Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с искусством составления личных писем, с историей создания первой почтовой марки.
- Развивать речеведческие умения и навыки, культуру речи учащихся.
- Воспитывать чувство внимания, уважения к окружающим людям посредством письма.
Материалы и оборудование:
- Мультимедийное пособие.
- Презентация, содержащая иллюстрации из произведений Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», «Письмо от кота Матроскина», изображение первой российской марки, первой английской марки, обычный конверт без марки (см. Приложение 1).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
- Ребята, сегодня мы продолжим изучать эпистолярный жанр и посвятим урок написанию письма.
- Вспомните, ребята, с написанием каких видов письма вы уже знакомы?
- Кому вы учились писать письма?
( Родным, друзьям, письмо в газету).
- Недавно мы написали конкурсные письма от лица диких животных с просьбой о помощи. Я думаю, что Вы с удовольствием работали, будем ждать результата.
- Дети, что для Вас значит письмо? Какие Вы испытываете чувства, получив письмо?
(Радость, приятное общение, интерес, помощь советом, новости.)
- Кому нравится получать письма?
- А отвечать? Почему?
- Какие требования необходимо выполнить при заполнении конверта, чтобы письмо дошло до адресата?
(На экран проецируется конверт без марки. Дети рассказывают, как правильно подписать конверт. Проецируется правильное оформление конверта).
- Ребята, вот это письмо может не дойти до адресата. Почему? Посмотрите внимательно на конверт.
(На конверте нет марки)
- Для чего нужны марки на конверте? Спросим об этом у почтальона.
(Входит ученик старшей школы в форме почтальона.)
1. Слово почтальона:
Марка – это знак почтовой оплаты. Наклеенный на конверт, он говорит о том, что отправителем оплачена пересылка письма. В России единый знак почтовой оплаты ввели в обращение с первого января 1885 года. На коричневой прямоугольной рамке, в голубом овале, был изображен государственный герб России. Стоила первая российская марка 10 копеек.
(На экране проецируется данная марка.)
С появлением марки почта стала общедоступной, массовой и очень доходной.
Но не всем это новшество пришлось по вкусу. Кому, например, понравится облизывать марку, чтобы приклеить ее на конверт? Сейчас мы покупаем конверты, на которых уже есть марки. А как же иначе? При современном количестве корреспонденции служащим некоторых организаций приходилось бы лизать марки целый день.
- Ребята, Вам известно, кто придумал первую марку?
Первая марка появилась в Англии в 1840 году, фон ее был черный, а стоила она один пенни, поэтому ее до сих пор называют «черный пенни». На марке изображена королева Виктория, а вот название страны, выпустившей марку, не указано. Англичане были уверены, что главу их государства знает весь мир.
2. Слово учителя:
- Спасибо тебе, почтальон, ты рассказал очень интересную историю, которая необходима ребятам в жизни.
- Ребята, у меня для вас есть сюрприз. На наш электронный почтовый адрес поступило вот такое электронное письмо.
(На экране проецируется текст письма.)
- Ксения, прочитай это письмо.
Здравствуйте, ребята!
Пишет Вам кот Матроскин из деревни Простоквашино. Читали про такого? Дело в том, что у Вас скоро летние каникулы, и я хотел бы пригласить Вас в свою деревню на отдых.
Живем мы в уютном деревенском доме. Рядом лес, речка. Что еще надо для отдыха? Свежий воздух, ягоды, грибы, парное молочко – залог Вашего здоровья. Да и мне польза. Сена коровке накосим, дров нарубим, варенье сварим. Мой друг Шарик тоже Вас приглашает, он покажет замечательные уголки природы нашей местности.
Если Вы решите приехать, напишите об этом заранее. Мы Вас встретим.
До свидания!
Кот Матроскин
26.03.2007
3. Практическая часть урока
- Вот такое интересное письмо, в котором Вас приглашают в гости.
- Ребята, напишем ответ Матроскину?
- Вспомним алгоритм написания письма.
(На экране проецируется план письма.)
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение.
- (подпись, дата)
- Что можно написать во вступлении?
- В основной части?
- Как закончить письмо?
4. Самостоятельная работа
Учитель предлагает учащимся написать письмо-ответ коту Матроскину.
5. Анализ писем, написанных учащимися на уроке
(Выборочно зачитываются письма учащихся.)
III. Итоги урока
Слово учителя:
- Письма готовы, правильно подпишите конверты. Передадим конверты присутствующему почтальону. Он отправит их адресату.
Рефлексия
- Вот и подошел к концу урок письма. На ваших столах лежат лепестки цветка. Если вам понравился урок и вы узнали много интересного, то выберите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком.
(Дети размещают на доске лепестки в форме цветка.)
- Наш цветок готов. У некоторых из вас остались вопросы, поэтому на последующих уроках мы продолжим изучение данной темы.
- Урок окончен.
- Спасибо всем за участие в работе!