Цели урока:
- Систематизация и контроль знаний воспитанников по теме “Южная Америка”
- Развитие интереса к урокам географии
Задачи урока:
1) дидактическая
- повторить, обобщить и закрепить знания по теме “Южная Америка”
- продолжить формирование представления о целостности природы Земли
- развивать картографические умения и навыки работы с различными источниками географической информации
2) коррекционная
- научить устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями
- развивать образное мышление
3) воспитательная
- воспитывать гражданскую позицию в отношении природы Земли
4) здоровьесберегающая
- во избежание перегрузок – разумно дозировать и максимально разнообразить виды деятельности на уроке.
Тип урока: Урок обобщения и повторения
Оборудование:
- карта природных зон мира,
- климатическая карта мира,
- тектоническая карта мира,
- физическая карта Южной Америки,
- картины природы Южной Америки,
- карточки с заданиями и вопросами,
- тест,
- кроссворды,
- аудиокассета с записью музыкальных композиций.
Ход урока
1-й блок. Организационный. Вступление. Пожелания на урок.
2-й блок. Игровой (конкурсы).
1. Конкурс “Разминка”
Придумать по одному предложению, где была бы указана особенность континента (“рекорды” материка).
2. Театрализованный конкурс страноведов “Восславим предков”
2.1 Диалог: Вождь племени индейцев - индианки.
- О, вождь, нам угрожает опасность! К соседнему острову причалили три каравеллы с людьми.
- Сколько там людей?
- Раз, два, три... Много.
- Откуда приплыли эти люди?
- Не знаем. Но свои корабли они называют “Нинья”, “Пинта” и “Санта-Мария”
- А их командир облачен в красивые красные одежды.
Вопрос:
О каком исследователе Южной Америки идет речь?
- Фернан Магеллан
- Христофор Колумб
- Джеймс Кук
За правильный ответ участник получает карточку. Дополнительный жетон получает тот, кто может добавить 2-3 предложения, характеризующие этого исследователя.
2.2 Зачитывается отрывок из описания льяноса южной Америки в сухое и дождливое время года (“Хрестоматия по физической географии” с.336-337)
“Когда солнце на постоянно безоблачном небе обугливает своими отвесными лучами зеленую мураву и превращает ее в прах, высохшая земля обнаруживает расселины, как будто после сильного землетрясения... Как в льдистых странах севера животине коченеют от холода, так здесь от жары крокодилы и удавы, скрывшись в сухой глине, погружаются в спячку. Засуха распространяет всюду смерть: а между тем преломленные лучи света представляют томимому жаждой путешественнику обманчивый образ взволнованного моря.
Наконец после долгий засухи наступит благодетельное дождливое время, и зрелище в степи быстро изменяется. С появлением солнца травянистые мимозы распускают свои листья, забитые дождем, и тем приветствуют восход этого светила. Лошади, волы рассыпаются тогда по степям наслаждаться жизнью. Высокая трава скрывает ягуара; …” -А. Гумбольдт “Льянос Южной Америки”.
Вопрос:
Какой ученый-исследователь Южной Америки составил данное описание?
- Марко Поло
- Афанасии Никитин
- Александр Гумбольдт
3. Конкурс землеведов “Укажи правильно” (игровое тестирование по географическому положению)
3.1 Материк Южная Америка полностью расположен в полушариях:
- Северном и Южном
- Западном и Северном
- Северном и Восточном
3.2 Крайняя восточная точка материка:
- Мыс Игольный
- Мыс Кабу-Бланку
- Мыс Париньяс
3.3 Крайняя северная точка материка:
- Мыс Йорк
- Мыс Горн
- Мыс Гальинас
3.4. Холодное течение у берегов Южной Америки:
- Гвианское
- Перуанское
- Бразильское
3.5. Самая высокая точка Анд и всего западного полушария:
- г. Кения
- г. Мак-Кинли
- г. Аконкагуа
3.6. Площадь материка южная Америка:
- 17,8 млн. км2
- 30,3 млн. км2
- 54 млн. км2
3.7. Омывается океанами:
- Тихим и Атлантическим
- Атлантическим и Индийским
- Северным Ледовитым и Тихим
4. Конкурс геотектоников “Движение литосферных плит”
Конкурс включает 5 блоков вопросов, которые разыгрываются между учащимися (“ромашка”).
4.1 Проблемная задача: Часть материков Земли объединена понятием “южные”. Почему?
- Определить преобладающую форму рельефа (горы или равнины). Какую примерно часть материка они занимают?
- Определить преобладающим по высоте вид равнин: назовите и покажите наиболее крупные из них; определите в какой части материка они находятся, в каком направлении протягиваются.
- Определить, какие виды равнин занимают меньшую площадь, где находятся.
- Назовите и покажите крупную горную систему материка. Какие по высоте горы преобладают, где они находятся; назовите их, назовите самые высокие вершины.
4.2 Литосферные плиты
- В пределах, какой литосферной плиты находится материк?
- В каком направлении и с какой скоростью перемещается эта литосферная плита?
- Назвать границы с соседними литосферными плитами.
- Какие геологические процессы происходят на пограничных участках?
- Сделайте вывод: какие процессы и явления могут происходить на материке в связи с близостью границ литосферных плит.
4.3 Практическое задание:
- Надпишите названия крупных форм рельефа на линии профиля.
- Пользуясь картой строения Земной коры заполните таблицу ниже профиля.
- Назовите, какие взаимосвязи между рельефом и строением материка проявляются по линии профиля (Рисунок 1).
Литосферная плита | ||||
Тип земной коры | ||||
Элементы строения |
4.4 Проблемная ситуация
Назовите известную вам закономерность взаимосвязи между рельефом и строением материка; какую новую взаимосвязь вы увидели на примере материка Южная Америка?
На гримере Гвианского и Бразильского плоскогорий расскажите о способах их образования.
4.5 Проблемная ситуация
Нa основе изменения рельефа и строения Южной Америки вдоль 70? з.д. показать новую взаимосвязь между рельефом и строением материка.
5. Конкурс климатологов “Угадай-ка!”
Участникам предлагается “ромашка” с климатограммами (Рисунок 2), по которым нужно определить тип климата и кратко охарактеризовать его особенности.
Рисунок 2. Климатограммы Южной Америки
Дополнительные вопросы:
- Какие климатообразующие факторы положены в основу деления климатов Земли на климатические пояса? (Количество солнечного тепла и господствующие воздушные массы и их движения)
- Какие особенности материков определяются климатом? (Природа материка, хозяйство и быт населения)
- Какие ветры называются пассатами? (Постоянно дующие, обусловленные разностью давления в тропиках и на экваторе)
- Каково значение перемещения воздушных масс на поверхности Земля? (Перераспределение тепла и влаги)
- Назвать основные климатические пояса Земли в южном полушарии. (Экваториальный, тропический, умеренный, антарктический)
- Назвать промежуточные климатические пояса Земли в южном полушарии. (Субэкваториальный, субтропический, субантарктический)
- Чем обусловлено различие в количестве осадков на западном и восточном склонах Анд в тропическом климатическом поясе? (Западным переносом воздушных масс)
- Какова главная особенность высокогорного климата Анд?(Изменение типов климата от подножья к вершинам и при продвижении с севера на юг)
- Каков климат на Центральных плоскогорьях Анд? (Суровый, высокогорный, немного осадков в виде снега, ураганные ветры)
- Как объяснить неожиданные похолодания в центре материка Южная Америка? (Вторжением холодных воздушных масс из Антарктиды)
Конкурс натуралистов “Путешествие по Южной Америке”
Задание: Двигаемся по 60-му меридиану от экватора к югу и называем растения и животных, которые там встречаются.
Учащиеся выбирают природную зону, разбирая лепестки “ромашки” с их указанием:
- Влажные и переменно-влажные экваториальные леса. “Сельва” (португ. “лес”)
- Саванны и редколесья. “Кампос”, “Льянос”
- Лесостепи и степи. “Пампа” (инд, “пространство, лишенное древесной растительности”)
- Полупустыни и пустыни. “Патагония”
- Высокогорье Анд.
На столе разложены карточки с названиями растений и животных. За правильное название вида - карточка; за дополнительную характеристику 2-3-мя предложениями - дополнительный жетон.
№ п/п | Животные | Растения |
1. | Ленивцы, цепкохвостые обезьяны, лягушки, ящерицы, змеи, анаконда, тапир, водосвинка-капибара, ягуар, колибри, попугаи, туканы, муравьи, бабочки, жуки, пауки, комары, москиты, поющие рыбы, скаты, пираньи, речные дельфины, крокодилы-кайманы, хамелеон, зимородок, летучие мыши, черепахи | Семба, пальмы, дынное дерево-мамон,
бананы, гевея, лианы, орхидеи, бамбук, сумаум,
виктория-регия, мангры
|
2. | Мелкие олени, свиньи-пекари, страус- нанду, термиты | Кукуруза, огурцы, кофе, тыква, фасоль, арахис, парагвайский чай, лианы, араукарии-бразильские сосны, кебрачо (до 80 м высотой), какао-деревья, сахарный тростник, мимоза, злаки, осоки, маврикиева пальма, дыновидный кактус, бородач, пыреи, вечнозеленые агавы, дерево пахира |
3. | Памгасский олень, пампасская кошка, лама | Томаты, ковыли, дикое просо, вербена, лилии, камыш, серебристый гинерий |
4. | Грызун-вискача, нутрия-болотный бобр, лама | Кактусы, шаровидные кустарники |
5. | Кондор, очковые медведь, лама, гуанако | Гевея, пальмы, лианы, бамбук, древовидные папоротники, хинное дерево, мох, кустарники, кактусы, картофель, ячмень, маис, травы |
Везде | Муравьеды, броненосцы, пумы |
7. Конкурс “Образ территории”
Задание: Испанский король посылает экспедицию в Южную Америку на поиски золота Эльдорадо. Изучите чудом сохранившийся “документ” и найдите встретившиеся в нем географические ошибки.
Лето I251 года.
Испанскому королю от отряда искателей
Эльдорадо.
Ваше Величество!
Лишь в этот долгий предзакатный час, когда солнце медленно погружается за край Земли и несколько часов подряд длятся серые сумерки, я в состоянии писать вам.
Мы с трудом пробираемся по сельве, где многое удивляет нас. Каждый день наш маленький отряд с трудом пробирается вперед. Мы буквально прорубаемся через густые заросли, которые стоят на пути словно стена. Толстые стволы давно упавших деревьев то и дело попадаются на пути, и нам приходится с трудом перелезать через них. Отовсюду свисают лианы, которых здесь великое множество. Они напоминает толстые канаты, и мартышки раскачиваются на них, словно на веревочных лестницах. В лианах часто скрывается маленькие, юркие анаконды. Самые ядовитыe из змеи. Крики прячущихся в зарослях животных заглушают наши голоса. Особенно горласты здесь обезьяны ревуны.
Погода здесь непривычная для нас. Очень жарко. Особенно тяжело передвигаться в одежде, которую нельзя снять из-за колючих растений. Одна отрада - на каждом шагу попадаются родники с чистой водой. Каждый день после захода солнца начинается дождь, который не стихает до утра. Зато грозы здесь редкость, и за все время нашего пути мы лишь трижды наблюдали их.
Спешим сообщить, что земли здесь богаты, а местные почвы плодородны. Причиной тому служит их сильное увлажнение. Почвы здесь коричневые, словно шоколад. Этот сладким продукт местные индейцы готовят из плодов дерева гевеи. Много здесь и полезных животных, в том числе огромный и хитрый зверь колибри, шкура которого могла бы достойно украсить мантию Вашего Величества. Жизнь наша полна опас…
8. Конкурс сочинений на тему: “День в дождевом лесу Амазонии”
Работа проводилась предварительно под музыкальные композиции:
- “Фантастический дождевой лес” (CD. “Tranquil Mood. The New Age Sound of Relaxation”)
- “Музыкальное путешествие через амазонский дождевой лес” (CD. “Enchanted Pathways Todd Nystrom. The gentle Harmony of Music Nature” )
Задание сочинения формулировалось так: представьте, что вам пришлось провести несколько часов в южноамериканском дождевом лесу. Расскажите о своих впечатлениях. Подумайте и пофантазируйте, что бы вы могли увидеть, услышать и почувствовать. Задание требовало знание особенностей природного комплекса. Работа предполагала создание учащимися образов воссоздающего воображения с элементами творческого. Подводится итог конкурса сочинений, зачитываются наиболее удачные отрывки.
3 блок. Заключительный. Подведение общего итога конкурсов. Объявление результатов. Выводы по уроку.