2008 год. Поселок Харп
Почти каждый ученик хочет на практике почувствовать себя исследователем, сделать пусть маленькое, но открытие. Элективный курс “Химический анализ в быту” предоставляет возможность становления и развития у школьников исследовательских навыков благодаря большому количеству практических работ.
Аннотация для родителей и учащихся
Обучение школьников химии предполагает выполнение практических работ. Широкое использование лабораторных работ в учебном процессе делает его более интересным, повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания. Кроме того, проведение лабораторных и практических работ при изучении курса химии способствует лучшему формированию у школьников общеучебных и специальных умений и навыков. Данный курс предназначен для профильной ориентации, на продолжение образования в профильном химико-биологическом классе.
Пояснительная записка
Программа элективного курса НПП “Химический анализ в быту”, образовательная область: “Естествознание”, тип программы: предметно-ориентированная, предназначена для учащихся 9 класса, объем – 17 часов, срок реализации в течение полугодия 1 час в неделю
Цель программы: формирование естественнонаучных умений и навыков, расширение интереса учащихся к химии (для последующего выбора естественно-научного профиля обучения).
Задачи программы: на примере методов аналитической химии сформировать у учащихся навыки работы с химическими реактивами и химическим оборудованием, познакомить учащихся с содержанием работы ученого аналитика, лаборанта химической лаборатории, развить интерес к профессиям, связанным с химическими процессами.
Программа выстроена в логике химического практикума, согласуемого с содержанием программы раздела неорганическая химия (9 класс) и содержит практические работы, не означенные в школьной программе, но соответствующие уровню учебного материала по химии за 9 класс. Школьные опыты и наблюдения играют важную роль. Они позволяют лучше раскрыть методы научного исследования, показать, как может ставиться и решаться научная проблема.
В процессе обучения по программе учащиеся приобретают первоначальные сведения о методах химического анализа, самостоятельно выполняют исследования по определению качественного и количественного состава воды, воздуха, продуктов питания и лекарств. Приобретаемые учащимися знания, умения и навыки имеют большое практическое значение, способствуют развитию экологического и здоровье сберегающего мировоззрения.
В ходе реализации данной программы предполагается использование исследовательских технологий развивающего обучения.
Для работы по программе необходимо лабораторное оборудование и химические реактивы, имеющиеся в арсенале школьного химического кабинета. Об успешном освоении программы можно судить по выступлениям учащихся на семинарах, интересу учащихся и по результатам собеседования по выполненным самостоятельно практическим работам и защите Портфолио.
Режим занятий: 1 час в неделю в течение первого или второго полугодия.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать.
Общие правила работы в химической лаборатории, технику безопасности, основы химического анализа. Методы химического анализа, предмет и значение аналитической химии. обнаружения катионов кислотно-щелочным методом на примере аналитических реакций серебра +1 и свинца +2; обнаружения анионов на примере аналитических реакций сульфатов и карбонатов. Знать способы: определения жесткости воды титриметрическим методом; определения содержания в воде ионов железа+3, кальция+2, хлоридов, сульфатов, карбонатов; определения содержания белка в воде; определения содержания хлоридов в воде, оценка солености. Иметь представление о биохимической роли витаминов в живом организме и содержании витаминов в различных продуктах питания.
Учащиеся должны уметь.
Оказывать первую помощь при ожогах химическими реактивами; уметь применять на практике методы качественного и количественного анализа; осуществлять анализ воздуха в помещении; качественный анализ микрофлоры воздуха; анализ качества питьевой воды; анализ пищевых продуктов.
Список литературы
Учебники:
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс, профильный уровень. – М.: Дрофа, 2006.
- Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 класс. – М.: Дрофа, 2004.
Литература для учителя:
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2006.
- Астафуров В.И. Основы химического анализа. – М.: Просвещение, 1982.
Содержание программы
Введение 1 ч.
Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Оказание первой помощи Основы химического анализа 3 ч. Предмет и значение аналитической химии. Методы химического анализа. Практическая работа: “Обнаружение катионов кислотно-щелочным методом на примере аналитических реакций серебра +1 и свинца +2” Методы качественного анализа. Практическая работа: “Обнаружение анионов на примере аналитических реакций сульфатов и карбонатов” Методы количественного анализа. Практическая работа: “Определение жескости воды титриметрическим методом”
Анализ воздуха 2 ч. Практическая работа: “Анализ воздуха в помещении” Практическая работа: “Качественный анализ микрофлоры воздуха” Анализ воды 4 ч. Практическая работа: “Анализ качества питьевой воды” Практическая работа: “Определение содержания в воде ионов железа+3, кальция+2, хлоридив, сульфатов, карбонатов”
Практическая работа: “Определение содержания белка в воде” Практическая работа: “Определение содержания хлоридов в воде, оценка солености” Анализ пищевых продуктов 4 ч. Биохимическая роль витаминов в живом организме. Содержание витаминов в различных продуктах питания.
Учебно-тематический план элективного
курса НПП
“Химический анализ в быту”
№ п/п | Содержание | Количество часов | В том числе | Форма контроля | |
Теорет. | Практич. | ||||
1 | Введение. Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Оказание первой помощи | 1 | 1 | ||
2 | Основы химического анализа | 3 | 3 | Выполнение практ. работ, выступление на семинаре | |
3 | Анализ воздуха в помещении | 2 | 2 | Выполнение практ. работ,собеседование | |
4 | Анализ воды | 4 | 4 | Выполнение практ. работ,собеседование | |
5 | Анализ пищевых продуктов | 4 | 1 | 3 | Выполнение практ. работ,собеседование |
6 | Анализ лекарственных препаратов | 2 | 2 | Выполнение практ. работ,собеседование | |
7 | Обобщение | 1 | 1 | Оценка портфолио | |
|
17 | 3 | 14 |
Перечень практических работ
элективного курса НПП
“Химический анализ в быту”
№ п/п | Название работы |
Литературный источник |
1 | Обнаружение катионов кислотно-щелочным методом на примере аналитических реакций серебра +1 и свинца +2 | Астафуров В.И. “Основы химического
анализа” Стр. 56-60 |
2 | Обнаружение анионов на примере аналитических реакций сульфатов и карбонатов | Астафуров В.И. “Основы химического
анализа” Стр. 87-90 |
3 | Определение жескости вода титриметрическим методом (количественного анализ) | Астафуров В.И. “Основы химического
анализа” Стр. 138 |
4 | Анализ воздуха в помещении | Пасечник В.В. “Школьный практикум. Экология” Стр. 21 |
5 | Качественный анализ микрофлоры воздуха | Пасечник В.В. “Школьный практикум. Экология” Стр. 23 |
6 | Анализ качества питьевой воды | Пасечник В.В. “Школьный практикум.
Экология” Стр. 24 |
7 | Определение содержания в воде ионов железа+3, кальция+2, хлоридив, сульфатов, карбонатов | Пасечник В.В. “Школьный практикум.
Экология” Стр. 27 |
8 | Определение содержания белка в воде | Пасечник В.В. “Школьный практикум.
Экология” Стр. 31 |
9 | Определение содержания хлоридов в воде, оценка солености | Пасечник В.В. “Школьный практикум.
Экология” Стр. 35 |
10 | Обнаружение витаминов: А в подсолнечном масле, С в яблочном соке, D в курином желтке | Габриелян О.С. “Химия10 класс” Стр. 294 |
11 | Определение нитратов в овощах и ягодах | Пасечник В.В. “Школьный практикум.
Экология” Стр. 47 |
12 | Определения свинца, хрома и кобальта в овощах, грибах и ягодах | Пасечник В.В. “Школьный практикум.
Экология” Стр. 48 |
13 | Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты | Габриелян О.С. “Химия 10 класс” стр. 297 |
14 | Анализ лекарственных препаратов, производных н-аминофенола | Габриелян О.С. “Химия 10 класс” Стр. 298 |
Календарно-тематический план элективного
курса НПП
“Химический анализ в быту”
№ п/п |
Тема урока | Дата проведения |
1 | Введение 1 ч. Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Оказание первой помощи |
|
Основы химического анализа 3 ч. |
||
2 | Предмет и значение аналитической химии. Методы химического анализа. Практическая работа: “Обнаружение катионов кислотно-щелочным методом на примере аналитических реакций серебра +1 и свинца +2” | |
3 | Методы качественного анализа. Практическая работа: “Обнаружение анионов на примере аналитических реакций сульфатов и карбонатов” | |
4 | Методы количественного анализа. Практическая работа: “Определение жесткости воды титриметрическим методом” | |
Анализ воздуха 2 ч. |
||
5 | Практическая работа: “Анализ воздуха в помещении” | |
6 | Практическая работа: “Качественный анализ микрофлоры воздуха” | |
Анализ воды 4 ч. |
||
7 | Практическая работа: “Анализ качества питьевой воды” | |
8 | Практическая работа: “Определение содержания в воде ионов железа+3, кальция+2, хлоридов, сульфатов, карбонатов” | |
9 | Практическая работа: “Определение содержания белка в воде” | |
10 | Практическая работа: “Определение содержания хлоридов в воде, оценка солености” | |
Анализ пищевых продуктов 4 ч. |
||
11 | Биохимическая роль витаминов в живом организме. Содержание витаминов в различных продуктах питания. | |
12 | Практическая работа: “Обнаружение витаминов: А в подсолнечном масле, С в яблочном соке, D в курином желтке” | |
13 | Загрязнители и их отрицательное действие на организм человека. Практическая работа: “Определение нитратов в овощах и ягодах” | |
14 | Практическая работа: “Определения свинца, хрома и кобальта в овощах, грибах и ягодах” | |
Анализ лекарственных препаратов 2 ч. |
||
15 | Практическая работа: “Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты” | |
16 | Практическая работа: “Анализ лекарственных препаратов, производных н-аминофенола” | |
17 | Обобщение 1 ч. |