Навык чтения является одним из общеучебных умений, которым овладевает младший школьник. Без достаточного высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование ученика.
Под навыком чтения понимается совокупность способа чтения (послогового, слогами и целыми словами, целыми словами и словосочетаниями) и качеств чтения: правильность, беглость, осознанность и выразительность. В своей работе более подробно остановлюсь на таких качествах навыка чтения, как беглость, осознанность и выразительность.
Особенности навыка чтения в разных классах начальной школы.
Чтение в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведётся работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых – четвёртых классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения “про себя” и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения “про себя” (от 10 – 15 % в первом классе и до 80 – 85 % в четвёртом классе).
Способы овладения оптимальным чтением.
Увеличение объёма информации, обогащение содержания программ по отдельным предметам выдвигает определённые требования к уровню развития навыка чтения.
Необходимо стремиться к оптимальному чтению. Под которым понимается чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту.
Именно к такой скорости приспособился артикуляционный аппарат человека за многие столетия, именно при такой скорости достигается лучшее понимание и усвоение текста.
Как добиться оптимального чтения?
1. Не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим освоить какие – то умения, то не должны проводить длинные упражнения по времени, а короткими порциями, но с большей частотой.
Примером могут служить словарные слова, слова, в которых допускаются ошибки во время письменных работ или лента с “бегущими” словами (сначала с буквами, слогами, словами).
2. Ежеурочные пятиминутки чтения
Чтецкие пятиминутки – это включённые в урок специальные упражнения для выработки полноценного навыка чтения. Их цель – совершенствовать основной способ чтения и качества навыка: правильность, беглость, осознанность, выразительность. Упражнения развивают также те качества личности ученика, от которых навык зависит.
В пятиминутки чтения можно включить следующие упражнения:
а) Упражнения, направленные на совершенствование произношения. Для заданий используется классная лента букв.
Прочитайте:
гласные первого ряда;
б) Чтение чистоговорок и скороговорок.
- Шла Маша по шоссе и сосала сушку.
- Прохор и Пахом ехали верхом.
- Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
- Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
в) Чтение в темпе разговорной речи.
Прочитайте “про себя” предложение с доски. Прочитайте вслух с такой скоростью, с какой говорите.
г) Упражнения на интонирование.
Правильно прочти вопросы и ответы.
- Курочка – рябушечка,
Куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка – рябушечка,
Зачем ты пошла?
- За водичкой.
д) Упражнения на совершенствование восприятия. Чтение слов по подобию. Цель данных упражнений – читать быстро.
Цвет | крыло |
Цветок | крылья |
Цветочек | крылышко |
е) Соревновательное чтение: ученик читает до первой ошибки, дети замечают искажение и поднимают руки, чтобы перечитать правильно и продолжить чтение до следующей ошибки.
ж) Зрительный диктант: прочитай и запомни!
Расскажи по памяти отрывок (2 строки, 4 строки)
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
С.Маршак
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
И гонит со двора.
Весна в окно стучится
Ф.Тютчев
з) Самостоятельное осознание прочитанного.
Читайте первую часть рассказа и отметьте точками те слова, которые показались трудными.
и) Распутайте путаницы и небывальщины.
“Зелёные снежинки распускаются в весеннем воздухе. Ослепительно белые листочки кружатся в морозном саду”.
“Синие листья стали яркими от горячего дождя. Зелёное небо стало мокрым от сильного солнца”.
к) Упражнение “Читальный зал”: тренировочное чтение в течение нескольких минут, ежедневно про себя шёпотом, вполголоса.
Каждый читает свою книгу, например, рекомендованную для внеклассного чтения.
л) Работа в парах.
Из домашнего чтения выбирается отрывок.
Потренируйтесь выразительно его прочитать. Прочтите товарищу по парте, обменяйтесь впечатлениями.
м) Обучение самопроверке: стал ли ты читать лучше? Самозамеры учащиеся проводят на несложном, но новом тексте по памятке.
Памятка.
- Делаешь ли ты ошибки при чтении, какие?
- Сколько слов в минуту ты читаешь?
- Понимаешь ли ты прочитанное? Как это проверить?
- Обращаешь ли ты внимание на знаки препинания? Зачем?
н) “Жужжащее чтение”.
Для достижения оптимального чтения можно использовать жужжащее чтение на всех уроках (чтение задач, научно – познавательных текстов по окружающему миру). Всё, что предлагается на уроке для чтения – читать самим ученикам.
Развитие интереса к чтению.
Задача развития навыка чтения связана с развитием интереса к чтению. Эта мысль высказана ещё К.Д.Ушинским. Он говорил: “Без развития интереса к чтению нельзя добиться высокой техники чтения”.
Этой цели могут служить задания, которые разработал учёный – психолог Эдигей Валерий Борисович и, которые успешно используются в моей практике.
Чтение слов – анаграмм.
- Прочитай слова, исключи лишнее.
КУАР (рука) |
ТОСТЛЫЙ (толстый) |
ТЕТОН (тонет) |
ГАЗАЛ (глаза) |
ТНОИЙК (тонкий) |
САСПАЕТ (спасает) |
СОЛЫОВ (волосы) |
ОХУДЙ (худой) |
НЕТСТО (стонет) |
ПАГИСО (сапоги) |
КЕРЛСО (кресло) |
ЧАТАЕПЕТ (печатает) |
Анаграммы – предложения. Постепенно от анаграмм – слов переходим к анаграммам – предложениям и текстам. Порядок слов не изменяется, слова записаны орфографически – грамотно. Обозначено начало и конец предложения.
соЛь.
соЛь – снелой тижель. соЛь сет тевки и равут. муЕ жунна и лось. беРята талис сонить в сел лось. ниО дуткла ёе ан непь, ан макень. соЛи хирподят затьли лось.
Лось.
Лось – лесной житель. Лось ест ветки и траву. Ему нужна и соль. Ребята стали носить в лес соль. Они кладут её на пень, на камень. Лоси приходят лизать солью.
Уроки – мышления.
Важно научиться мыслить аналогиями – находить связь между разными предметами. Восстанавливая деформированные слова, повышается скорость мышления и, следовательно, скорость чтения.
- Найдите все буквы слова “будильник” (дождь, снежинка), в том порядке, в котором они составляют это слово.
О Н И Б Д Л К А Ц Ь М У С И Н
Ь О Р Д Я Ю Л Ж Ш Д Т
Ж М С Н У О К И Е Н О Д А
Чтение слов с пропущенными буквами поможет воспринимать целые слова, что ведёт к увеличению скорости чтения.
У...И...Е...Ь
Д…Е…Н…К
У…Е…И…К
Р…Ч…А
Д…С…А
У…А…КА
Упражнения по сложению и вычитанию букв и слогов дадут возможность совершенствовать звуко–буквенный анализ слов, скорость мыслительных процессов при чтении.
АЗ + БУ + КА =…
ГО + …А = ГОРА
ВЕ + ТЕР = …
У + …ОК = УРОК
РО + ДИ + НА =…
…О + Н… = ЗВОНОК
Работа над выразительными средствами речи.
Особую роль в развитии навыка чтения играет выразительность. Недаром дети так любят, когда им выразительно читают вслух. Научиться читать выразительно – достаточно сложная для ребёнка задача. Полноценная выразительность возможна только тогда, когда техника чтения доведена до автоматизма.
Однако и на ранних этапах обучения надо обращать внимание на то насколько эмоционально читает ребёнок. На начальном этапе формирования навыка чтения надо следить за громким и чётким произношением. Однако постепенно задача усложняется: надо помочь ребёнку выбрать нужную интонацию, правильно использовать паузы, расставлять логические ударения.
Очень важно научить детей использовать выразительные средства речи: дыхание, дикцию, голос.
Дыхание имеет огромное значение для чтения вслух, устной речи. Надо учить этому искусству на личном примере. Каждый урок начинается с упражнения на дыхание.
Упражнение №1. Стоя. Красиво расправив плечи, голову подняв прямо. Вдох (про себя) на счёт 1 –5. Задержка дыхания. Выдох (про себя) на счёт 1 – 3 (1 – 5).
Упражнение №2. Вдох (на счёт 1 – 2). Выдох (на счёт 1 – 10, до 15, 20, 25, 30).
Упражнение №3. Вдох (на счёт 1 – 3). Задержка дыхания на1. Выдох на звук Л, Р, З (сначала отдельно один звук, потом можно вместе). Далее на выдохе пословица или поговорка, скороговорка, чистоговорка).
Дикция – чёткое произношение звуков, слогов, слов, фраз. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок.
Упражнение №1. С гласными звуками А, О, У, Ы, И, Э. Произносим сначала беззвучно медленно, затем быстро шёпотом, быстро громче, быстро громко.
Упражнение №2. Произносим гласные с любыми согласными звуками:
би – бэ – ба – бо – бу – бы (з, в, к, ц, …)
Упражнение №3. Произносим тройное сочетание (согласный + гласный + согласный)
Упражнение №4. Скороговорку прочитай с целью удивить, порадовать, возмутить, передать гордость, печаль, грусть, ненависть. Потом переходим к стихотворениям, рассказам.
Скороговорки:
- Летели три вороны, черны пестроголовы.
- Три вороны на воротах, три сороки на пороге.
Голос. Хорошее красивое чтение зависит от умения владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, звонок, достаточно громок. Голос можно и надо развивать.
Упражнение №1. Вдох, выдох и на выдохе произносим согласные звуки плавно, протяжно. Потом добавляем гласные звуки. Учимся произносить их: громко – тихо, выше – ниже, быстро – медленно.
Упражнение №2. Произнеси тихо, чуть громче, громко. Произнеси повышая и понижая голос, выделяя подчёркнутые слова.
Увидел грача – весну встречай.
Следующим этапом работы над выразительностью чтения является постановка логических ударений.
Упражнение №1. В каждой строчке стихотворения подчеркни голосом главное по смыслу слово:
Раньше всех на свете солнце встало,
А как встало – принялось за дело:
Обошло всю землю и устало
Отдыхать за лесом тёмным село.
Если вдруг найдёшь его в лесу ты,
Там, где на траве туман и сырость,
Не буди, у солнца – сон – минуты,
Не шуми, весь день оно трудилось.
Ю. Марцинкявичюс
Читайте первый раз медленным, во второй раз средним и в третий раз быстрым темпом. Какой из них наиболее подходит к содержанию стихотворения. Прочитайте вслух в избранном темпе, соблюдая ритм и паузы.
Упражнение №2. Меняй логическое ударение в предложении: “Ты пойдёшь сегодня в библиотеку?” Спроси о том, когда он пойдёт в библиотеку; о том, пойдёт ли он в библиотеку; куда он пойдёт?
Упражнение №3. Выдели слова героя в тексте. Весь текст читай про себя, а шёпотом – слова героя. С какой интонацией их надо прочитать (ласково, обиженно, с досадой, как приказ)?
Используя данные упражнения, можно добиться от учеников выразительного чтения: умения находить правильную интонацию, соответствующую содержанию читаемого текста, использовать основные средства выразительности.
Все эти способы и приёмы многофункциональны. Они не только развивают осознанность, скорость, выразительность чтения, но и совершенствуют восприятие, внимание, мышление, речь ребёнка, стимулируют интерес к чтению.