Система воспитательной работы с классом

Разделы: Классное руководство


 Есть много определений, что такое воспитание, я для себя определила, что воспитание - это, прежде всего, ежедневное, ежечасное, ежеминутное взаимообогащение педагога и детей через общение.
Беря новый, класс я стараюсь, чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка. Для этого я стараюсь создать вокруг него такую атмосферу, где ребенку будет хорошо и уютно, как в семье, где его любят и ценят. Стараюсь приложить все усилия, чтобы ребенок перешагивая порог школы почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы, я убеждена, классный руководитель играет одну из главных ролей.
Моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия.
И передо мной встала задача организовать жизнедеятельность классного коллектива так, чтобы наш класс был дружным, сплоченным, дети могли реализовать свои потребности в дружбе и товариществе, чтобы нам интересно было общаться друг с другом, это общение приносило радость, и при этом, чтобы каждый занял свое достойное место в коллективе и подросток, в первую очередь, смог оценивать себя как Человека, как самодостаточную личность.
Цель моей воспитательной работы с классом: создание благоприятных условий для самоеализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность.
Для создания оптимального варианта работы с классом я учитывала следующие моменты:
• Возрастные и индивидуальные особенности личности ребенка и класса в целом, жизненный общественный, значимый опыт родителей, их запросы и предложения.
• Преемственность воспитания при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено.
• Согласованность плана классного коллектива с программой воспитания и планом работы школы.
•Результаты диагностик

 А также выделила показатели, по которым оцениваю достижение результатов
1. Уровень творческого потенциала учащихся — количество учащихся посещающих кружки, секции, занятий по интересам.
2. Уровень развития информационно-коммуникативной компетентности учащихся - динамика таких умений как: вступать в коммуникацию, быть понятым, свободное, непринужденное общение, письменная, устная речь, умение работать с информацией, владение компьютерной грамотностью
З. Уровень развития автономизационной компетентности учащихся - динамика мотивации к учебе и творческой деятельности, динамика способности к саморазвитию, самоопределению
4. Уровень развития социальной компетентности учащихся - динамика психологический климат в классном коллективе, толерантность, умение сотрудничать
5. Уровень развития нравственной компетентности учащихся - разнообразные ценностные ориентации школьников, готовность жить по нравственным законам, личностный рост, умение вести здоровый образ жизни, гражданская позиция.
Благодаря совместной деятельности учителя, учащихся и родителей была разработана своеобразная модель воспитательной работы в классе. Были выделены приоритетные направления «Я - личность» и «Мы - коллектив», которые реализуются в рамках школьной программы воспитания «МЫ» через тематические блоки:
«Человек», «Семья», «Знания», «Культура», «Мир и Земля», «Отечество» и «Здоровье», в основу положена концепция воспитания В.А. Каракового с ориентацией на общечеловеческие ценности.
Раскрывая направление «Я-личность» стараюсь приучить детей к самостоятельности, чтобы они поняли свою самоценность, смогли достигнуть самоопределения и самоутверждения путем саморазвития и самореализации. Этому способствуют различные формы и методы работы, которые я использую в своей воспитательной работе.
Например, в рамках блока «Человек» был проведен совместно с психологом классный час «Я глазами других», где каждый ребенок пытался рассуждать, какой он и какие товарищи находятся рядом с ним. Вечер отдыха «Давайте говорить друг другу комплименты» организованный в рамках блока «Культура», вместе с преподавателем литературы, помог детям избавиться от привычки называть друг друга по фамилии.
Проведя в начале 5 класса диагностику мотивации учебной деятельности, я получила следующие результаты, что почти у 50% детей не сформирована положительная мотивация к обучению. Выявила причины этого явления, вот некоторые из них:
Социальные:
б6 % детей воспитываются в неблагополучных семьях (пьющие родители).
75 % семей с низким уровнем материального положения.
55% родителей нигде не работают
образовательный уровень родителей низкий. Нет ни одного родителя с высшим образованием 24% со средне-специальным, а 76% имеют только среднее
или 8-летнее образование.
Учебные:
• Увеличение числа учебных предметов по сравнению с начальной школой
• Несколько учителей-предметников, не 1-2 как в начальной школе.
• 2 ученика обучаются по программе VIII вида.
Поэтому в рамках блока «Знания» были проведены мероприятия: «Секреты успешной учебы», «Учись учиться». Опираясь на диагностику «Способности школьника», выявила, что 31% детей имеют способности к физическому развитию, 9% - математические, 4% - филологические, 20% - художественно-изобразительные, 4% - коммуникативные, 13% - музыкальные способности.
Совместно с детьми разработали на каждого ученика индивидуальный образовательный маршрут, который основывается на знании ученика, как личности, его способностей и увлечений. В нем делаем анализ причин возникающих трудностей, прогнозируем возможные будущие проблемы и пути их решения, фиксируем положительные результаты учебной деятельности. Каждую четверть я составляю подробный отчет об успеваемости каждого ребенка, в сравнении с прошлыми результатами. Выясняем, по каким предметам снизилась успеваемость, каковы причины неудач. После этого с ребенком и родителями провожу индивидуальные консультации. Предлагаю пути устранения этих неудач. С этой же целью для родителей провожу педагогические лектории, круглые столы, обращаю внимание родителей на возрастные особенности, трудности детей, резервы развития. Как результат этой работы можно отметить следующие показатели: за 1,5 года уровень положительной учебной мотивации наблюдается у 76% детей, в классе 15% отличников, 46% - хорошистов, неуспевающих нет.
На воспитание личности ребенка были направлены и такие мероприятия, как беседа «Духовный мир личности», дискуссия «Здравствуй, человек!», ролевая игра «Я - лидер», классный час «Успех — значит, успеть», конкурс стихотворений, конкурс рисунков антинаркотической направленности «Я говорю: «Нет!», круглый стол, организованный совместно с учителями предметниками «Путь к успеху», где каждый ребенок представлял свое портфолио, а педагоги рассказывали об успехах своих учеников и давали советы каждому как добиться более высоких достижений и другие.
Я как классный руководитель обращаю внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка, с уважением отношусь к мнению детей, стараюсь поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.
Следующее приоритетное направление «Мы — коллектив». Воспитывая ребенка как личность, нельзя забывать, что на протяжении всей жизни он неотрывно будет связан с обществом. Поэтому умение взаимодействовать с коллективом, быть принятым
и понятым - важное умение, которое надо воспитывать, прививать и поддерживать.
Становление коллектива, его развитие, формирование понятия «Мы» проходит через различные виды и формы деятельности в классных и общешкольных мероприятиях. Конкурс театрального мастерства «Театр и дети», экскурсии, вечера отдыха, акции, проектную деятельность. В этом году мы с ребятами и родителями организовали общешкольную акцию «Кладовая добрых дел», которая лежит в основе блоков «Культура», «Человек», «Семья», «Отечество»
В сентябре я пришла на классный час и прочитала телеграмму, в которой были такие слова: «Помогите! Книга.», обратилась к ребятам, что могут означать эти слова. Оказалось, книга просит о помощи. Вместе с ребятами мы посмотрели вокруг, а кто еще нуждается в помощи? Составили план работы, который назвали «Кладовая добрых дел» в него вошли такие мероприятия:
1 четверть — акция «Помогите! Книга». В рамках этой акции организовали больницу для книг, написали красочное объявление и все желающие могли прийти к нам и починить свои учебники и книги. Родители помогли нам с бумагой, клеем, скотчем. За две недели нашей акции мы подклеили около 170-ти книг. А на школьной линейке нас поблагодарили и ученики других классов, и учителя.
Во 2 четверти была организована фотовыставка домашних животных «Эти забавные животные», мы попросили ребят дать веселые комментарии к фотографиям, написать истории из жизни домашних любимцев. А родители помогли изготовить стенд для выставки и закупить призы для участников.
В З четверти мы вместе с детьми разработали и провели классные часы для 5-7 классов «Дорогами добра», а по просьбе родителей выпустили газету хороших манер «Телефонный этикет».
В 4 четверти мы планируем провести тематический вечер отдыха для 5-7 классов «Космос и его герои».
Летописцы класса ведут подробные записи о каждом мероприятии, делают фоторепортажи, которые направляют в школьную газету «На Тулинском меридиане». В качестве жюри нам помогают родители, а учителя выступают в роли консультантов.
Хочется отметить, что на становление жизненной позиции школьника особое влияние оказывает демократический способ организации коллективной жизни — школьное и классное самоуправление. Создавая орган классного самоуправления, мы ставили перед собой следующую цель: привлечение каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, раскрытие творческого потенциала детей.
По данным диагностики 4% детей в классе имеют организаторские способности. Была проведена игра «Я - лидер». В классе созданы творческие группы «Центр науки», «Отдел здоровья», «Летописцы», «Голливуд», «Зеленая аптека». Дети сами выбрали себе должность, которую они выбрали в соответствии со своими желаниями и возможностями. А старостой класса выбрали ученика, который пользуется всеобщим уважением
Каждая группа творчески подходит к выполнению своих поручений, ведь план работы дети составляли вместе со мной, мы долго думали, спорили. Здесь важно было, чтобы план был выполнимым, по силам детям, но также и был интересным. Ведь идей и предложений было много. Как выбрать лучшие, при этом учитывать интересы детей. дискуссия была жаркой, но очень интересной. После этого мероприятия все дети класса сказали, что очень довольны и собой, и своей работой. В классе действует еженедельные «5-ти минутки взаимопомощи», где дети помогают друг другу, учащиеся делятся своими достижениями и решают различные вопросы. Каждый ученик ведет портфолио, куда вместе с родителями вносит свои результаты учебной и внеклассной деятельности, грамоты, отзывы.
Говоря о результатах данной работы можно выделит следующие показатели:
Удовлетворенность детей школьной жизнью составляет 100%, а родителей 85%
Все дети класса вовлечены в общественную работу. Отмечаю, что ребята стали внимательнее друг к другу, проявляют инициативность и самостоятельность, повысилась ответственность за порученное дело, повысилась активность учащихся, ученики нашего класса входят в состав школьного и районного парламента.
Оба направления воспитательной работы «Я - личность» и «Мы — коллектив» не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны между собой и тематическими блоками воспитательной системы школы.
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество с родителями, ведь семья оказывает значительное влияние на процесс развития ребенка, а, следовательно, сделать родителей активными участниками воспитательного процесса — одна из главных моих задач как классного руководителя. Работу с родителями провожу, используя разнообразные формы: круглый стол, тренинг, пресс-конференция, мастер-класс. Родители участвуют в делах класса: субботниках, конкурсах, военно-патриотической игре «Зарница». В 2ОО7году в школе прошел конкурс социально-значимых проектов «Моё село, моя школа». Родители приняли участие не только в создании проекта, но и его реализации. Родители помогают в ремонте кабинета, являются членами жюри во время проведения конкурсов, вместе с летописцами ведут летопись класса, выступают в качестве операторов видеосъемки. В классе организована работа родительского комитета. Его члены ведут активную работу. Были проведены такие мероприятия: вечер в кругу семьи «Семейные традиции», «Весёлые старты», поездка учащихся в бассейн, походы.
Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно -воспитательном процессе.
90% родителей вовлечены в разнообразную деятельность.
100% учащихся участвуют в различных школьных и районных мероприятиях.
Нет учащихся, стоящих на учете в ОДН.
Все дети моего класса заняты внеурочной досуговой деятельностью: посещают кружки и секции на базе школы и поселкового дома культуры.
Уровень воспитанности учащихся выше среднего по шкале в сравнении со школьными показателями.
Наблюдая за детьми, отметила, что дети активны, проявляют свою творческую индивидуальность, каждый выступает как самостоятельная личность, но при этом стараются уважать других.
Созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредоточить усилия на решение наиболее важных проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе.