Интегрированный урок по литературному чтению, русскому языку и музыке в 1-м классе. Тема: "Хлеб всему голова"

Разделы: Музыка, Начальная школа


Цели урока:

  1. Формировать навыки правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения.
  2. Обобщить знания о букве «Х» и звуках [x],[x′].
  3. Познакомить с написанием заглавной буквы «Х» и её соединениями с другими буквами.
  4. Развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, память, внимание, воображение.
  5. Развивать умение выражать свои мысли в устной форме.
  6. Развивать музыкальную память, слух, голос.
  7. Ознакомить с традициями русского народа, обрядами, относящимися к хлебу.
  8. Пополнять словарный запас.
  9. Воспитывать интерес к родному языку, к истории своего народа, уважительное отношение к хлебу и людям, которые его выращивают.

Оборудование: слого-логопедические таблицы, таблицы со словами «хлебороб», «хлеб», «хлебозавод», «хлебушек», «хлебница», изображения людей, занятых в сельском хозяйстве (иллюстрации), таблица «Зарядка для глаз».

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, здравствуйте, дорогие гости!

Ребята, каждому из вас приходилось слышать о необходимости уважительного, бережного отношения к хлебу. Ведь в хлебе заключен нелегкий, человеческий труд. Давайте сегодня узнаем, почему же именно хлеб – всему голова?

Для наших предков славян хлеб был священным даром Богов.

Тесто для хлеба совершенно живое: теплое, нежное, дышащее. С тестом и хлебом связано много примет и поверий: «Хотите узнать некоторые из них?»

  1. На квашню, покрытую подушкой, сажали невесту, чтобы новая семья жила весело, дружно и многодетно.
  2. Вынимая хлебы из печи примечали, в какую сторону наклонились макушки ковриг: если вовнутрь печи – к прибытку в доме, если наружу – к разорению и беде.
  3. Входя в новый дом, хозяин брал с собой хлеб, он должен выгнать зло, обеспечить сытую жизнь.

У русского народа есть и былины, посвященные крестьянину, пахарю Микуле Селяниновичу, который пахал землю-матушку, растил хлеб и кормил людей. Труд его русский народ настолько возвысил, что никто не мог сравниться с ним по силе и могуществу.

II. Музыка.

- А сейчас ребята из ансамбля «Жаворонушка» покажут вам, как наши предки славили хлеб (звучат заклички и песня «Слава» в исполнении ансамбля).

Заклички.

Где месяц идет -
Там рожь растет.
Где заря-заряница –
Там пшеница.

Серпы золотые,
Жнем молодые.
Веселенько жали,
Серпочки мелькали.

Песня «Слава».

А мы эту песню хлебу поем
Слава!
Хлебу мы честь воздаем
Слава!

III. Литературное чтение. Разгадывание кроссворда.

- Назовите первую букву в слове хлеб /ха/.

- Какие звуки может означать буква Х? ( [x] или [x′])

- Охарактеризуйте [x], [x′] / согласный

глухой
непарный
может быть твердым
может быть мягким/

IV. Литературное чтение. Речевая разминка (чтение хором, парами – с использованием слого-логопедических таблиц).

- Назовите буквосочетания, в которых [x] – твердый, [x′] – мягкий

V. Литературное чтение. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы будем читать слова с буквой «х», научимся писать заглавную букву «Х».

VI. Русский язык. Работа в прописи, с. 24. Письмо заглавной буквы «Х».

1. Работа в прописи, с.24.

- Сравните печатную и письменную заглавную букву «Х».

- Какой элемент – левый или правый мы уже умеем писать? (правый элемент)

2. Объяснение написания заглавной буквы «Х». Письмо заглавной буквы «Х».

3. Запись буквосочетаний.

Хх ( при соединении с буквой «х» строчной крючок заглавной буквы «Х» прижимаем немного влево).

- Назовите буквосочетание, которое является слогом (ха). (запись буквосочетаний после разбора написания).

Физкультминутка. Зарядка для глаз

VII. Литературное чтение. Работа с пословицами.

- Как вы понимаете пословицу.

«За обедом хлеб всему голова».

(хлеб – это главный продукт; голова – главный).

- Иногда эту пословицу произносят более кратко.

VIII. Русский язык. Работа с пословицей.

- Прочитайте пословицу на с.24.

Хлеб всему голова.

- Назовите правила написания предложения, слов.

- Запишите это предложение на следующей строке самостоятельно.

- Подчеркните все правила.

IX. Литературное чтение. Работа с пословицами.

- Как вы понимаете смысл пословицы.

«Без труда хлеб не родится никогда.»

(Очень много людей потрудилось, чтобы хлеб пришел к нашему столу).

Вспомните профессии людей, которые участвуют в получении хлеба. (Работа с иллюстрацией).

- Людей каких профессий вы видите? (Тракторист, агроном, шоферы, комбайнеры, пекари).

- Объясните значение слова «агроном». (Агроном - специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур).

Чтение стихотворения учащимся

В нем – здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло:
Сколько рук его растило, охраняло,
Берегло.

- Как вы понимаете эти слова?

- О каком тепле идет речь?

Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

- Кто знает еще пословицы о хлебе?

- Итак, чтобы хлеб лежал на нашем столе, очень много людей трудилось. Поэтому, как мы должны относиться к хлебу? /бережно/.

- Это как? Как в столовой мы должны вести себя по отношению к хлебу?

X. Литературное чтение. Первичное чтение произведения учителем.

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением И.Токмаковой «Хлеб» (с. 166). Послушайте это стихотворение.

XI. Литературное чтение. Первичный анализ произведения.

- Кому и чему возносится слава?

- Почему автор прославляет хлеб, хлеборобов?

- Что означает восклицательный знак в конце предложения? Как мы должны прочитать это предложение? /с сильным чувством/.

- С каким чувством? /с чувством гордости/.

XII. Музыка.

Русский народ не только славно трудился, но и отдыхать умел.

Ученики показывают игру «Дударь».

Участники образуют круг. Выбирают ведущего. Под музыку идет движение по кругу со словами:

Дударь, Дударь, Дударище.
Старый, старый, старичище,
Его во колоду, его во сырую,
Его во гнилую.

На словах «Дударь, дударь, что болит?» движение останавливается. Дударь должен показать, что болит. Участники повторяют это движение. В конце Дударь выбирает, у кого лучше получается.

XIII. Русский язык. Письмо по памяти.

Работа с 1-ым предложением. Проверка по учебникам. Подчеркивание правил.

XIV. Русский язык. Письмо под диктовку.

Работа со 2-ым предложением. Подчеркивание правил.

XV. Русский язык. Закрепление понятия «родственные слова».

- Расшифруйте слова.

леборобх

(хлебороб)

блех

(хлеб)

бохлеводза

(хлебозавод)

шекбулех

(хлебушек)

нихлебца

(хлебница)

- Как можно назвать эту группу слов?

- Докажите.

- Назовите слово, которое отвечает на вопрос кто? Что оно обозначает? /хлеборобы – люди, которые выращивают хлеб, земледельцы/.

- Назовите слова, которые отвечают на вопрос что?

- Что они обозначают?

XVI. Литературное чтение. Работа над выразительностью чтения стихотворения Ирины Токмаковой «Хлеб».

XVII. Русский язык. Работа над орфограммами в словах.

- Запишите предложение.

Хлеб – наше богатство.

- Объясните написание слов предложения.

Похвала.

XVIII. Заключительная часть. Итог урока.

- С какой буквой на уроке письма мы познакомились и учились её писать?

- Какие звуки обозначает буква «Х»? Охарактеризуйте эти звуки.

- С каким новым произведением мы познакомились на уроке?

- Как мы должны относиться к хлебу?

Сегодня мы заглянули в далекое прошлое нашего народа, увидели, как трудолюбивы и талантливы были русские люди.

Радости и печали, надежды и ожидания - всё отразилось в творчестве наших предков.

Но главное в народной жизни – лад.

Опыт жизни наших предков помогает нам создавать будущее, делает нас богаче и красивее.