Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье. Поэтому проблема, поднятая на собрании актуальна. Очень часто в последнее время в СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина эта не в отсутствии законов, а в недостаточном использовании правовой базы, в правоприменении. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий право, и его права, как и права любого человека нужно знать, уважать и не нарушать. Порой они не знают Конвенции о правах ребенка, не знают содержания статей, а значит, не могут реализовать их в жизни.
Задача педагогов – вести правовое просвещение родителей, выявить группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка. Педагоги должны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей.
Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка.
Задачи:
- довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им;
- пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;
- оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.
Подготовка к собранию:
1. Выставка литературы «Семейный Кодекс»,
«Конвенция о правах ребенка», «Закон об
образовании», «Типовое положение о дошкольном
образовательном учреждении», «Устав ДОУ»,
«Декларация прав ребенка»
2. Оформление наглядно-агитационного стенда
«Шпаргалки для родителей» (см. Приложение 1)
3. Выпуск фотогазет: «Право на….» («Право на игру».
«Право на образование», «Право на жизнь»)
4. Выставка рисунков «Моя семья»
План собрания:
- Ознакомление с планом собрания.(Отв.заведующая).
- Доклад «Основные направления работы по
реализации прав ребенка в семье»
- Право на защиту его от всех форм жестокого обращения,
- Право на жизнь и охрану здоровья,
- Право на образование,
- Право на игру,
- Право на сохранение своей индивидуальности
- Защита прав и достоинства ребенка в законодательных актах
- О встрече на память (Памятка «Защита прав и достоинства в семье»)
- Решение собрания.
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Педагог: Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку.
Выступление детей:
1. Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают —2. Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.3. Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых.
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.4. Папа, мама, ты и я —
Называемся «семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!
Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу
вопрос: «Что такое семья?».
«Семья — группа живущих вместе родственников;
объединение людей, сплоченных общими интересами.
(Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова).
Ценность семьи как важнейшего института
воспитания и социализации детей никогда не
вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно
заменить ничем. Истинные духовные ценности
человека возможно сохранить только в семье, а
передать их, только через детей.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни
человека, в процессе которого формируется
здоровье и осуществляется развитие личности. В
то же время это период, в течение которого
ребенок находится в полной зависимости от
окружающих его взрослых – родителей и педагогов.
Здоровье детей и их полноценное развитие во
многом определяется эффективностью по защите их
прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием,
нет второй возможности для нормального роста и
здорового развития, поэтому проблеме охраны
детства на всех уровнях нужно уделять
первостепенное внимание.
Проблема эта условно рассматривается в двух
направлениях: в социально-правовом и
психолого-педагогическом.
Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.
Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:
Нормативные основы защиты прав детства
К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:
– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении
выживания, защиты и развития детей (1990)
Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:
– на воспитание;
– на развитие;
– на защиту;
– на активное участие в жизни общества.
Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.
Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».
Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.
Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».
В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».
В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).
Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:
- обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
- защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
- обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
- признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);
- защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
- защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
- меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
Уголовный кодекс предусматривает ответственность:
- за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
- за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).
Семейный Кодекс РФ гарантирует:
- право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
- право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
- меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
- немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).
Закон «Об образовании» утверждает
право детей, облучающихся во всех
образовательных учреждениях, на «уважение их
человеческого достоинства» (ст. 5) и
предусматривает административное наказание
педагогических работников за допущенное
физическое и психическое «насилие над личностью
обучающегося или воспитанника» (ст. 56).
В помощь семье и воспитанию детей дошкольного
возраста, охране и укреплении их здоровья,
развитию индивидуальных особенностей и
необходимой коррекции нарушений развития
действует сеть дошкольных образовательных
учреждений.
ДОУ в своей деятельности руководствуется
федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента РФ, Типовым положением о дошкольном
образовательном учреждении и другими
постановлениями и распоряжениями Правительства
РФ, решениями соответствующего органа
управления образованием.
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении – подзаконный акт, определяющий деятельность всех детских садов на территории РФ. Его основные положения конкретизируются в нормативных документах каждого дошкольного учреждения.
Устав ДОУ – нормативный
документ, в котором представлены права и
обязанности всех участников образовательного
процесса: детей, педагогов, родителей.
Конвенция о правах ребенка — правовой
документ высокого международного стандарта и
большого педагогического значения. Она
провозглашает ребенка полноценной и
полноправной личностью, самостоятельным
субъектом права и призывает строить
взаимоотношения взрослого и ребенка на
нравственно-правовых нормах, в основе которых
лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение
и бережное отношение к личности ребенка, его
мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает:
- защиту его от всех форм жестокого обращения,
- права на охрану жизни и здоровья,
- защиту его права на образование,
- права на игру,
- права на сохранение своей индивидуальности.
Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения, Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Возникает вопрос, что понимается под жестоким отношением к ребенку.
По определению профессора М.Р. Рокицкого, председателя подкомитета по охране материнства и детства Комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту, «под жестоким отношением» к детям понимаются все виды физического, сексуального и психического насилия над ребенком. Сюда же относится физическая запущенность, под которой понимают тяжелое физическое состояние организма ребенка (переохлаждение, истощение и т.д.), связанное с необеспечением качества жизни (условия, одежда, питание, медицинская помощь и т.д.).
По определению доктора медицинских наук,
профессора Т.Я. Сафоновой, «под жестоким
обращением» и пренебрежением основными нуждами
ребенка понимаются любые действия или
бездействия по отношению к ребенку со стороны
родителей, лиц, их замещающих, или других
взрослых, в результате чего нарушается здоровье
и благополучие ребенка или создаются условия,
мешающие его оптимальному физическому или
психическому развитию, ущемляются его права и
свобода.
Из этих определений видно, что «жестокое
обращение» включает действия, которые взрослые
совершают по отношению к ребенку, и вред, который
эти действия наносят ему.
По мнению профессора М.Р. Рокицкого, под
безответственным отношением к детям
понимается умышленное или по причине халатности
создание условий, представляющих реальную
опасность для ребенка: тяжелые телесные
повреждения, вплоть до смертельных.
В чем же заключаются причины жестокого обращения
с ребенком? Почему физическое наказание так
популярно среди родителей? Причин тому
множество.
Одна из основных — приверженность традициям
«Наказывали меня и ничего плохого в этом нет», а
поэтому и сами переносят методы телесного
наказания на своего и чужого ребенка в случаях
неприемлемого поведения детей.
Другая причина — высокая результативность при
минимальных затратах времени: ребенку не надо
ничего объяснять, убеждать, приводить примеры,
наказал — и, по мнению взрослого, проблема
решена.
Но, вероятно, самая важная причина — незнание
родителями других, оптимальных методов
воздействия. Имеет значение и структура семьи, в
которой живет ребенок. Насилие в отношении
ребенка чаще встречается в неблагополучных
семьях, где является частью семейных отношений,
где алкоголизм снимает нравственные запреты или
происходит частая смена социальных партнеров у
матери в неполных семьях; в дисфункциональных
семьях, где на старших детей перекладываются
обязанности взрослых по отношению к младшим.
Жестокое отношение к детям имеет место как в
семьях с низким уровнем дохода, так и во внешне
благополучных и обеспеченных семьях.
Согласно требованиям Конвенции и
нормативно-правовым документам РФ ребенок имеет
право на защиту от всех форм физического, и
психического насилия, оскорбления или
злоупотребления.
В «Комментариях к Закону РФ «Об образовании»
четко указано, что к формам психического
насилия относятся: угрозы, преднамеренная
изоляция, предъявление чрезмерных требований, не
соответствующих возрасту и возможностям
ребенка, систематическая и необоснованная
критика.
Когда ребенку наносится физическая или
психическая травма, последствия могут быть
ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие
дети неспособны добиться успехов в учебе,
профессиональном труде, у них нарушается
представление о себе, возникает ощущение
беспомощности, как правило, они часто
вовлекаются в преступную среду, у них возникают
трудности в создании своей семьи.
В России в качестве дисциплинарной меры широко
распространено физическое наказание.
Физическое насилие — преднамеренное
нанесение ребенку физических повреждений или
травм, в результате чего у ребенка возникает
нарушение физического или психического здоровья
и развития. Однако часто физическое наказание
не оказывает того воспитательного эффекта, на
который оно было рассчитано. Скорее, наоборот, у
ребенка возникает озлобленность, агрессивность,
жестокость по отношению к окружающим, жестокость
по отношению к животным.
Один из самых разрушительных видов насилия –
психологическое (эмоциональное) насилие.
Эмоциональное насилие – это однократное
или многократное психическое воздействие на
ребенка, враждебное или безразличное отношение,
а также другое поведение взрослых, которое
вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату
веры в себя, затрудняет его развитие и адаптацию
в обществе. Дети, испытывающие эмоциональное
насилие, имеют отклонения в интеллекте,
эмоционально-волевой сфере, испытывают
тревожность, депрессию, невротические симптомы,
отсутствие должного внимания и заботы, любви.
Если раньше система общественного воспитания
фактически снимала с семьи ответственность за
воспитание ребенка и родители целиком
полагались на детский сад и школу, то в настоящее
время согласно Семейному кодексу РФ в статье 63
оговариваются права и обязанности родителей по
воспитанию и образованию детей, подчеркивается
ответственность за воспитание, здоровье,
физическое, психическое, духовное и нравственное
развитие ребенка. Хочется предложить правила для
взрослых.(см. Приложение
2)
При дефиците любви становится наказанием сама
жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс
на любовь.
Обобщая сказанное можно сделать вывод, что
нарушением прав ребенка можно считать:
- Лишение свободы движения.
- Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
- Применение физического насилия к ребенку.
- Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)
- Угрозы в адрес ребенка.
- Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
- Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
- Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
Право ребенка на жизнь и здоровье
Конвенция о правах ребенка определяет, что
«каждый ребенок имеет неотъемлемое право на
жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны
обеспечить «право ребенка на уровень жизни,
необходимый для физического, умственного,
духовного, нравственного и социального
развития» (ст.27, п.1).В России принят ряд
нормативно-правовых документов, направленных на
охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании»
указано, что «образовательное учреждение
создает условия, гарантирующие охрану и
укрепление здоровья обучающихся воспитанников».
Исследования отечественных и зарубежных ученых
доказали, что период дошкольного детства —
критический период в жизни ребенка. Именно в этом
возрасте формируется нервная система,
физическое и психическое здоровье. Совершенно
очевидно, что необходимость сохранять и улучшать
здоровье детей является первостепенной, причем
участниками этого процесса должны все взрослые
как в семье, так и в дошкольном образовательном
учреждении.
Право ребенка на образование
Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая система дошкольного образования. Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время,круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса детском саду. Защитить права ребенка призвано и инструктивно методическое письмо Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14. 03. 2000г., в котором четко указывается продолжительность занятий с детьми в разных возрастных группах детского сада, их количество в неделю, а также максимальная нагрузка на ребенка в системе дополнительного образования.
Право ребенка на игру
«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.
Д.Б. Эльконин, известный ученый, установил, что
сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно
благоприятна в сфере человеческой деятельности
и межличностных отношениях. Основным
содержанием детских игр является человек, его
деятельность и отношения людей друг к другу.
Кроме того, игра изменяет отношения детей и
взрослых, они становятся теплее и ближе,
возникает взаимопонимание. Часто во многих
капризах и шалостях малыша мы повинны сами,
потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои
силы и время. Стали требовать от ребенка то, что
он попросту не может нам дать — в силу
особенностей своего возраста и характера.
Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в
ребенке, а в педагогической беспомощности
взрослых. Для себя мы должны определиться: каким
мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас
хотел бы видеть ребенка злым и жестоким?
(высказывания родителей)
Вот поэтому надо категорически запретить детям
бить и обижать других детей, животных, насекомых,
бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и
кустарники.
Не следует покупать, приносить в детский сад
всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры
негативно влияют на психику ребенка, вызывают
агрессию. При играх с пистолетами (лучше если
дети будут играть в солдат, а не в грабителей и
разбойников) учить их не целиться в человека. А
лучше предлагать детям развивающие игрушки,
игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с
ними в сюжетные игры...
Призываем Вас изъять те игрушки, которые
способствуют развитию в ребенке жестокости и
агрессивности. Не давать детям возможность
смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные
американские мультфильмы. Лучше использовать
наши диафильмы и мультфильмы, добрые детские
книги и игрушки. Особенно хороши герои передачи
«Спокойной ночи, малыши».
Знание и понимание права ребенка на игру всеми
участниками образовательного процесса,
позволяет осуществить полноценное развитие
ребенка при условии совместных усилий семьи и
детского сада.
Право ребенка на сохранение своей
индивидуальности «Государства-участники
Конвенции обязуются уважать права ребенка на
сохранение его индивидуальности» (ст. 8).
У каждого человека своя индивидуальность:
характер, взгляды, отношения к окружающим.
Индивидуальность – великий дар природы, но его
легко уничтожить в детстве, когда человек еще не
окреп. Взрослые призваны не только понимать
личность ребенка, но и помогать малышу сохранить
и развивать свою индивидуальность.
Награждение родителей за участие в конкурсе
Чтение стихотворения «Для вас, родители!»
(см. Приложение
3)
Таким образом, защита прав ребёнка, обеспечение выполнения нормативно-законодательной базы требует участия всех: как родителей, так и педагогов. (см. Приложение 4)
Решение общего родительского собрания
1. Принимать ребенка таким, какой он есть
и любить его.
2. Любить своего ребенка и постоянно
заботиться о нем.
3. Не допускать нарушения прав ребенка в
семье.
4. Наказание не должно вредить здоровью –
ни физическому, ни психическому.
5. Запретить детям проявлять грубость и
жестокость к сверстникам, животным, насекомым.
6. Изъять игрушки, которые способствуют
развитию в ребенке жестокости и агрессивности.
В завершении собрания раздаются «Памятки» (см. Приложение 5)
Используемая литература:
- Гинзбург Ф., Гинзбург Я., Ложкина О. «Фанта» – страна фантазии.– Йошкар-Ола, 1998.
- Доронова Т. Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье// Дошкольное воспитание. 2001. № 8; 12.
- Доронова Т. Право и образование// Дошкольное воспитание. 2001, № 10.
- Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко – М.: Л ИНКА-ПРЕСС, 2001. – 224 с.
- Искусство быть родителями: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений/Авт.-сост. Т.И. Софронова, Г. В. Васеева, Л.И.Кошкина; – под ред. канд. пед. наук, доц. Т.И.Софроновой. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2004. – 44 с.
- Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 80 с. — (Библиотека руководителя ДОУ).
- Леви В. Нестандартный ребенок. – М., 1986.
- Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
- Родительские собрания в детском саду. Зенина Т.Н. – М.: Педагогическое общество России, 2007.– 96 с.
- Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007, 176 с.