Урок-дискуссия по теме "Дом, в котором мы живем" (окружающий мир; 1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: урок-дискуссия (учебный диалог/полилог).

Цель: обобщить, систематизировать знания учащихся о различных видах жилья человека.

Задачи:

  • Познакомить с различными видами жилья человека.
  • Развивать речь учащихся, умения сравнивать, анализировать.
  • Формировать объективную оценку своей деятельности.
  • Прививать стремление к познанию окружающего мира.

Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения, систематизации полученной учебной информации.

Основной структурный элемент урока: диалог/полилог.

Дополнительные структурные элементы урока: обмен информацией и ее коллективный анализ, обмен репликами, формулирование выводов.

Оборудование: ИКТ, презентация, раздаточный материал

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! (Приложение. Слайд № 1)

2. Речевая разминка. (Приложение. Слайд № 2)

а) – Послушайте стихотворение:

Медведь живёт в берлоге,
Лиса, барсук – в норе,
Бобёр построил хатку,
Белка живёт в дупле,
Крот под землёй ютится –
Там он с семьёю всей.
А где живём мы с вами,
Кто скажет мне скорей?

– Правильно, мы с вами живем в домах (квартирах).

б) Работа в парах.

– Задайте друг другу вопросы: кто где живет? Например: Где живет кошка? (В доме, с человеком)

Вопросы детей:

  • Где живет собака? (В будке)
  • Где живет петух? (В курятнике)
  • Где живет корова? (В сарае, в коровнике) и т.д.

3. Сообщение темы. (Приложение. Слайд № 3)

– Тема нашего урока: «Дом, в котором мы живем».
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить с вами? (О домах, в которых мы живем, о том, что они разные)

4. Учебный полилог

– Дома бывают разные и называют их по-разному: деревянные, кирпичные, панельные. (Приложение. Слайд № 4)
– У вас на парте лежат картинки с изображением различных домов и листочек с надписями:деревянный дом, кирпичный дом и панельный дом. Вы должны рассмотреть эти картинки и наложить картинку на облачко с надписью.

– Сравните со слайдом. (Приложение. Слайд № 5.)

– Как вы понимаете эти названия? (Деревянные дома – это дома построенные из дерева, кирпичные – из кирпича, панельные – из блоков)

– Дома иногда называют: одноэтажными и многоэтажными. Наложите картинки с изображением домов на лист с надписями: одноэтажный дом и многоэтажный дом. (Приложение. Слайд № 6)

– Проверьте ваши результаты. (Приложение. Слайд № 7)

– А как вы понимаете названия : одноэтажный дом, многоэтажный дом? (Дом состоит из 1 этажа т.е. стоит на земле, многоэтажный – значит состоит из 2-х и более этажей)

– Сегодня многоэтажные панельные дома возводят довольно быстро из готовых железобетонных частей — блоков.
Кирпичные дома по-прежнему считаются наиболее надежными. Их стены толще, чем у панельных , поэтому они лучше сохраняют тепло.

– Сравните эти здания. Чем они похожи, чем различаются? (Похожи тем, что в них живут люди, а различаются – строительным материалом, внешним видом, количеством проживающих семей)

5. Рубрика «Этот удивительный мир». Рассказ учителя.

В очень далекие времена, дом, прежде всего, должен был спасать хозяина от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей и драчливых соседей. И строить можно было только из того материала, который был под рукой. Было дерево — из дерева. Были камни — из камней.

Каменные дома в Африке. (Приложение. Слайд № 8) Необычные каменные дома круглой формы строят жители африканского государства Лесото. Дома покрыты соломенной крышей. Такой дом хорошо сохраняет прохладу, в нем можно спрятаться от жаркого африканского солнца.

Дома-пещеры. (Приложение. Слайд № 9) Некоторые старые дома этого селения в Каппадокии (Турция) просто выдолблены в скалах и напоминают своим видом муравейник.

Хижины из бамбука и тростника. (Приложение. Слайд № 10) В Таиланде тепло, свои легкие хижины местные жители и сегодня строят из бамбука и тростника.

Юрта. (Приложение. Слайд № 11) А если вокруг — песчаная азиатская пустыня? Многие живущие там народы — например, казахи, киргизы, — с древнейших времен передвигались вместе со своими стадами с одного пастбища на другое, не имея постоянного места жительства. И сейчас кочующие скотоводы дома свои по старинке возят с собой, как туристы — свои палатки. Такая палатка называется «юрта», и она круглая. Расставят кочевники длинные палки-жерди, свяжут их между собой на манер клетки, покроют со всех сторон войлоком (очень плотный шерстяной материал, из него еще делают валенки) — и дом готов всего за несколько часов.

Яранга. (Приложение. Слайд № 12) На далеком Севере , где деревья если и есть, то очень маленькие (они так и называются — карликовые) строить тоже особенно не из чего. Но без дома нельзя —ведь там страшные морозы! Жилище северян — чукчей — называется «яранга». Она похожа на юрту, но островерхая, стены там – из оленьих шкур. Это жилище в случае переезда можно было легко разобрать, перевезти, а потом собрать заново.

Вигвам. (Приложение. Слайд №13) На ярангу похож индейский вигвам, и неудивительно — у этих народов когда-то очень давно были общие предки. Индейские дома — вигвамы— строились в форме купола из тонких стволов деревьев и покрывались сверху ветками, корой, шкурами или разноцветными ткаными ковриками (циновками).

Иглу — дом из снега. (Приложение. Слайд № 14) А канадские эскимосы строят из того, что само падает с неба! Иглу — их снежный дом, он защищает от ветра и непогоды, а изнутри для тепла выстилают звериными шкурами. Вот, наверное, какие мастера строили дворец Снежной Королеве! Кстати, бетон, из которого сегодня возводят небоскребы — не такой уж молодой материал. Его изобрели древние римляне, жившие на территории современной Италии, более двух тысяч лет назад. И умудрялись строить из него мосты, стадионы и даже шестиэтажные дома! Человечество на протяжении веков стремится создать себе покой и уют. И продолжает придумывать все новые удобства. Кто знает, как будет выглядеть дом человека через сто-двести лет?

6. Физминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (поворот вправо)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (поворот влево)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (поворот направо)
Через левое плечо (поворот влево)
Буквой «Л» расставим ноги
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!

7. Решение логических задач-загадок

– А теперь вернемся к нашему дому. Для чего нужен дом, мы выяснили, что бы жить. А что есть еще в доме? (Ответы детей: шкаф , кровать, столы, стулья, газовая плита и т.д.)
– Представляем, что открывается дверь, мы входим в дом и все это мы сразу видим или нет? (Все это у нас находится в определенных местах – в своих комнатах)
– Отгадайте загадки, о каких комнатах идет речь:

В этой комнате бывает
Чаще мама наша,
Иногда здесь убегает
Из кастрюли каша. (Кухня)

– А для чего нужна кухня? Что там делают? (Приложение. Слайд № 15)

Чистим зубы, моем руки,
Вечером купаемся.
Каждым утром мы без скуки,
Просто умываемся. (Ванная комната) (Приложение. Слайд № 16)

– А для чего нужна ванная комната?

Сладкий сон –
Мне снится ночью
В этой комнате всегда.
А под утро
Лучик солнца
Меня будет иногда. (Спальня) (Приложение. Слайд № 17)

В этой комнате вся вместе
Собирается семья,
Иногда повеселиться,
Иногда и поиграть,
Посмотреть всем телевизор
Или книжки почитать. (Общая комната) (Приложение. Слайд № 18)

Эта комната встречает
Всех кто к нам приходит в дом. (Прихожая) (Приложение. Слайд № 19)

Б) Тест. Соедини название комнат с действием , которое можно там производить

Кухня
Спальня
Ванная комната
Общая комната

умываются
смотрят телевизор
готовят обед
спят

8. Работа по учебнику

Беседа по картинке.

8. Рассказы детей о своих домах

– В каком доме живешь ты? Опиши его.

9. Рефлексия

  • Мне понравилось …
  • Мне было трудно …
  • Мне было интересно ..
  • Я научился ..

10. Домашнее задание: нарисовать свой дом и описать его.

Используемая литература: «Детская энциклопедия» Современная мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008, ООО «Нью Медия Дженерейш»