Конспект внеклассного занятия в 3-м классе по теме "Куклы в нашей жизни"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


ЦЕЛИ:

  • познакомить с интересными сведениями из истории кукол;
  • приобщать детей к вековым традициям своего народа;
  • развивать внимание, память, мышление, творческое воображение,
  • пространственную ориентацию, речь;
  • расширять словарный запас.    

ОБОРУДОВАНИЕ: куклы, фотографии русских тряпичных кукол, ткань (10см на 15см и 15см на 25см), нитки, орехи фундук, листы в клетку, фломастеры или карандаши, аудиозапись «Моцарт для малышей».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Сообщение темы.

- Все мы родом из детства. А детство немыслимо без чего? (Ответы детей).
Сегодня мы с вами поговорим об одной из игрушек, а о какой, вы догадаетесь сами после того, как выполните первое задание. Давайте начертим предмет нашего разговора. Поставьте точку в указанное на листочке место, затем проведите линию на:
1 клетку влево;
1 клетку вниз по диагонали справа налево;
2 клетки вниз;
1 клетка вниз по диагонали слева направо;
3 клетки влево;
1 клетка вниз по диагонали справа налево;
1 клетка вниз по диагонали слева направо;
2 клетки вправо;
4 клетки вниз;
1 клетка вправо;
1 клетка вниз по диагонали справа налево;
1 клетка вправо;
1 клетка вверх по диагонали слева направо.
Дочертите самостоятельно правую половину. Дорисуйте необходимые, на ваш взгляд, детали.
-Что у вас получилось? (Кукла)
О чём мы будем разговаривать? ( О кукле)
«Куклы в нашей жизни»- тема сегодняшнего занятия.
Вспомните: НЕВАЛЯШКА, МАТРЁШКА, БУРАТИНО, - разве они не были вашими лучшими друзьями?
Пусть вы уже подросли, и вас интересуют вещи посерьёзней кукол, но всё же  о них, наверное, у вас остались самые тёплые воспоминания.

Основная часть.

- Что такое кукла? (Подобие человека)
Исходя из определения В. Даля, автора словаря толкования слов, кукла-это «Сделанное из тряпья, кожи…дерева и прочего подобие человека, а иногда и животного».
- Когда появились первые куклы? (Невозможно определить, когда на земле возникли первые куклы. Наверное, они были всегда, потому что всегда были дети, а значит, были и куклы, пусть самые самодельные: вылепленные из глины, изготовленные из тряпок или сделанные из куска полена. Традиционная  тряпичная кукла была безликой, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Во все времена куклы были неизменными спутниками человека.)
Для чего нужна кукла? (С древних времён назначением куклы было воспитать хорошую хозяйку и заботливую мать. Были кукла-мама, кукла-отец, бабушка, дети, внуки - т.е. в игре с куклами воспроизводились семейные отношения и осваивались социальные роли. Но самой любимой игрушкой девочек любого народа всегда была кукла-ребёнок. О ней заботились: её кормили, одевали, пели ей колыбельные песни - так формировалась установка на материнство и отрабатывались навыки ухода за ребёнком.)
- Кто знает, как на Руси  ласково называли куклу? (Ответы детей)
Расшифруйте старое название куклы, выписывая из таблицы только те буквы, которые в данной строке ни разу не повторяются.

С  А  Т   Т  С А
Е  Ж  Н  И  Е  Н          (ЖИВУЛЯ)
В  Р  У  Л  Р  Я
Почему «живуля»?
В ножки  куколке вставляли веточки ивы, они были гибкие, как живые. Отсюда и название.
- Давайте мы сейчас попробуем сделать куклу, как делали её раньше.
Возьмите лоскуток ткани меньшего размера, сверните в трубочку и завяжите с двух сторон  нитками. Отложите в сторону полученную деталь. Теперь возьмите другой лоскуток ткани, в центр положите  орешек, закройте его тканью и завяжите ниткой. Получилась голова куклы.
Готовую деталь положите между слоями ткани под головой и закрепите ниткой. Вот такие куклы делали в старину.
- Как вы думаете, куклы служили людям только в качестве забавы?
(Нет, куклы служили людям не только в качестве забавы. Известно, что первобытные люди вырезали из камня или дерева фигурки богов и поклонялись им, просили у них  защиты и верили, что те им обязательно помогут.
У нас на Руси были куклы-обереги. Считалось, что если такую куклу взять в руки  и сказать:  «Отвернись злом, повернись добром», то она избавит своего хозяина от хворей, бед и напастей. Таких кукол любили, берегли и передавали по наследству.)
- Что такое  оберег? Подберите однокоренные слова к этому слову. (Оберегать, беречь, бережливый, оберегающий).
Кукла, которую мы сделали, похожа на куклу-оберег. Давайте и мы попробуем избавиться от зла, чтобы в душе у каждого из нас было лишь добро. Положите куклу на ладонь левой руки, перекладывая в правую руку, приговариваем: «Отвернись злом, повернись добром». Повторите 3 раза.
Некоторые куклы делали накануне некоторых  праздников.
-Какие народные праздники, отмечаемые в январе, вы знаете? (Рождество, Крещение).

- Как называются праздники, отмечаемые между Рождеством и Крещением? (Святки). Они продолжаются 12 дней. 17 января – последний день святок, 18 января – крещенский сочельник.
- Откуда пошло название «святки»? ( Святки, колядки названы так в  честь древнего славянского бога  тепла и света Святовита). В эти праздники зима поворачивается на лето.
С древних времён на Руси  было распространено колядование – обходы домов с рождественскими поздравлениями и добрыми пожеланиями.
Колядки, святки  праздновались всеми, проводились трижды: на рождество, под Старый новый год и накануне Крещения. Люди водили хороводы, пели песни, устраивали игры. В эти дни прощались любые шутки. Святки – самый весёлый народный праздник.
- Давайте устроим праздник для кукол, которые мы сделали.

Эй, спешите все сюда!
В гости коляда пришла!
Будем мы шутить, смеяться,
Бегать, прыгать, забавляться!

(Дети ставят кукол в хоровод под музыку).
-Помимо хороводов устраивали балаганы. Балаган – старинное театральное зрелище комического характера.     
Главным героем на них была кукла…
Какая? Догадайтесь по описанию:
«Он был главным героем кукольного театра. От его острого языка доставалось всем: и доктору, плохо лечившему больных, и воришке, и обманщику-торговцу, и полицейскому, и попу. То, что не решались произнести вслух рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы во главе с ним».
(Петрушка)
- А знаете ли вы, что помимо имени у этого персонажа имелись отчество и фамилия?
Ниже они зашифрованы. Подберите ключик и назовите их.

Имя: 
Отчество: 
Фамилия: 

РТЁП
ЧИВОНАВИ
ВОСУСКУ

(Пётр Иванович Уксусов)
Петрушке более 300 лет.
 - Наверное, каждый ребёнок видел кукольный спектакль. Существуют целые театры кукол, в которых действуют куклы, управляемые актёрами-кукловодами. Куклы бывают разные: ПАЛЬЧИКОВЫЕ, ПЕРЧАТОЧНЫЕ, МАРИОНЕТКИ, ТРОСТЕВЫЕ, КУКЛЫ ДЛЯ ТЕАТРА ТЕНЕЙ, КУКЛЫ РОСТОВЫЕ.
-Какой театр в нашей стране  является одним из ведущих?
(Центральный Московский театр кукол имени Сергея Владимировича Образцова).
-Чем знаменит этот театр?
Театр имеет 2 сцены, располагает самой полной и единственной в России библиотекой, в которой собрана вся известная литература о куклах. В театре находится крупнейший в мире Музей театральных кукол.
- Ребята,  где делают кукол сейчас? ( На фабриках)
В Москве есть несколько фабрик игрушек: «ОГОНЁК», «КРУГОЗОР», «КУКОЛЬНЫЙ МИР». Может быть, когда-нибудь вы побываете там на экскурсии и увидите, как делают кукол.

-Современные куклы невероятно разнообразны: они ходят, говорят, кричат, закрывают глаза. И всё-таки каждому из нас подчас мила не самая дорогая кукла, а кукла, сделанная своими руками, полученная в подарок или та, с которой связаны яркие воспоминания.
Расскажите о своей любимой кукле. (Рассказы детей).
У меня была вот такая кукла. (Показ). Мы очень любили играть в дочки-матери.  
Современные куклы больше одевают, придумывают для них всякую одежду и устраивают быт, нежели играют с ней. Если раньше любимой куклой девочек была кукла-ребёнок, то сейчас – кукла-мама.

 Итог занятия.

-О чём мы сегодня говорили на занятии? (О куклах)
-Что нового вы узнали?
-Чему учится девочка, играя с куклой?  (Играя с куклой, девочка учится ухаживать за ребёнком).
Я хочу пожелать, чтобы у вас в доме была хорошая кукла,  с добрым выражением лица, чтобы она была для вас настоящим другом как можно дольше.
Занятие окончено.

Литература:

1. Л.В. Мищенкова «25 развивающих занятий с третьеклассниками», Ярославль, 2006г.