Цели:
- Формировать навыки склонения имен существительных:
- Учить определять падеж существительного.
- Развивать письменную и устную речь учащихся, содействовать развитию потребности в здоровом образе жизни.
- Воспитывать любовь к природе, с целью сохранения и улучшения окружающей среды.
Оборудование: карточки у детей ( падежные окончания существительных), картина «Осень» И.И. Левитана,«Осенняя песня» П.И. Чайковского (воспроизводится с магнитофона)
I. Организация класса на работу.
Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь от всей души, пошлите друг другу добрые мысли.
II. Словарная работа:
1. Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями. (береза)
2. Хвойное дерево с ценной древесиной, с мелкой опадающей на зиму хвоей. (лиственница)
3. Организм развивающийся в неподвижном состоянии. (растение)
4. Дерево или кустарник с белыми душистыми цветками, собранными в кисти, а также черные терпкого вкуса ягоды. (черемуха)
5. Образовать существительное – словарное слово (из прилагательного) «Дрожит как осиновый лист». (осина)
6. Кустарник с белыми или розовыми душистыми соцветиями. (сирень)
7. Организм – существо, обладающее способностями двигаться и питаться. (животное)
Поставьте себе отметку карандашом.
- К какой части речи относятся эти слова?
- Что такое имя существительное?
- Какие существительные относятся к I,II,III склонению?
- Определить склонение существительных которые записаны на доске.
- Что значит изменить по падежам?
- Я буду называть вопросы, а вы покажите название падежа, к которому они относятся. (карточки)
- Запишите падежи по порядку в столбик, просклоняйте слово «река».
- Что вы заметили?
- Что такое окончание?
III. Сообщение цели:
- Что мы делали на прошлом уроке?
Сегодня мы будем тоже определять падежи существительных в предложении.
- Как мы это делали?
IV. Закрепление:
- Какой темой можно объединить (словарные слова).
- Как называется наука, изучающая отношения растений, животных, людей?(экология).
- Что вы можете сказать об экологии в нашем городе.
- Как человеку помочь лесу, себе, природе в целом?
А знаете ли вы?
200 лет назад воздух на нашей планете состоял из 38% кислорода и 1% углекислого газа.
Сегодня в связи с загрязнениями окружающей среды в воздухе содержится 19% кислорода и 25% углекислого газа.
Считается, что кислород производится главным образом – лесами.
На самом деле 90% кислорода в воздух поступает из морей , океанов, от морских растений и водорослей, на леса остается 10%.
Чтобы кислорода хватало организму человека, существует много методов.
Один из них:
- Выдохните воздух из легких через рот.
- Быстро вдохните через нос и выдохните через рот.
Продолжим наш урок.
-Составим предложение из слов, разберем по членам предложения, укажем падеж существительных:
Пожелтел, осени, лес, дыханием, под.
-Как вы понимаете : «псд дыханием».
-Что это за литературный прием?(Олицетворение)
Физ. минутка
Продолжим тему «Лес»:
- Вставить пропущенные буквы, указать падеж существительных.
Работу выполняем по вариантам:
(За) пылала ж.лтым к.стром б.л.ствольная б.р.зка.
(В) л.стве .сины появились л.мон(н)ые (от)метины.
-Какие орфограммы вы видите в этих словах?
-Как определили падеж существительных?
-Как вы понимаете слово «отметины».
-Сделайте синтаксический разбор.
Пальчиковая гимнастика.
Творческая работа.
-О каком времени года мы писали предложения?
Первая группа попробует написать мини – сочинение по картине неповторимого русского пейзажиста 19 в. И.И.Левитана, используя слова:
Глубокая осень, серое небо, тяжелые влажные облака, утренний туман, край солнца.
Вторая группа запишет предложения, вставляя пропущенные слова.
В роще в золотом наряде стояли …
Желтые листья… в воздухе.
Улетели на юг …
Покидают родные болота …
Задание для всех указать падеж существительных.
Ребята, не только словом, но и музыкой всегда люди выражали свои чувства к природе, сейчас я включу «Осеннюю песню П. И. Чайковского.
Я думаю она поможет вам в работе.
Проверка работ.
V. Итог урока.
Выставление и комментирование отметок.
VI. Домашнее задание.