Без меня народ неполный. А. Платонов. |
Тот, кто воображает, что может обойтись без
других людей, очень ошибается, но тот, кто
воображает, что без него не могут обойтись люди,
ошибается еще больше. Ф. Ларошфуко. |
Если гайка не вывинчивается, ее сворачивают. Совет сантехника. |
1) Оформление доски:
- Тема урока.
- План урока.
- Эпиграфы.
- Словарные слова.
- Таблица.
2) Оборудование:
- Конверты (мультифоры) с заданиями.
- Распечатки документов.
- Тест.
- Книжная выставка:
- А. Линдгрен “Малыш и Карлсон”;
- Братья Гримм “Белоснежка и семь гномов”;
- Г.Х. Андерсен “Гадкий утенок”;
- Г.Х. Андерсен “Дюймовочка”;
- Джером К. Джером “Трое в лодке, не считая собаки”.
- Чистые листы бумаги.
- Учебник “Обществознание 8-9 кл.” Н.Л. Боголюбов. - М: “Просвещение”, 2008.
3) План урока:
- Что такое малая группа.
- Виды малых групп.
- Поведение в группе.
- Положение человека в группе.
Словарные слова:
Группа малая
Групповые нормы
Групповые санкции
Групповой эгоизм
Конформизм
Таблица “Многообразие малых групп”:
Виды малых групп | Признаки малых групп | Роль члена группы |
Временные | ||
Постоянные | ||
Формальные | ||
Неформальные |
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
(На каждую парту 1 лист с тестом, время выполнения – 5 минут) Приложение 1.
3. Изучение нового материала
3.1. Работа в группах.
3.1.1. Создание групп.
3.1.2. Выдача группе задания.
(В конверте помещаются разрезанные квадраты из цветной бумаги по количеству членов группы. Каждый член группы должен собрать квадрат. Нельзя помогать, разговаривать, брать друг у друга детали.)
3.1.3. Беседа:
– Что вы делали?
– Что у вас получилось?
– Что не получилось?
– Кто какую роль играл?
– Как к этому относились остальные?
3.2. Определение целей урока. Мотивация.
3.2.1 Вы работали в группах. Они были большие или маленькие?
3.2.2. Объявление темы урока.
3.2.3. Давайте подумаем и решим, как будем работать на уроке и что должны будем узнать.
3.2.4. Варианты предложений записываем на доске, проговариваем, определяя цели урока и способы изучения нового материала.
3.3. Работа в тетради и с учебником.
3.3.1. Записываем число и тему урока.
3.3.2. Вспоминаем такие понятия как “ общение” и “общество”. Что между ними общего?
3.3.3. А теперь нарисуем солнышко с лучами. Но лучи должны быть разной длины, их длина зависит от того, кому вы его посвящаете. Каждый из 7 лучей нужно подписать. Это твои друзья и классный руководитель.
Солнышко – круг твоего общения, т.е. группа людей.
3.3.4. Запишем в тетрадь план урока и словарные слова, которые вы должны знать и понимать.
3.3.5. Те, кто записал, открывают учебник на с. 76-77, находят их объяснения.
3.3.6. Зачитываем вслух объяснения словарных слов.
3.4. Работа в группах, заполнение таблицы на доске.
3.4.1. Каждая группа получает копии документов и вопросы к ним. Необходимо подготовить ответ, оформив его крупно на предложенных листах бумаги. Приложение 2.
3.4.2. Как только работа выполнена, то ответ закрепляем на доске.
3.4.3. Проверка таблицы.
3.5. Сделаем выводы.
3.5.1. Человек + Человек + (7 +/- 2) = Малая группа.
3.5.2.Важны роль и позиция Человека, т.е. положение (status).
3.5.3. Положение:
– Авторитет (влияние);
– Престиж (уважение).
Выбор за вами!
3.6. Закрепление.
3.6.1. Перед вами выставка книг, знакомых вам с детства. Вы их читали, смотрели мультфильмы, снятые по этим книгам:
а) Как названия и сюжеты предложенных книг связаны с темой урока?
( Варианты ответов: “Малыш и Карлсон”, “Белоснежка и семь гномов”, “Трое в лодке, не считая собаки” - малая группа);
б) В какой книге, сказке речь идет о групповой санкции?
(“Гадкий утенок”);
в) В какой книге, сказке герой проявляет конформизм?
(“Дюймовочка”).
3.6.2. Какой эпиграф вам кажется подходит к теме урока, почему?
4. Итоги урока
5. Домашнее задание
§13, выполнение словарной работы.