Цели: Познакомить детей с хохломской росписью, Гжель. Учить детей правильно пользоваться полученными знаниями о росписи; знакомить детей с русским декоративно-прикладным искусством. Воспитывать аккуратность в работе.
Наглядность и оборудование: образцы работ, посуда, схемы выполнения росписи, раздаточный материал, магнитофон.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель. Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные. У девочек – нежные, ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво нарисовать, вышить.
Что за чудо-чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам не тая,
Руки всем нужны друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
– Сегодня на уроке мы узнаем, что же могут эти руки.
2. Беседа о росписи, ее многообразии
Хохлома.
– А начну я свой рассказ с одной интересной легенды.
Давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил из дерева лавки, стол, полки, потом дело дошло и до посуды. Опять же из дерева он вырезал чашки, плошки, ложки. Стали прилетать к нему птицы. Стал человек кормить их пшеном. Однажды к нему пожаловала и сама Жар-птица. Понравилось ей жить в необычной семье.
Но долго задерживаться на одном месте она не могла – надо было лететь дальше. Когда она улетела, в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, – и стала та золотой.
Никто Жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по0своему. А еще любят хохломские мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы да ягоды: землянику, смородину, рябину, калину.
(На доске рисунки – хохлома.)
– Девочки приготовили частушки о хохломе, давайте их послушаем.
Все листочки – как листочки,
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой.
Бабка деда не встречает
Бранью или лаской –
Целый день горшки рисует
Золотистой краской.
Хохлома, да хохлома,
Разукрашу все дома,
А потом всю улицу,
Петуха и курицу.
Бабка деда до обеда
Заставляет рисовать:
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать!
Я все небо разрисую,
Разрисую хохломой:
Пусть все летчики летают
Под такою красотой.
Я вчера такое видела –
Не расскажешь никому:
Сидит заяц на березе
И рисует хохлому!
Я бегу, устали ноги.
Чем бы можно дух поднять?
Хорошо бы вдоль дороги
Хохлому нарисовать!
– Это была роспись деревянной посуды. Умельцы на Руси всегда славились еще и гончарным мастерством. Чтобы посуда из глины была красива, ее тоже расписывают. В росписи посуды прославились мастера из города Гжель. На прилавках наших магазинов часто можно видеть щедро украшенные нарядной росписью кувшины и кружки, сахарницы и чайники, вазы, тарелки, кувшины. Сочные синие цвета и травы сплошь заполняют белый фон, то гибкой линией оплетают изделие, подчеркивая его округлость формы. (работы Гжель. См. Приложение)
– Стихи о росписи гжельских мастеров.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе ее названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние –
И мастерство волшебное достойны восхищения.
Дымковская игрушка
Ах! Чуть жив от восхищенья!
Чудо всем на удивленье:
Расписные медвежата,
Барыни, коньки, утята,
Расписные даже хрюшки –
Царство дымковской игрушки!
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, недалеко от города Вятка .Игрушки были самым ярким украшением ярмарок, где проходили праздничные гуляния с озорным названием – Свистунья.
– Послушайте легенду.
Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи придумали хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной игрушке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали птицы.
Кочевники решили, что их окружает дружины, подоспевшие вятичам на выручку, и в страхе бежали. Так дымковские игрушки спасли город.
Объяснение учителем порядка выполнения работы.
3. Физкультминутка
Подготовка руки к рисованию.
Это – правая рука,
Это – левая рука.
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река…
Обернулись мы, и вот
Стало все наоборот:
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река…
Неужели стала правой
Моя левая рука?
Практическая часть урока.
Дети расписывают посуду, уже нарисованную у каждого на листах. Во время росписи посуды звучит музыка. Учитель во время этой работы помогает отдельным учащимся.
4. Итог урока
– Декоративно-прикладное искусство живет уже несколько веков. Старшие поколения умельцев старались, чтобы народное искусство передавалось из поколения в поколение. До сих пор ваши родители хранят дома предметы, которые делали своими руками бабушки и дедушки, – это вышивка, ковры, посуда.
– Ребята, что нужно делать, чтобы декоративно-прикладное искусство развивалось, процветало?
– Да, нужно всем стараться что-то делать своими руками, украшать наш дом, школу.
– Мы сегодня говорили, что наши руки могут многое. Приложите сою руку к сердцу. Что вы чувствуете?
– Да, мы чувствуем, как бьются наши сердца. Мое большое, а ваши маленькие, как кулачки. Иногда человеку говорят: “У тебя доброе сердце”, “У тебя большое сердце”. Мне хотелось бы, чтобы ваши сердца были открыты для доброты, красоты и хороших поступков, а для этого у вас есть очень хорошие помощники – ваши добрые, трудолюбивые, крепкие руки.