Внеклассное мероприятие "Путешествие в Читай-город"

Разделы: Внеклассная работа


Постигая разные стороны художественной деятельности, ребёнок становится богаче духовно, реализует стремление к коллективному сотворчеству или лидерству, к налаживанию коммуникативных связей, к эмоциональному удовлетворению.

За две недели до проведения конкурса семьи получили домашние задания: подготовить небольшую (3-5 мин.) инсценировку по одному из произведений (по выбору); придумать вопросы по командам соперников по какому-либо известному произведению для детей. В день проведения конкурса  класс был красиво оформлен рисунками детей на темы литературных произведений (В. Д Берестова), плакатами с высказываниями деятелей литературы и искусства о книгах и чтении; на стендах разместилась выставка «Круг семейного чтения».

Дети младшего школьного возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому  задача взрослых, – привить детям любовь к прекрасному,  научить их не только умениями навыкам игры в коллективе, но и развить в младших школьниках, такие качества, как доброта, чувство товарищества и благородство. Этому как раз  и способствует проведение данного мероприятия.

Цели:

  • обучение выразительному чтению, развитие памяти, формирование читательских интересов;
  • развитие учащихся потребности к систематическому чтению;
  • расширение кругозора, нравственное воспитание детей средствами литературы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Вступительное слово (учитель)

– Мы очень рады видеть всех у нас в гостях, мы все очень долго ждали и готовились к этой встрече. Поэтому я надеюсь, что вы будете слушать внимательно то, о чем мы вам расскажем, и вам будет интересно. А разговор у нас сегодня пойдет о... а о чем, вы сами догадаетесь, когда отгадаете загадки, которые приготовили для вас наши ребята.

Загадка 1.

Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.

Загадка 2.

Сама мала, а ума придала.

Загадка 3.

Без языка, без голоса,
А все расскажет.

– Что это? Правильно, книга. Книга – наш лучший друг. И тема нашего сегодняшнего занятия: «Без книги жить нельзя на свете». Цель занятия – постараться убедить вас в том, что читать нужно как можно больше, что чтение улучшает вашу память, развивает речь, помогает вырасти вам воспитанными, добрыми, честными , поближе познакомиться с творчеством В.Берестова и его произведениями.

2. Беседа о значении книги в жизни человека

– А как вы думаете, для чего нужно читать книги? (Ответы детей)
– Да, книги делают нас умнее, из них мы узнаем много нового и интересного, они учат нас тому, как правильно поступать в той, или иной ситуации, учат по-доброму относиться друг к другу, помогают понять, что такое хорошо, что такое плохо. И именно это подтверждают стихи, которые сейчас прочтут для вас ребята.

1. Книга – учитель, книга – наставник,
Книга – близкий товарищ и друг,
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.

2. Взять книгу хорошую надо,
И чудо к нам явится в дом;
Вдруг вспыхнет заря,
Заплещут моря, и дальние страны
Окажутся рядом.

3. Книга торопит нас
В дорогу – мечте навстречу.
И в светлый, и в трудный час
Она – твой друг и советчик.

4. Герои любимые наши
Нас учат, ребята, бесстрашию.
Мы с ним сильней,
Отважней, добрей
И даже немножко старше.

5. Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец,
Книга – нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец.

1. В каждом доме, в каждой хате –
В городах и на селе
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.

2. Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего.

3. Книгу всем понятную,
Умную занятную,
Мальчики и девочки,
Все читать хотят!

4. Даже маленький ребенок,
Не умеющий читать,
Только выйдет из пеленок –
Просит книжку показать.

5.  Книг заветные страницы
Помогают людям жить –
И работать, и учиться,
И Отчизной дорожить!

Ведущая. Вы, ребята, задумывались когда-нибудь, почему  люди не могут жить без книг? (Ребята высказывают свои мнения.) Правда, не всем книги нужны одинаково. Одному человеку больше, другому меньше. Но всем людям вместе, то есть всему человечеству, книги необходимы. Один человек может прожить без книг. Плохо, скучно, неинтересно, но может. А человечество – нет. Нельзя прожить без памяти. Если люди забудут себя, забудут, что они делали десять, двадцать, сто, тысячу лет назад, жизнь просто не сможет двигаться дальше. Человечество будет топтаться на месте, будет повторять без конца свои собственные ошибки, не в силах их преодолеть. Книга – это память. Книжная память человечества несовершенна. Но это главная и по сути дела единственная его память. Такова суть книги, ее содержательная сторона.

– О книгах сложено много пословиц и поговорок. Я хочу, чтобы вы постарались запомнить некоторые из них, ведь в них заключена мудрость народная. (Плакаты на доске.) (Читаем вместе с ребятами, беседуем по пословицам.)

Книга подобна воде – дорогу пробьет везде.
Книга не пряник, а к себе манит.
Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
Много прочел, да мало учел.
Читает – летает, да ничего не понимает.

– Две последние пословицы учат нас тому, что читать нужно внимательно, думать, понимать то, о чем читаешь, и поступать так, как учат нас герои книг.
– Но сегодня мы хотим рассказать вам не о книгах вообще, а об одном из известных детских писателей, имя которого вам должно быть хорошо известно. Это Валентин Берестов. С его стихами вы начали знакомиться с 1-го класса. О творчестве Берестова вам расскажет наш библиотекарь, который сегодня у нас в гостях.

3. Слово библиотекарю: краткая биография, сведения о творчестве писателя. Выставка книг.

«Как хорошо уметь читать...» – это строчка из широко известного стихотворения «Читалочка». Прелесть самостоятельного чтения Валентин Дмитриевич Берестов понял довольно рано: «Когда мне было четыре года, в моей жизни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать. Это было очень кстати... С тех самых пор я навсегда полюбил детскую литературу и детских писателей...»
Во время войны, в эвакуации, юный Берестов познакомился с поэтами К.И. Чуковским, С.Я. Маршаком, А.А. Ахматовой. Но до появления детского поэта Валентина Берестого было еще далеко. Отец – учитель истории – привил сыну любовь к своей науке, и тот поступил на исторический факультет Московского университета, стал археологом.
Археолог Берестов принимал участие в раскопках древнего Хорезма, писал очерки, повести. А потом родилась дочка – и появились стихи для детей.
Сегодня трудно найти ребенка, незнакомого со стихами Валентина Дмитриевича Берестов. Он часто встречался со своими юными читателями, учит их понимать поэзию и даже сочинять стихи.
– Жизненный путь Валентина Берестов – критика, переводчика, основоположника советской детской литературы – завершен. 1 апреля, если бы он был жив, ему исполнилось бы 81 год. Нет среди нас Валентина Берестов. Но книги его живут,  и будут долго жить.
С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Читалочка» , «Урока листопада», «Первого сентября» и других стихах.
Стихи Берестов великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
– А в каких стихах поэт пишет об учениках? – спрашивает учитель и дети читают стихи. («Кто чему учится», «Первое сентября», «3 дороги»)
Дети рассказывают стихи В. Берестова «Лети!», «Кто чему научится», «Перед первым сентября», «Котенок» и другие, затем учитель продолжает:
– А теперь поиграем, – просит учитель. – Угадайте, из каких стихов пришли к нам герои.

(Ведущий достает «вещи» из корзины. Дети называют стихи Берестова.)

– У меня в мешке находятся разные вещи, – сообщает учитель. – Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может помочь найти их владельцев? Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать отрывок из этого произведения, в котором о ней говорится.

– А сейчас мы с Вами поиграем в игру, которая называется «Укрась березу».

4. Игра «Укрась березу»

Заранее на ватманских листах нарисовали березки и прикрепили их к доске. Так же заранее подготовили  20 штук вырезанных из бумаги листочков березы. Учащимся дается задание. Каждая команда получает по 5 листочков березы. Пока звучит музыка, каждая команда на листочках записывает название  стихов В. Берестова. Чей экипаж справится быстрее и украсит березку листочками, тот и становится победителем. Выигравший экипаж получает лепесток победителя.

– Молодцы ребята!
– Приглашаю Вас посетить картинную галерею. Ученики нашего класса нарисовали рисунки к стихам В. Берестого.
– Попробуйте угадать к каким стихам эти рисунки?
– Следующее задание для лучших знатоков стихов В.Берестова. Это – литературная викторина.

5. Литературная викторина

1. Первоклассники

Вы помните, как вы пошли в первый класс? Прочитайте стихотворения о других первоклассниках и найдите рифму.

Часовщик хороший, миленький,
Почини ты нам будильники!
Тот, кто принят в первый класс,
Должен знать, который... (час)

Валентин Берестов. «Перед первым сентября»

Приходил я в первый класс
По одной из трех дорог.
Приходилось каждый раз
Выбирать одну из... (трех)

Валентин Берестов. «Три дороги»

Чему первым делом
Научиться птица?
– Летать!
Чему первым делом
Научится школьник?
– ... (читать)!

Валентин Берестов. «Кто чему научиться».

Идем лесной тропинкой в первый класс.
И паутинки задевают... (нас)

Валентин Берестов. «Вдвоем».

2. Учатся большие и маленькие

– Какие слова забыл написать гном Забывалка в конце этих стихотворных отрывков?

На рассвете птица-мать
Учит птенчика...
Летать. Валентин Берестов. «Уроки листопада».
Обжоры, неумейки, плаксы...
Сижу на самой верхней ветке,
И чудится, что я в разведке
Или на мачте корабля,
Готовый закричать: «Земля!»

«Мечтатель». Валентин Берестов

Затем  семейные команды соревновались в поэтическом турнире: кто удачней и быстрей сочинит стихи по заданным рифмам. Много неожиданностей было при проверке домашних заданий. Строгое жюри оценивало каждое задание по 5-балльной системе.

6. Подведение итогов

В конце праздника все семейные команды были награждены книгами, наборами открыток, значками с изображениями героев стихов В. Берестова.
По итогам игры отметили самую дружную команду, самых активных игроков, лучших знатоков стихов В. Берестова.
Праздник настолько понравился и детям, и взрослым, что мы решили и в этом году повторить его, он уже с новыми заданиями. 

Литература:

1. Журнал «Начальная школа» 4(90), 1(90), 6(90)
2. «Я познаю мир»: «Литература»
3. Педсовет № 5 (1998), 4(1998),
4. В.Берестов «Мы спросили человечка», «По дороге в 1 класс»