Опыт работы с детьми показывает, что ребёнок-дошкольник часто оказывается в стрессовых жизненных ситуациях. Это: уход из семьи одного из родителей, болезнь или смерть родственников и близких конфликты со сверстниками, равнодушие окружающих взрослых, физическое и нравственное насилие.
Имея за плечами малый опыт социализации, ребёнку кажется, что выхода из создавшейся ситуации нет. Возникшие астенические или стенические переживания усугубляют ситуацию, отрицательно воздействуют на психическое и физическое здоровье ребёнка.
Предлагаю варианты психотерапевтических занятий-тренингов, помогающих ребёнку выйти из стрессового состояния, освободиться от негативных эмоций, приобрести навыки конструктивного социального поведения, адекватной психологической защиты.
Занятие №1
Предполагаемая ситуация: агрессия по отношению к ребёнку со стороны взрослых, сверстников, физическое наказание со стороны родителей, ссора, драка со сверстниками.
Цель: Установление контакта с возбужденным, агрессивным или обиженным ребёнком (находящимся в состоянии аффекта). Снятие негативных эмоций. Обучение способам адекватной психологической защиты.
Материал: диск с записью “Звуки природы”, театральная трехстворчатая ширма-дворец с открывающимися окнами и дверцами, перчаточный и пальчиковый театр эмоций, картон, фломастеры, угощение.
Ход занятия
Психолог приглашает ребёнка в кабинет (или ребёнок сам приходит).
Психолог: - Проходи, присядь на диванчик, успокойся.
Телесная терапия: поглаживает ребёнка, присаживаясь рядом с ним.
- Расскажи, что с тобой случилось?
Ребёнок: пылко, сбивчиво рассказывает свою ситуацию.
Психолог: внимательно слушает, не перебивает, держит за руку или поглаживает по плечу.
Психолог: После рассказа ребёнка.
- Как ты себя чувствуешь сейчас? Тебе больно, хочется плакать? Или тебе обидно и хочется подраться?
Выслушивает, кивками головы поощряет, стимулирует высказывание.
Предлагает ребёнку пройти в релаксационный сектор: походить, посмотреть, послушать. Включается музыка “Звуки природы”.
Психолог: - Знаешь, я не очень-то поняла, из-за чего у вас возникла ссора (драка или за что тебя наказали?). Присаживайся за столик, и я рядом. Расскажи ещё раз спокойно, а я нарисую основные события.
Ребёнок: рассказывает ещё раз (рефлексия чувств).
Психолог рисует, спокойно задаёт вопросы.
Варианты вопросов:
- Как всё начиналось?
- Кто первый затеял ссору?
- А что ты делал? Сколько раз тебя ударили? Ты ударил?
- Как дети относились к этому (окружающие взрослые, воспитатель)?
- Кто, по-твоему, виноват?
- А твоя вина есть?
Психолог: (показывая рисунок) – посмотри, что получилось. Дорисуй себя, что ты делал, как выглядел, что чувствовал.
Ребенок: рисует себя на картине
Хореотерапия.
Психолог: - Ты здесь похож на буйный ветер или ураган. Согласен? Давай твое состояние изобразим в танце.
Оба надевают детали костюма “Ветер”, исполняют произвольный танец (используется фрагмент из симфонии № 2 “Богатырская” А.П. Бородина
Психолог: - Вот ты и улыбаешься! Тебе легче стало на душе? А драться с В… ещё хочется? (или есть обиды на взрослых?)
Изотерапия.
Психолог: - К тебе интересное предложение. Давай нарисуем на картоне твою ладонь (или папину, мамину, сверстника).
Рисуют вместе “Сердитую ладонь”.
- Такие руки были?
- А сейчас тебе хочется ссориться?
Рисуют вместе “Весёлую ладонь”.
Психолог: - Какая ладошка тебе больше нравится? (делает вывод).
- Ты с собой их возьмёшь или оставишь у меня?
- Кому покажешь? Что скажешь?
Драмотерапия.
Психолог: - Сейчас мы поучимся, как без ссоры и драки можно “разговаривать” руками. Выбирай себе перчатки или пальчики.
Психотерапевтическая игра: “Разговорчивые руки” (различные варианты).
Психолог: - Как ты сейчас себя чувствуешь? Вот и хорошо! (угощает карамелькой).
- По пути в группу мы зайдём в комнату природы, поплещемся ладонями в мини-бассейне, послушаем журчание воды в фонтанчике.
Занятие № 2
Предполагаемая ситуация: болезнь или утрата одного из родителей, других близких родственников, несчастный случай с любимыми животными и др.
Цель: Активизация положительных эмоций для устранения или снижения интенсивности переживаемого горя, печали. Снятие психологического и мышечного напряжения.
Материалы: Диск с релаксационной музыкой. Набор игрушек насекомых, других неприятных существ. Сухие бассейны с песком, фасолью, камешками, ракушками, крупой. Мини-бассейн “Морское дно”.
Ход занятия
Ребёнок заходит в кабинет к психологу (или психолог приглашает ребёнка с группы).
Психолог: - Проходи, присаживайся, где тебе удобно. Я уже знаю, что ты хочешь поделиться со мной своим горем (печалью). У тебя очень грустные глаза. Расскажи, что произошло у тебя (у вас)?
Ребёнок: Рассказывает ситуацию (историю).
Психолог применяет телесную терапию (гладит по головке, обнимает за плечики, пожимает руку). Побуждает ребёнка высказаться (рефлексия чувств).
Психолог: - Да, в жизни человека и такое случается. У меня тоже была ситуация (рассказывает кратко подобный случай). Я переживала, грустила. Близкие люди и друзья помогли.
Психолог приглашает ребёнка в релаксационный сектор.
Психотерапевтическое упражнение: “На что похоже твоё горе?” (печаль).
- Ты можешь сказать или показать, где в твоём теле находится сейчас печаль (обычно дети показывают “в груди”, “в голове”, “на плечах”).
- Давай найдём среди окружающих предметов что-то похожее на то, что ты чувствуешь, что сидит в тебе.
Психолог, ребёнок находят набор “Насекомые” (неприятные существа). Ребёнку предлагается избавиться от них (закопать в песок, засыпать фасолью, камешками, обрывками бумаги, спрятать в мини-бассейне на “Морском дне”).
Затем под слова психолога: “Платочком вокруг себя машу, грусть, печаль от себя отвожу” - исполняют шутливый непроизвольный танец (хореотерапия)
Психолог: - Как ты себя чувствуешь? Немного легче стало?
Психотерапевтическая игра: “Ласковушка” (специально сшитая симпатичная мягкая игрушка).
- “Ласковушка” просится к тебе. Возьми, прижми её к себе. Можешь посадить на плечо. Я и “Ласковушка” по очереди скажем тебе много ласковых слов, пожеланий (тебе и твоей семье). Только за “Ласковушку” ты будешь говорить, хорошо?
Во время игры психолог запоминает, что желает себе ребёнок от имени “Ласковушки”. В конце игры необходимо частично осуществить желание: подарить маленькую игрушку, талисман, угостить шоколадной конфетой.
Психотерапевтические игры ребёнка с водой. Используются наборы плавающих игрушек, водолазы, морские обитатели, другие игрушки (по выбору ребёнка).
Психолог: Сейчас я тебя провожу в группу. Если завтра или в другие дни тебе захочется прийти сюда – я тебе всегда рада.
Натуротерапия.
Психолог: - А сегодня я вместе с тобой выйду на прогулку, пройдемся по нашим чудесным аллеям, побродим по березовой роще, послушаем пение птиц, другие звуки. Мольберт с собой возьмем? Вдруг нам захочется нарисовать картину!
В зимнее время включается ходьба на лыжах.
На последующих занятиях психолог включает психотерапевтические игры: “Солнечный зайчик”, “Коврик грусти, печали”, “На что похожа твоя грусть”. По желанию ребёнка включаются игры с первого занятия.
Занятие №3
Предполагаемая ситуация: невротические проявления непопулярного ребёнка в группе, обделённого родительской лаской, вниманием, материальным достатком в семейных условиях.
Цель: Привести ребёнка в эмоционально-уравновешенное состояние. Снять напряжение в общении с окружающими. Помочь ребёнку приобрести уверенность в своих способностях, возможностях.
Материалы: “Коврик злости”, фигурки мальчика и девочки из картона, фломастеры, цветной картон, цветные карандаши, картинки “Мир эмоций”, фотографии детей с различными эмоциональными состояниями, цветной песок, полые пластиковые игрушки.
Ход занятия
Психолог приглашает возбуждённого ребёнка (агрессивного, обиженного, взъерошенного, с массой негативных, сдерживаемых внутри, переживаний) пройти в кабинет. Или приходит за ним в группу.
Психолог в шутливой форме, жестикулируя, читает стихотворение В.Приходько “король-Боровик не в духе”
Шёл Король-Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
- Хочешь вместе со мной говорить слова и повторять движения?
Второй раз читает стихотворение, выполняет соответствующие движения, побуждая к этому ребёнка.
Психолог и ребёнок выполняют психотерапевтические упражнения: “Коврик злости”, “Стаканчик крика”, дыхательные тренажеры (цель: снятие негативных эмоций, невротического состояния).
Психолог: - Я вижу, что тебе стало легче. Да? И мне тоже. Садись рядышком. Расскажи, что произошло? Что тебя тревожит? Что тебя беспокоит? Почему тебе так плохо?
(Обычно дети говорят, что с ними не хотят играть, не дают игрушку, не зовут на день рождения, нет красивого платья, не хвалит воспитатель, ругают родители и др.)
Психолог предлагает ребёнку раскрасить фигурку (силуэт из картона) мальчика или девочки.
- Представь, что это твой силуэт. Раскрась себя.
(Результаты анализа цветового решения, характера линий и др. используются для беседы с воспитателями, родителями данного ребёнка).
Фототерапия.
Психолог приглашает ребенка к рассматриванию картинок серии “Мир эмоций и чувств”, затем фотографий детей старшего дошкольного возраста с различными эмоциональными состояниями.
Психолог: - У тебя чаще какое настроение бывает, как на этой картинке (фотографии) или этой? Выбери сам картинки, фотографии, на которые тебе сейчас приятно смотреть. Почему ты сделал такой выбор? Давай я тебя тоже сфотографирую. Подумай, каким ты хочешь быть на фотографии.
Психолог фотографирует ребенка, рассматривают вместе фотографию, отмечают, какая приятная улыбка у него, красивые глаза, классная прическа.
Психолог: - Ты знал об этом? Тебе говорили? Кто? Оставишь фотографии у меня вместе с другими или заберешь и покажешь в группе? Что скажешь?
Психолог: - Ты чувствуешь, что настроение твое улучшилось?
Психолог предлагает ребенку вместе исполнить небольшой произвольный танец. Затем хвалит ребенка:
- С тобой интересно общаться. Ты высказываешь свое мнение, придумываешь интересные движения в танце.
Игра: “Я – волшебник (ца)”.
Психолог: - Пойдём к нашему дворцу. Представь, что ты и я волшебники. Придумаем, что можно изменить в вашей группе в лучшую сторону. Ты лучше знаешь свою группу, детей, и я что-нибудь добавлю.
Психолог записывает, что предлагает ребёнок, даёт свои предложения (материалы анализа используются для беседы с педагогами).
Психолог хвалит ребёнка за творческие предложения. Спрашивает, - а что бы ты хотела (хотел) в себе изменить?
Пескотерапия.
Психолог: - Ты хочешь чем-то удивить, заинтересовать детей, воспитателей в вашей группе? Я тебе помогу.
Психолог, ребенок изготавливают сувенир, используя цветной песок (крупа) и закручивающиеся пластиковые прозрачные игрушки (другие емкости).
Ребенок, с направляющей и стимулирующей помощью взрослого, заполняет выбранную емкость цветным песком (слоевая пескография).
Вместе любуются сувениром. Психолог хвалит ребенка.
- В твоей группе никто не умеет так делать. Я тебя провожу в группу, расскажу о тебе много хорошего. А ты покажешь всем свой сувенир? Расскажешь, как делал?
Хореотерапия.
Психолог: - Ты доволен собой? Какие чувства еще испытываешь?
Включается марш Тореодора (Бизе)
- Хочешь под эту музыку потанцевать? Как назовешь свой танец?
При прощании психолог говорит.
- Когда тебе будет плохо, приходи ко мне. Можешь прийти поделиться радостью. Я тебе всегда рада.
При повторном посещении ребёнком кабинета обязательно провести игру: “Если бы я был волшебником…” (что бы ты хотел изменить в своей семье?). Материалы используются психологом в беседе с родителями.
Используемая и рекомендуемая литература.
- А.И.Захаров. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. М…, “Просвещение” 1993г.
- Е.О.Смирнова. Особенности общения с дошкольниками. М…, Академия 2000г.
- Е.В.Пчелинцева. Коррекционно–профилактическая работа с дошкольниками, пережившими насилие. Москва, 2000г.
- А.Романов. Направленная игротерапия агрессивности у детей. Москва. Издательство “Плэйт” 2001 год.
- К.Фопель. Как научить детей сотрудничать. Москва “Генезис” 2003год.
- Р.Р.Калинина. Тренинг развития личности дошкольника. С-Петербург. Издательство “Речь” 2002 год.
- Петраков А.В., Девина И.А. Повышаем самооценку. М… Издательство “Ось-89”, 2001 год.
- Девина И.А., Маштакова И.В. Управляем эмоциями. М…, Издательство “Ось-89”, 2002 год.