Цели урока:
- Формировать навыки правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения.
- Обобщить знания о букве «Х» и звуках [x],[x′].
- Познакомить с написанием заглавной буквы «Х» и её соединениями с другими буквами.
- Развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, память, внимание, воображение.
- Развивать умение выражать свои мысли в устной форме.
- Развивать музыкальную память, слух, голос.
- Ознакомить с традициями русского народа, обрядами, относящимися к хлебу.
- Пополнять словарный запас.
- Воспитывать интерес к родному языку, к истории своего народа, уважительное отношение к хлебу и людям, которые его выращивают.
Оборудование: слого-логопедические таблицы, таблицы со словами «хлебороб», «хлеб», «хлебозавод», «хлебушек», «хлебница», изображения людей, занятых в сельском хозяйстве (иллюстрации), таблица «Зарядка для глаз».
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, здравствуйте, дорогие гости!
Ребята, каждому из вас приходилось слышать о необходимости уважительного, бережного отношения к хлебу. Ведь в хлебе заключен нелегкий, человеческий труд. Давайте сегодня узнаем, почему же именно хлеб – всему голова?
Для наших предков славян хлеб был священным даром Богов.
Тесто для хлеба совершенно живое: теплое, нежное, дышащее. С тестом и хлебом связано много примет и поверий: «Хотите узнать некоторые из них?»
- На квашню, покрытую подушкой, сажали невесту, чтобы новая семья жила весело, дружно и многодетно.
- Вынимая хлебы из печи примечали, в какую сторону наклонились макушки ковриг: если вовнутрь печи – к прибытку в доме, если наружу – к разорению и беде.
- Входя в новый дом, хозяин брал с собой хлеб, он должен выгнать зло, обеспечить сытую жизнь.
У русского народа есть и былины, посвященные крестьянину, пахарю Микуле Селяниновичу, который пахал землю-матушку, растил хлеб и кормил людей. Труд его русский народ настолько возвысил, что никто не мог сравниться с ним по силе и могуществу.
II. Музыка.
- А сейчас ребята из ансамбля «Жаворонушка» покажут вам, как наши предки славили хлеб (звучат заклички и песня «Слава» в исполнении ансамбля).
Заклички.
Где месяц идет -
Там рожь растет.
Где заря-заряница –
Там пшеница.Серпы золотые,
Жнем молодые.
Веселенько жали,
Серпочки мелькали.
Песня «Слава».
А мы эту песню хлебу поем
Слава!
Хлебу мы честь воздаем
Слава!
III. Литературное чтение. Разгадывание кроссворда.
- Назовите первую букву в слове хлеб /ха/.
- Какие звуки может означать буква Х? ( [x] или [x′])
- Охарактеризуйте [x], [x′] / согласный
глухой
непарный
может быть твердым
может быть мягким/
IV. Литературное чтение. Речевая разминка (чтение хором, парами – с использованием слого-логопедических таблиц).
- Назовите буквосочетания, в которых [x] – твердый, [x′] – мягкий
V. Литературное чтение. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы будем читать слова с буквой «х», научимся писать заглавную букву «Х».
VI. Русский язык. Работа в прописи, с. 24. Письмо заглавной буквы «Х».
1. Работа в прописи, с.24.
- Сравните печатную и письменную заглавную букву «Х».
- Какой элемент – левый или правый мы уже умеем писать? (правый элемент)
2. Объяснение написания заглавной буквы «Х». Письмо заглавной буквы «Х».
3. Запись буквосочетаний.
Хх ( при соединении с буквой «х» строчной крючок заглавной буквы «Х» прижимаем немного влево).
- Назовите буквосочетание, которое является слогом (ха). (запись буквосочетаний после разбора написания).
Физкультминутка. Зарядка для глаз
VII. Литературное чтение. Работа с пословицами.
- Как вы понимаете пословицу.
«За обедом хлеб всему голова».
(хлеб – это главный продукт; голова – главный).
- Иногда эту пословицу произносят более кратко.
VIII. Русский язык. Работа с пословицей.
- Прочитайте пословицу на с.24.
Хлеб всему голова.
- Назовите правила написания предложения, слов.
- Запишите это предложение на следующей строке самостоятельно.
- Подчеркните все правила.
IX. Литературное чтение. Работа с пословицами.
- Как вы понимаете смысл пословицы.
«Без труда хлеб не родится никогда.»
(Очень много людей потрудилось, чтобы хлеб пришел к нашему столу).
Вспомните профессии людей, которые участвуют в получении хлеба. (Работа с иллюстрацией).
- Людей каких профессий вы видите? (Тракторист, агроном, шоферы, комбайнеры, пекари).
- Объясните значение слова «агроном». (Агроном - специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур).
Чтение стихотворения учащимся
В нем – здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло:
Сколько рук его растило, охраняло,
Берегло.
- Как вы понимаете эти слова?
- О каком тепле идет речь?
Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
- Кто знает еще пословицы о хлебе?
- Итак, чтобы хлеб лежал на нашем столе, очень много людей трудилось. Поэтому, как мы должны относиться к хлебу? /бережно/.
- Это как? Как в столовой мы должны вести себя по отношению к хлебу?
X. Литературное чтение. Первичное чтение произведения учителем.
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением И.Токмаковой «Хлеб» (с. 166). Послушайте это стихотворение.
XI. Литературное чтение. Первичный анализ произведения.
- Кому и чему возносится слава?
- Почему автор прославляет хлеб, хлеборобов?
- Что означает восклицательный знак в конце предложения? Как мы должны прочитать это предложение? /с сильным чувством/.
- С каким чувством? /с чувством гордости/.
XII. Музыка.
Русский народ не только славно трудился, но и отдыхать умел.
Ученики показывают игру «Дударь».
Участники образуют круг. Выбирают ведущего. Под музыку идет движение по кругу со словами:
Дударь, Дударь, Дударище.
Старый, старый, старичище,
Его во колоду, его во сырую,
Его во гнилую.
На словах «Дударь, дударь, что болит?» движение останавливается. Дударь должен показать, что болит. Участники повторяют это движение. В конце Дударь выбирает, у кого лучше получается.
XIII. Русский язык. Письмо по памяти.
Работа с 1-ым предложением. Проверка по учебникам. Подчеркивание правил.
XIV. Русский язык. Письмо под диктовку.
Работа со 2-ым предложением. Подчеркивание правил.
XV. Русский язык. Закрепление понятия «родственные слова».
- Расшифруйте слова.
леборобх |
(хлебороб) |
блех |
(хлеб) |
бохлеводза |
(хлебозавод) |
шекбулех |
(хлебушек) |
нихлебца |
(хлебница) |
- Как можно назвать эту группу слов?
- Докажите.
- Назовите слово, которое отвечает на вопрос кто? Что оно обозначает? /хлеборобы – люди, которые выращивают хлеб, земледельцы/.
- Назовите слова, которые отвечают на вопрос что?
- Что они обозначают?
XVI. Литературное чтение. Работа над выразительностью чтения стихотворения Ирины Токмаковой «Хлеб».
XVII. Русский язык. Работа над орфограммами в словах.
- Запишите предложение.
Хлеб – наше богатство.
- Объясните написание слов предложения.
Похвала.
XVIII. Заключительная часть. Итог урока.
- С какой буквой на уроке письма мы познакомились и учились её писать?
- Какие звуки обозначает буква «Х»? Охарактеризуйте эти звуки.
- С каким новым произведением мы познакомились на уроке?
- Как мы должны относиться к хлебу?
Сегодня мы заглянули в далекое прошлое нашего народа, увидели, как трудолюбивы и талантливы были русские люди.
Радости и печали, надежды и ожидания - всё отразилось в творчестве наших предков.
Но главное в народной жизни – лад.
Опыт жизни наших предков помогает нам создавать будущее, делает нас богаче и красивее.