испытывал автор, вспоминая свой родной край?

Д.Чувство радости и гордости за самый красивый уголок, за свою малую родину.

У. За что любит Федор Абрамов свою родную деревеньку?

Д. За красоту пинежских просторов, за белые ночи, деревянные дома, амбары, храмы.

Автор восхищается бесконечно родным краем, которого на земле больше нет и не будет.

2. У. А теперь послушаем, какой видел свою родину знакомый вам поэт Александр Яшин.

(Звучит стихотворение “Только на родине”). Что роднит этих людей? Что общего в их описаниях родных мест?

Д. Роднит этих людей особенное чувство любви к родине, России, родным местам.

У. А. Яшин писал: “Что кому, а для меня Россия – эти вот родимые места”.

3. Чтение миниатюры В. Деткова “Здравствуй, человек!”

“Утром люблю заглядывать людям в глаза. Незнакомым, случайным, встречным. И каждого приветствовать хочется, как в деревне. Но голосом неудобно, не принято, ведь незнакомы. И я приветствую их взглядом “Здравствуй, человек!”.

У. Сегодня хочется сказать это доброе слово человеку, который родом из северных мест.

Родился он на берегу Северной Двины, недалеко от Холмогор, в селе Емецк. Ребенком переехал в Няндому, а затем и в Вологду.

Тихая, моя родина
Ивы, река, соловьи…

Так писал автор о своем любимом крае.

Кому принадлежат эти строчки?

Д. Эти строчки написал Н. Рубцов, наш земляк.

4. Встреча с поэтом Николаем Рубцовым.

Звучит стихотворение “Тихая моя родина” (читает ученица).

Целевая установкаю

Постарайтесь увидеть глазами поэта его малую Родину. Какая она?

У. Какие чувства выразил поэт в совем стихотворении? Что он испытывал, создавая этот образ?

Д. Чувство любви и нежности, грусти и тоски. Но сильнее этих чувств была любовь к родным местам, к большой родине. Эта любовь не раз спасала его, делала осмысленной его жизнь.Рубцов ощущал себя частью своей Родины, маленькой, но единственной и любимой.

V. Поэтический образ Родины Н.Рубцова

У. Многие стихи поэта посвящены родине. А чтобы полюбить большую родину, нужно сначала научиться любить малую, как это умел Николай Рубцов.

  1. Прослушивание аудиозаписи отрывка “Видение на холме” из стихотворения “Родина”.
  2. Анализ произведения

У. Какое огромное чувство поэт выразил в своем стихотворении?

Д. Любовь и гордость за Россию.

У. За что Рубцов любит родину?

Д. За все русское святое: за храмы и соборы, за сказочные леса, за избушки бедные. Ключевое слово “любить” повторяется три раза. Это всеохватывающее чувство любви к родному Отечеству.

У. А что значит истинно любить?

Д. Понимать, принимать, сочувствовать, сопереживать, помогать, прощать и истинно любить.

У. Как понять смысл последней строки стихотворения

Русь! Храни себя! Храни!

Д. Это как завет хранить себя от внешних врагов и внутреннего разорения, сохранять свои традиции, культуру русского народа.

У. Какую цветовую гамму вызывает данное стихотворение?

Д. Белый, голубой, желтый, зеленый. Рубцов видел родину в таком цвете.

У. А какой ее видите вы?

Д. Яркой, процветающей.

У. Когда мы читаем стихотворение, у нас возникает многообразие чувств. Каких?

Д. Радости, гордости, восторга и огромной любви к родине.

У. Поэт любил родину, а значит жил, с нею одной жизнью. Из любви к родным местам, к малой родине у Рубцова выросло огромное чувство любви к большой родине, России.

VI. Творческая минутка

  1. Дети пишут мини-сочинения под музыку “Малиновый звон”.

Возможные темы:

  • “Мне интересен этот человек, потому что…”
  • “Спасибо ему за то, что…”
  • “Родина для меня – это…”
  • “Теперь я по-другому буду смотреть на…”
  • “Он помог мне увидеть…”
  1. Минутка откровения

Дети зачитывают свои творческие работы.

Мне интересен этот человек, потому что он был предан своей родине и воспевал ее в своих стихах. Спасибо ему за то, что он помог мне увидеть всю красоту моей родины и чувствовать себя частичкой России.

Лиза К.

Родина для меня – это все! Счастье жить в России. Я буду ее любить всегда!

Коля Т.

Спасибо Рубцову за то, что он с такой любовью написал о своей Родине. Мне захотелось побывать там, где жил этот необыкновенный человек. Н. Рубцов - великий патриот своей страны.

Лена П.

VII. Обобщение

У. Будете сами взрослеть – будут богаче и ваши знания о поэте. А мне бы хотелось закончить урок такими строчками:

Нет на свете Родины милее
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса.
Нет на свете Родины дороже
Надо все нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал ее.