Роль упражнений в обучении детей младшего школьного возраста живописной грамоте

Разделы: Внеклассная работа


В основе любой деятельности лежат движения. Что бы ни делал человек, он всегда совершает или мускульно-мышечные движения, или движения речевого аппарата. Движение – это моторная функция живого организма. Все разнообразие движений человека делится на две группы: врожденные (безусловно-рефлекторные) и приобретенные (условно-рефлекторные). К врожденным движениям относится лишь незначительное количество – непроизвольный крик, моргание, непроизвольное движение руки и т.д. Большинство движений человек приобретает при жизни, и носят они условно-рефлекторный характер.

Успех действия находится в прямой зависимости от овладения способом его выполнения. Каждое новое действие человек вначале выполняет неточно, медленно. Иногда ему даже неизвестно, как нужно выполнять то или иное действие. Но при всем огромном значении анализа действия наглядного показа оказывается мало.

Необходимы упражнения в действии.

Упражнения представляют собой целенаправленные, специально организованные и неоднократно повторяющиеся выполнения действия.
Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется. Это означает, что ребенок овладевает данным способом действия. На основе упражнений формируются навыки. Показателем наличия навыка является то, что, человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных, частных операций.

Например, художник, выполняя наброски или длительные рисунки, не задумывается над тем, как держать карандаш в руке, с чего начинать рисунок, в каком темпе вести процесс рисования и т.д.

Под широко распространенным в изобразительном искусстве термином «уметь» обычно понимается изобразительная техника художника, его живописные и графические навыки, умения, степень владения мастерством.

Изобразительная техника включает умения пользоваться рисовальными и живописными принадлежностями, навыки работы ими, знание различных технических приемов работы карандашом, углем, кистью и т.п., приемов изображения предметов в перспективе (воздушной и линейной), передачи светотени, конструктивного строения объектов, наиболее выразительной передачи изображаемого, а также индивидуальную изобразительную манеру художника и ряд других элементов.

Для того, чтобы дети овладели соответствующими умениями и навыками, необходимо в процесс обучения рисованию включать разнообразные упражнения. С первого класса можно начинать выполнять задания, которые помогают освоить технику живописи.

В работе кистью важно научить чувствовать объем воды, находящейся в кисти, так как он должен соответствовать площади мазка. Устранение лишних красок особенно необходимо в тех случаях, когда «по сырому» требуется соединить одно пятно с другим, не нарушая намеченных очертаний.

Кисть может держать в себе краску однородного и разнородного раствора, как по цвету, так и по силе тона.

Необходимо научиться покрывать большие плоскости одним тоном. Для равномерного покрытия можно применять способ косой штриховки.

Упражнение №1

а) Расчертить лист бумаги произвольными прямоугольниками. Заполните цветом каждый прямоугольник, стараясь не заходить кистью за контур рисунка. Для того, чтобы краски ложились ровно, накладывайте мазки под углом.
б) Эту же задачу выполните, расчертив лист произвольными линиями.

Эти упражнения научат аккуратности при работе с красками.

Упражнение №2

а) Разведя в чашке нужную краску до необходимой насыщенности, как следует, напитайте ею кисть и начинайте покрывать бумагу волнистыми линиями. Прибавляя необходимое количество краски.
б) Напишите морские волны, пользуясь красками разной насыщенности.

Сущность таких упражнений заключается в необходимости научиться управлять кистью.

 Упражнение №3

При изображении солнышка или цветка, от заданного центра, по кругу накладываем мазки различных оттенков одного и того же цвета. Например, в лепестках цветка – от светло-розового до темно-розового. В лучиках солнца – от светло-желтого до оранжевого.
Здесь можно пользоваться и способом последовательного нанесения соответствующей краски, постепенно усиливая ее цвет, но можно и составлять необходимый цвет для каждой детали.

Упражнение №4

Кроме плоских изображений, можно использовать целый ряд аналогичных упражнений с натуры, используя различные предметы, но вначале лучше плоские, например, засушенные листья, особенно осенние.

Упражнение №5

Накладывая мазки в разных направлениях, рисуем ковер из осенних листьев или летний луг, осваивая технику работы мазком.
Данные задания могут выполняться как упражнения перед большими творческими или учебными заданиями, как с рисованием с натуры, так и по представлению.
Основываясь на данных примерах, каждый учитель может придумывать свои варианты упражнений.