Актуальность
Внимание к проблеме умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Все большему числу детей во всех странах мира уже на первом году жизни ставится диагноз «умственная отсталость». Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в сфере нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, неадекватной самооценкой, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Решение вопросов социализации, детей данной категории, в условиях общеобразовательной школы – многогранная проблема. Это обусловлено и менталитетом нового поколения (учащихся общеобразовательных классов) и не умением самих детей, обучающихся в классах КРО, простраивать стабильные и длительные коммуникативные связи, а так же их индивидуальными особенностями. На данном этапе психолого-педагогического сопровождения учащихся в классах КРО, мы делаем акцент на развитие коммуникативных способностей данных детей, что будет способствовать их успешной адаптации в стенах данной школы.
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающих занятий была разработана с целью развития коммуникативных навыков у детей с умеренной степенью выраженности интеллектуального дефекта, а так же для коррекции эмоционально-волевой сферы, т.е. для формирования психосоциальной компетентности.
Психосоциальная компетентность – это способность личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью. Это способность индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в гибком и адекватном поведении в общении с людьми, окружающим миром, в культуре поведения.
Так же данная программа составлена с учетом реализации актуальных задач стоящих перед определенным возрастом.
В работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения психологических занятий, с использованием активных методов обучения, т.е. использование элементов социально-психологического тренинга. Тренинг является наиболее эффективной формой обучения, он существенно ускоряет и облегчает процесс формирования и отработки приобретенных навыков, способствует снятию внутренних конфликтов и напряжений. Тренинг способствует форсированной оптимизации полноценного, продуктивного взаимодействия в практической деятельности и межличностных отношениях.
Программа рассчитана на 18 занятий, которые проводятся один раз в неделю во внеурочное время (мы проводили по субботам, продолжительность – 60 минут) с 8-9 классами КРО (9-12 человек). Опыт проведения данной программы, мы можем назвать положительным. Занятия для ребят оказались очень интересными, так как, во-первых, проводятся как нестандартные уроки, в непринужденной атмосфере, во-вторых, тематика занятий очень заинтересовала наших участников, что от них начали поступать предложения с внесением в план новых, интересных для них тем.
На занятиях использовались бейджи, на которых ребята писали свои вымышленные имена; «Экран состояния» - позволяющий отслеживать включенность участников в работу и вносить коррективы в занятия (Приложение 1). Так же на каждого была заведена отдельная папка, в которую подшивались выполненные работы участников. Это позволило на итоговом занятии, каждому из ребят еще раз вспомнить тематику занятий, что он узнал нового о себе, т.е. провести полноценную рефлексию работы нашего клуба.
Программа дополнительного образования социально-психологической направленности «Развитие психосоциальной компетентности у подростков 14-15 лет», соответствует основным целям и реализует актуальные задачи, психолого-педагогического сопровождения учащихся с умеренной умственной отсталостью, через работу «Клуба общения Я+ТЫ=МЫ».
Настоящая программа направлена на решении следующих задач:
- Развитие социальных и коммуникативных навыков,
- Развитие способности к взаимопониманию,
- Формирование ответственности,
- Формирование чувства уверенности,
- Развитие навыков самоорганизации: самостоятельность в планировании, самоконтроль, умение принимать ответственность за собственные действия и поступки.
- Тренировка навыков саморегуляции, в том числе развитие стрессоустойчивости.
- Обучение разрешению жизненных проблем
Критериями эффективности занятий выступает следующая группа перемен:
- Изменяются показатели психического благополучия (повышается самооценка и вера в себя);
- Приобретаются жизненно важные навыки;
- Умение общаться;
- Умение устанавливать межличностные отношения;
- Умение владеть эмоциями;
- Умение принимать решение;
- Приобретаются навыки рефлексии и целеполагания.
Тематическое планирование
№ | Тематика занятия | Цели и задачи | Кол-во часов |
1 | Знакомство | Установление контакта. Мотивирование. Знакомство с правилами занятий. Дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека. | 1 |
2 | Кто такой Я? | Формирование способности к самоанализу. Научить учащихся распознавать свои сильные и слабые стороны. Способствовать возникновению желания к самосовершенствованию. | 1 |
3 | Тайны мира эмоций | Познакомить учащихся с понятием эмоция. Научить определять эмоциональное состояние других людей. Тренировать умение владеть своими эмоциями. Познакомит с основами релаксации. | 1 |
4 | Мои желания и чувства | Создание условий для осознания подростками своих чувств и желаний. Развивать у учащихся ответственное отношение к чувствам других людей. Создание позитивного эмоционального настроя. | 1 |
5 | Каким меня видят | Формирование способности к самоанализу. Способствовать возникновению желания самосовершенствоваться. Развивать способность принимать друг друга. Формирование адекватной самооценки на основе обратной связи. | 1 |
6 | Все мы разные, но мы похожи! | Развитие умения видеть в людях разные стороны, а так же схожие черты. Создать условия участникам для осознания своей индивидуальности и индивидуальности другого. | 1 |
7 | Наши права и обязанности | Развитие представлений о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей. Развитие представлений о своих обязанностях. Формирование уважения к чужим правам и стремления отстаивать свои права. | 1 |
8 | Мир общения | Познакомит учащихся с понятием «эффективное общение». Развитие позитивных мотивов межличностного общения. Формирование коммуникативных умений необходимых для эффективного общения. | 2 |
9 | Почему люди ссорятся или как избежать конфликтов | Познакомить учащихся с понятием «конфликт».Выявить особенности поведения в конфликтной ситуации. Обучить способам выхода из конфликтной ситуации. |
1 |
10 | А может это любовь? | Ознакомить учащихся с социальными проявлениями «истинной любви». Показать значение и сущность нравственных норм в системе интимных межличностных отношений. Создать условия для осознания собственной оптимальной позиции в общении с противоположным полом. Привить уважение к представителям другого пола. | 2 |
11 | Опасности, которые нас подстерегают | Познакомить участников с материалом о вреде табакокурения, алкоголя, наркомании. Продолжать воспитывать потребность в здоровом образе жизни. | 1 |
12 | Умение сказать «Нет» | Формирование ответственного отношения к собственному здоровью. Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение. | 1 |
13 | Как стать уверенным | Помочь учащимся осознать специфику уверенного и неуверенного поведения. Обучение способам самопомощи в ситуациях, взывающих чувство неуверенности. | 1 |
14 | Отцы и дети | Продолжать формировать у учащихся осознанного, уважительного отношения к старшим людям. Формирование представлений об особенностях поведения в конфликте подростков и родителей. | 1 |
15 | Ты не бойся – я с тобой! | Познакомить учащихся с понятием «психологическая поддержка». Формирование понимания необходимости умения поддержать другого человека. Отработка навыков. | 1 |
16 | До новых встреч! | Закрепление представления участников о своей уникальности, обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами личности, закрепление дружеских отношений между членами группы. Общая рефлексия | 1 |
Общее кол-во | 18 |
Примерный конспект занятия №6. «Все мы разные, но мы похожи!»
Цель: Развитие умения видеть в людях различные и схожие черты. Создать условия участникам для осознания своей индивидуальности и индивидуальности другого.
Оборудование: карточки «Кто «Я»?» по количеству участников группы (Приложение 2), цветные карандаши, чистые листы бумаги, ватман с надписью «Мы разные…но мы похожи!», «экран состояния» (Приложение 1).
Ход занятия.
- Игра на сплочение группы “Теремок”.
Цель: приветствие. Формирование положительного настроя.
На выделенном небольшом участке пола нужно по очереди разместиться всем членам группы. Для этого необходимо встать как можно ближе друг к другу.
- Формирование групповой сплоченности. Введение в групповой процесс.
«Поменяйтесь местам те, кто..»
Инструкция: участники образуют круг (можно стоя, можно сидеть на стульях). Ведущий, находясь в центре круга, произносит фразу: « Поменяйтесь местами, те, кто любит мороженое!». При этом остальные участники, те, кто действительно любят мороженое, быстро между собой меняются местами. В это время ведущий должен занять чье либо освободившееся место. Тот, чье место оказалось занятое ведущим, становится в центр круга и произносит любую другую фразу, которая начиняется со слов: «Поменяйтесь местам те, кто..».
Далее следует вступительная беседа, в которой рассказывается о целях занятия. Анализируя предыдущее упражнение подвести учащихся к выводу, что люди между собой могут быть похожими.
- «Шеренга»
Цель: создание условий для осознания сходства между людьми.
Участники выстраиваются в шеренгу… по цвету глаз, цвету волос, по росту.
- что было сложного при выполнении упражнения (цвет волос, глаз и рост, скорее всего, будут сходными). Как вы думаете, что еще есть общего, схожего между людьми? (физические качества, успеваемость в школе, интересы в музыке, литературе и т.д.).
- «Я в различных жизненных ролях».
Цель: знакомство участников с понятием «социальные роли». Осознание личных связей.
Кем мы являемся для окружающих, в каких ролях мы выступаем? Вспомните, с кем вы постоянно встречаетесь, общаетесь, взаимодействуете. В каждой из ситуации вы предстаете для окружающих в определенной роли:
Я = сын (дочь), брат (сестра), внук (внучка), ученик, мальчик (девочка), член кружка, секции, одноклассник, покупатель, пассажир и т.д.
Ответы учащихся фиксируются на доске.
Практическое упражнение – заполнение карточки «Кто «Я»?» (Приложение 2).
Инструкция: участникам предлагаются карточки, на которые необходимо наклеить, свои социальны роли.
Обсуждение. Желающие могут зачитать свои роли. Вывести участников – есть ли у кого – ни будь совпадения? Вот еще некоторая схожесть между нами.
Но ведь между нами есть и различия. Какие?
Образ человека, который складывается в сознании окружающих, это важная составляющая процесса общения. Образ человека отражает индивидуальность, стиль личности, присущее ему поведение в тех или иных ситуациях.
- Упражнение «Я не такой, как все, и все мы разные»
Инструкция: подросткам предлагается в течение 5 минут с помощью цветных карандашей нарисовать или описать, что такое «радость».
Рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. После выполнения задания все рисунки перемешиваются, и учащиеся рассматривают, передавая листки друг другу. Обратить внимание на различия в понимании и представлении понятия «радость».
Обсуждение и вывод о том, как люди по-разному понимают одни и те же вещи. Каждый человек особый, неповторимый. Поэтому каждый человек незаменимый, и это важное основание для того, чтобы он ощущал свою ценность.
Рефлексия группового опыта.
Учащиеся обмениваются по кругу мнениями о занятии.
-Чем мы похожи, в чем различны? (в людях есть сходство: возраст, рост, вес, цвет глаз, но в то же время, человек является индивидуальностью, и двух, совершенно одинаковых на свете нет.)
-для закрепления данного материала и как итог занятия предлагается создать совместный плакат «Мы разные…но мы похожи» (Плакат должен быть заготовлен и оформлен заранее, так же заранее необходимо сделать фотографии лиц участников. Учащимся окрашивается одна ладонь, которую они прикладывают к плакату. Далее на цветную ладошку каждого приклеивается фото участника.) <Рисунок 1 >
«Наш плакат еще раз подтверждает наши слова, о том, что все мы похожи, но в то же время, мы и отличаемся друг от друга!»
-Спасибо всем за занятие! (Ребята заполняют экран состояния).
Используемая литература:
1. Вачков И. Чувствоведы. Приложение к газете «Первое сентября». // Школьный психолог 2002 №22.
2. Герасименко И. Тренируем эмоции. Приложение к газете «Первое сентября». // Школьный психолог. 1998 №31.
3. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 1991.
4. Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии. 8 кл. Спб., “Речь”, 2003, 119 с.
5. Психогимнастика в тренге /под редакцией Н.Ю.Хрящевой. СПб., 2001.
6. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения/авт.-сост. Е.Д.Шваб, Н.П.Пудикова. – Волгоград: Учитель, 2008.-90 с.
7. Радионов В.А. и соавт. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, 2001.
8. Селевко Г.К. «Познай себя» для учащ-ся 5-х классов. Журнал: Народное образование, №1, 2000.
9. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991