Методическая разработка открытого урока по теме "Знакомство с миром карбоновых кислот"

Разделы: Химия


Этот 2-х часовой урок изучения нового материала из раздела “ Кислородсодержащие органические соединения” рассчитанный на 16 часов, проводился в русле ЛОО с использованием технологии развивающего обучения (проблемное обучение и групповая работа).

Деятельность учащихся на уроке организована с учетом их психологических и интеллектуальных возможностей, в виде самостоятельной работы:

  • индивидуальной;
  • групповой.

Цель урока:

Создать условия для:

  • закрепления знаний кислородсодержащих функциональных групп;
  • знакомства учащихся с многообразием мира карбоновых кислот;
  • формирования новых знаний по предельным одноосновным карбоновым кислотам (работа по плану общей характеристики соединений класса);
  • развитие способностей к анализу и синтезу, наблюдательности, внимания, памяти, умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
  • формирования у ребят пространственного воображения;
  • проведение лабораторных опытов с соблюдением правил по ТБ;
  • формирования опыта работы в коллективе, умения решать проблемные ситуации;
  • развитие личности, открытой для общения и сотрудничества;
  • практического использования полученных профессиональных навыков.

Оборудование:

  • Наборы для групп:
  • учебники по химии 10 класс, Габриелян О.С.;
  • дидактические пособия (таблицы);
  • задания на цветных листах;
  • набор для создания шаростержневых моделей;
  • продукты повседневного спроса ( кефир- молочная кислота, консерванты - уксусная и лимонная кислоты, жаропонижающее средство - ацетилсалициловая кислота, витамины- аскорбиновая и янтарная кислоты);
  • химические реактивы для проведения лабораторных опытов - этанол, уксусная кислота, лимонная кислота, вода, гидрокарбонат натрия, гидроксид натрия, индикатор (фенолфталеин), спиртовка, спички, пробиркодержатель, серная кислота (конц);
  • компьютеры с установленной программой Microsoft PowerPoint для презентации урока, установка мультимедиа;
  • цифровой фотоаппарат;
  • телевизор с видеомагнитофоном.

Девиз урока:

Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше”.
Э. Золя.

Ход урока Действие преподавателя Действия учащихся
Организационный момент Приветствие, проверка готовности к уроку (наличие тетрадей, учебников, ручек).

Разделить учащихся на группы

Выдать пакеты заданий на цветных листах для групп и пояснить их назначение.

Учащиеся делятся на группы по рядам: 1группа - 1ряд, 2группа-2ряд, 3группа-3ряд. В каждой группе обозначить “ командира” – распределяет обязанности и контролирует работу группы.

Изучают пакеты заданий. Приложение 1

Мотивация Создание условий к частично-поисковой работе (по тетради).

1. Закрепление знаний о кислородсодержащих функциональных группах - наводящими вопросами подвести учащихся к правильным ответам:

-Какие кислородсодержащие органическиесоединения были изучены на предыдущих уроках?

2. Задание на красных листах - работа с конвертом №1.

- Выбрать функциональные группы, соответствующие этим классам органических соединений, показать, записать.

3. Формирование знаний о новой функциональной группе - наводящими вопросами

- Хватит ли у углерода валентных возможностей для объединения этих групп?

- На карточках есть такая группа? Показать.

- Используя составные части названий этих двух групп, попробовать составить название полученной функциональной группе.

- По таблице классификации органических соединений вывести название класса, которому соответствует полученная функциональная группа.

На экран при помощи компьютера вывести названную учащимися тему:

Знакомство с миром карбоновых кислот

Сформулировать общее определение карбоновых кислот.

4. Обозначение цели:

5. Задание на листах красного цвета - предложение создания презентации по ходу урока на компьютере по программе Microsoft Power Point

 

 

 

Отвечают( спирты и альдегиды), работая с конспектом тетради и по памяти.

- Просмотреть задания – вскрыть конверт №1, выбрать функциональные группы названных классов (спиртов и альдегидов), показать карточки и записать на доске, называя эту группу. - Работа в группе.

 

 

Варианты ответов от каждой группы на доске.

Варианты ответов вслух и у доски. Находят, показывают.

 

Варианты ответов каждой группы вслух.

Работают с таблицей и находят, к какому классу кислородсодержащих органических соединений принадлежит эта группа.

 

Пытаются предположить, определить цель работы.

Читают условия создания презентации, обсуждают.

Актуализация знаний 1. Задание на листах зеленого цвета - предложить рассмотреть набор продуктов, названия которых заклеены. Прочитать надписи (витамины, консерванты, молочнокислый продукт, жаропонижающее вещество). Разрешить попробовать витамины, оговорить дозировку. Какой вкус у витаминов? Почему?

2. Можно ли употреблять вещества, не зная их свойств?

3. Что вы знаете о витаминах и консервантах?

4. Для чего предназначается кефир и аспирин?

5. Предложить посмотреть на структурные формулы этих кислот (белые листы). Эта же картинка выведена на большой экран. (Приложение 2), что общего в строении этих веществ?

6. Надписи убрать и прочитать названия представленных веществ : консерванты- уксусная и лимонная кислоты, витамины- аскорбиновая и янтарная кислоты, жаропонижающее средство аспирин – ацетилсалициловая кислота, молочнокислый продукт кефир- молочная кислота.

Что общего в названии?

Ребята рассматривают представленный набор продуктов, пробуют витамины на вкус, вспоминают вкус кефира, единогласно - кислый.

 

Учащиеся выдвигают гипотезы необходимости знаний о свойствах кислот перед их употреблением.

 

 

 

Все соединения содержат карбоксильную группу.

 

 

 

Общее в названии - кислота! Все вещества знакомы каждому из ребят.

Формирование новых знаний Рассмотреть предельные одноосновные карбоновые кислоты.

С чего надо начинать работу?

План вывести на большой экран после слов учащихся.

Определение

Сформулировать определение при помощи ребят, проверить по учебнику.

Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот, номенклатура.

Задание на листах зеленого цвета – собрать шаростержневые модели кислот, назвать их по систематической номенклатуре, используя правила номенклатуры и таблицу корней. Обозначить структурные формулы на доске.

img1.JPG метановая кислота

img2.JPG (2168 bytes) этановая кислота

img3.JPG (2793 bytes) пропановая кислота

Составить гомологический ряд предельных одноосновных кислот до С6, назвать по систематической номенклатуре самостоятельно, открыть учебник сравнить и дописать тривиальные названия. Дать краткие комментарии по поводу того откуда произошли названия.

Строение

Рассмотреть распределение электронной плотности в карбоксильной группе, задать вопрос: Зачем это необходимо знать?

Получение

Предложить просмотреть видеофрагмент по промышленному получению карбоновых кислот, найти в учебнике уравнение и записать в тетрадь.

Химические свойства

Задания на желтых листах – провести химический эксперимент по изучению химических свойств кислот, у каждой группы описание опыта.

 

Применение

Дать задание на дом – прочитать о применении муравьиной и уксусной кислот.

Воспроизводят план общей характеристики органических соединений (из тетради).

 

 

 

 

 

Собирают шаростержневые модели предельных одноосновных кислот.

Структурные формулы пишут на доске - по 1 представителю от группы.

 

Вспоминают правила составления названий органических соединений, добавляя - овая кислота

 

 

 

 

 

Продолжают до гексановой кислоты, по учебнику знакомятся с тривиальными названиями, прочитывают, проговаривают.

 

 

Отвечают, что строение определяет свойства соединений.

 

Смотрят видеофрагмент, после проговаривают исходные вещества, условия и находят в учебнике уравнение, записывают в тетрадь.

 

Учащиеся изучают задание и один представитель от группы, проводит опыт с соблюдением правил ТБ (халат), а один записывает на доске уравнение химической реакции. Разбор по очереди, по мере готовности группы. Все вместе наблюдают проведение реакции, фиксируют в свои тетради уравнения и эффект.

Закрепление Предложить ответить на вопросы (вывести на большой экран и каждой группе):
  • Дать определение карбоновых кислот;
  • Записать структурные формулы муравьиной и уксусной кислот;
  • Как получают карбоновые кислоты?
  • Перечислить химические свойства карбоновых кислот.

Задание на листах голубого цвета - предложить разгадать кроссворд, задания которого выведены компьютером на большой экран, и прочитать ключевое слово, можно в соревновательной форме:

  1. Название ацетилсалициловой кислоты.
  2. Масляная кислота по систематической номенклатуре.
  3. Предельная одноосновная кислота с тремя атомами углерода.
  4. Кисломолочный продукт.
  5. Один из витаминов, употребляемых на уроке

Ключевое слово – СУПЕР.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, определяют ключевое слово, получают удовольствие(улыбки).

Рефлексивно- оценочный этап Проверка презентаций каждой группы.

Если остается время, можно посмотреть слайд-шоу отснятых при помощи цифрового фотоаппарата фрагментов урока.

 

 

Предложения от групп на компьютере.Оживились при просмотре, вспоминают этапы работы.

Выставление оценок путем соотнесения своей работы по уровням:

  • ВЫСОКИЙ (знаю, владею в полном объеме самостоятельно);
  • СРЕДНИЙ (знаю, владею с помощью преподавателя, одногруппников, учебника);
  • НИЗКИЙ (не владею знаниями, умениями, ничему не научился).

Поблагодарить ребят за работу!