Урок-презентация русского языка во 2-м классе по теме "Написание слов с изученными орфограммами"

Разделы: Начальная школа


Цель: развитие умения распознавать орфограммы в словах, проверять их.

Задачи:

  • учить распознавать слова с безударными гласными в корне и парными согласными в конце слова и в середине слова;
  • учить подбирать проверочные слова;
  • повторить способы проверки слов с изученными орфограммами;
  • продолжить работу над формированием умения правильно составлять предложения, восстанавливать деформированные предложения;
  • направить работу на привитие бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • иллюстрации с изображением весенней природы,
  • открытки с изображением первоцветов,
  • схема проверки орфограмм,
  • конструктор цветка,
  • заготовки для моделирования цветка для каждого ученика,
  • карточки с заданием,
  • карточки для самопроверки.

Ход урока

I. Организация класса на работу.

Посмотрите друг на друга
Улыбнитесь друг другу.
За окошком солнышко
Светит и резвится.
Его лучи нам помогают
Работать, не лениться.

С хорошим настроением начинаем урок.

II. Актуализация знаний.

- Каллиграфически запишите сегодняшнее число и классная работа. Найдите самое правильное и красивое соединение, нарисуйте солнышко.

- Какой месяц на календаре? (май)

Презентация.

Май - от латинского слова "майус" - назван в честь богини природы Майи. (Слайд № 2)

- Как этот месяц назван в народном календаре? (песенник, травень)

(Названия месяцев напечатано на доске)

- Почему он так называется?

Травень - месяц цветения трав.

Песенник - месяц звонких песен птиц. (Слайд №3)

- Какие орфограммы встретились в слове песенник? (Слайд №4)

- Какое название вы можете дать этому месяцу?

Погода в мае непостоянная и изменчивая. В Кузбассе средняя месячная температура воздуха составляет 7 - 10 градусов тепла. Наблюдается понижение температуры до заморозков. Это понижение в народе называют: "черёмуховые холода". Но иные дни в мае может наблюдаться очень жаркая погода. В отдельные годы температура воздуха поднимается до +30:+33 градусов Цельсия. Нередко в мае выпадает и снег. Май в Кузбассе по всем фенологическим признакам - настоящий весенний месяц: цветение первоцветов, время сочных трав и звонких птичьих песен.

- Посмотрите иллюстрации, какие из них соответствуют тому времени года, о котором мы говорим на уроке? (Слайд №5)

- На уроке нашим путеводителем будет цветок, который будет распускаться по мере выполнения заданий у нас на доске и у каждого из вас на вашей парте. Вы будете дорисовывать лепесток за правильное выполнение задания. (Конструктор цветка крепится на доску, а у детей на партах заготовки для рисования цветка)

III. Закрепление знаний по изученному ранее материалу.

1. Определение в тексте слов с изученными орфограммами.

- Послушайте отрывок из стихотворения кузбасского поэта Герберта Генке, который вам прочитает Виолетта. Запомните слова на изученные орфограммы. Кто больше запомнит?

Подснежник.

Цветок поднялся на носок
И выглянул наружу.
Его весёлый голосок
Был чуточку простужен.
............................................
Он стал предвестником весны,
Добра, тепла и света.

- Назовите слова, которые вы запомнили.(Слайд №6)

- Молодцы, все слова запомнили и назвали. Мы можем на наших цветках нарисовать первый лепесток.

- Как вы думаете, зачем нужно уметь слышать слова с орфограммами, уметь находить?

- Какими знаниями нужно обладать, чтобы правильно написать такие слова? (Нужно знать, как правильно проверить слово, чтобы не допустить ошибку при написании.)

- Какие способы проверки вы знаете? (Слайд №7)

2. Физминутка.

3. Упражнение в написании слов с изученными орфограммами.

- Разделить слова на две группы. (Работа в парах. У каждой пары на карточках слова.)

Лё*кие, *блака, тра*ка, з*леная, дроз*, взл*тел, берё*ка, м*л*дая, кули*, кр*чит.

- На какие группы разделили слова? Проверьте. (проверка написана на доске)

- Докажите правильность написания пропущенных букв. Проверьте. (Слайд №8)

- Те, кто правильно выполнил задание, дорисуйте лепесток в свои цветы. Лепесток крепится на общий цветок.

4. Письмо по памяти.

- Прочитайте слова, запомните. Напишите слова по памяти в два столбика.

- Проверьте написанное. Дорисуйте лепесток у своего цветка те, кто вспомнил все слова и записал их правильно.

- Допишите слова, которые не успели записать.

- Соедините стрелочками слова из правого столбика со словами из левого столбика так, чтобы получились словосочетания. Что такое словосочетание?

- Прочитайте, какие словосочетания у вас получились.

Найдите два предложения. Почему это предложения? (Слайд №8)

- Нарисуйте лепесток у своего цветка. Лепесток крепится на общий цветок.

5. Физминутка.

6. Словарная работа.

- Найдите среди написанных слов два лишних. (Берёзка, облака)

- Почему они лишние? Что значит словарные слова?

- Вспомним написание словарных слов.

- Записать только букву, которая обозначает безударный гласный звук. Три буквы на строчке.

  • Весело, ветер, берёза,
  • месяц, воробей, мороз,
  • прекрасный, ребята, девочка,
  • город, погода, иней,
  • медведь, человек, мечта.
е е е
е о о
е е е
о о е
е е е

- Найдите, каких букв больше. Соедините зелёным карандашом все одинаковые буквы. Какая фигура получилась? (Цифра 5) (Слайд №9)

- Нарисуйте лепесток те, кто выполнил эту работу правильно, у кого получилась пятёрка. Добавляем лепесток в общий цветок.

Вывод.

Как проверить слова с орфограммами в корне? Какое слово является проверочным?

7. Физминутка.

8. Работа с предложением и текстом. Задания по выбору.

- Для чего изучаются орфограммы?

- Проверим, как мы хорошо овладели приёмами проверки.

- Выбрать одно из заданий.

Списать текст. Вставить пропущенные буквы. В скобках написать проверочные слова. Поставить ударение. Выделить орфограмму.

Образец. На (дерево) деревьях лопнули почки.

Наступил май. (:)Ст:ят тёплые (:)д:ньки. Из (:)з:мли (:)пок:залась (:, :)м:л:дая (:)тра:ка. (:)У:кая (:)тро:ка (:)в:ла к ручью. (:)Лё:кий (:)в:терок шумит над (:)р:кой.

Составить из слов предложения. Вставить пропущенные буквы. В скобках написать проверочные слова. Выделить орфограммы.

Прил:тит, в, разгаре, кули:, в:сна.

Лягушка, пора, кр:чит, сеять.

Кр:чит, быть, иволга, дикой, д:ждю, ко:кой.

Чем, лето, раньше, будет, н:чнёт, жарче, цв:сти, тем, черёмуха.

Составить текст о весне, используя слова и словосочетания, с которыми мы работали на уроке. Найти слова с изученными орфограммами.

- Проверка.

Самопроверка по карточкам.

Чтение текстов.

- За правильное выполнение первого задания нарисовать один лепесток.

- За правильное выполнение второго задания нарисовать два лепестка.

- За правильное выполнение третьего задания нарисовать три лепестка.

IV. Итог урока

- Как не допустить ошибку в написании слов?

- У каждого из вас получился свой цветок. Пересчитайте лепестки на своём весеннем первоцвете.

  • Если 6 - 8 лепестков - "5"
  • Если 5 лепестков - "4"
  • Если 3 лепестка - "3"

- Придумайте название своему цветку, чтобы в названии была одна из орфограмм корня.

- Создадим поляну первоцветов. На этой поляне уже расцвели первоцветы, те, которые первыми распускаются в Кузбассе. Прочтите названия. (Купальница европейская, медуница, ветреница лесная, подснежник белоснежный).

Эти растения занесены в Красную книгу. (Слайд №10, 11)

ветреница купальница медуница подснежник

- Как вы думаете, почему?

- Что вы знаете о Красной книге?

- Как мы можем помочь природе?

- На поляну первоцветов присоединим все первоцветы, которые распустились у каждого из вас.

- Чему научились на уроке?

В заключение послушайте стихи кузбасского поэта Алексея Тарасова, которые прочитает Саша.

Здравствуй, май, лучистый, светлый.

Здравствуй, май, лучистый, светлый,
С ярким солнцем золотым!
Я люблю порой рассветной
По лугам пройти твоим.
И в зелёных перелесках
Повстречать прилётных птиц,
Где лучи в весёлом блеске
Льются радостною вестью
По соцветьям медуниц.
Вот подснежник нежный, чистый
Пьёт весеннюю зарю.
Этой зорькою лучистой
Я букет тебе дарю!