“В мире много сказок,
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!”
М. Шаинский
Жили были… Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что-то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки и воспитатели. Дети выбирают удобную позу, прижимаются к любимым взрослым или мягким, пушистым игрушкам и слушают сказки.
Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам, осознают причины своих волнений через сказочные образы. У детей появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира.
Оказываясь под воздействием сказки, маленькому ребенку хорошо и комфортно. Но наступает момент, когда ребенок становится школьником и сталкивается с первыми трудностями. Начало учебы – действительно трудное время для ребенка. Да, он хочет в школу, но вдруг ни с того ни с чего начинаются капризы, истерики. Это кажется нам совершенно непонятным, ведь никто не обижает, трудностей пока никаких. А у ребенка тем не менее откуда – то возникают резкие перепады настроения.
Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, которые будут определять в дальнейшем успешность его школьного обучения, а самое главное – успешность его социализации. Будет ли тяжелый период адаптации ребенка к новым, непонятным школьным условиям менее болезненным, во многом зависит от профессиональной и личностной зрелости родителей и педагогов.
Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.
Известно, что школьная адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.
С моей точки зрения, адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциалов в новой школьной среде. И мы, учителя, находимся в постоянном поиске путей преодоления дезадаптации младших школьников к учебной деятельности. Именно сказки, помогающие нам с раннего детства, оказываются эффективными и в этой работе.
Я уверена, что проблема школьной дезадаптации может быть решена при помощи терапевтического использования сказкотерапии в условиях школьного обучения.
Сказкотерапия – это форма познания и лечения души, способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил. Один из наименее травмоопасных и безболезненных способов развивающей и коррекционной работы с младшими школьниками.
Создание педагогических и социально – психологических условий, позволяющих младшим школьникам успешно адаптироваться и развиваться в школьной системе отношений – вот основная цель работы. Ведь, многие дети с трепетом, волнением, тревогой переступают порог школы. А с помощью сказочных образов можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с которыми он столкнется в школьной жизни, значительно расширить способы взаимодействия с другими людьми, т.е. адаптироваться в социуме. Сказки помогают учащимся задуматься о нравственных качествах, отличать хорошее от плохого, прочувствовать на себе высокомерие и доброту.
Уверена, что при правильной работе над сказкой, робкий ребенок, возможно, впервые попробует быть смелым, агрессивный – добрым, несобранный – аккуратным, а ребенок с низкой самооценкой – поверит в свои способности. Большинство детей младшего школьного возраста затрудняются в словесном описании своих переживаний. Для них более естественно выражать их в игровой деятельности, изобразительной и других формах творческой активности, опираясь на образное мышление.
Воздействие на ребенка через сказку стараюсь осуществлять на уроках литературы, русского языка, окружающего мира, риторики, изобразительного искусства и внеклассной работе.
Так для урока “Окружающий мир” по теме: “Если хочешь быть здоровым!” во 2 классе, мы подготовили с учащимися инсценировку сказки “Репка на новый лад”.
Цель сказки: привлечь учащихся к выполнению зарядки по утрам, придать уверенность своим силам, повысить самооценку. Роль “Репки” (без слов) досталась самой робкой, замкнутой девочке класса. Но ведь для нее это главная роль с определенным выходом, движениями, и она ей удалась. Ученица была счастлива, что играет в спектакле, и в глазах одноклассников она значительно выросла. А роль “Мышки” выполнил ученик, которому с трудом удается справляться с физическими нагрузками, по причине полноты. Но в сказке его герой самый ловкий, сильный и выносливый. И это придает школьнику уверенность в своих физических способностях. А также сказка учит каждого ученика добросовестно относиться к своему здоровью. Приложение 1.
Ценность сказки как педагогического приема неоценима и значение ее велико. Сказка дает возможность:
- Воспитать у ребёнка отношение к миру, принятое у социума.
- Передать ребенку необходимые моральные нормы и правила в доступной форме.
- Развить творческий потенциал и креативность.
- Развить умения находить собственные ошибки и моделировать ситуации для их исправления.
Все сказки можно разделить на несколько видов:
- художественные: народные, авторские,
- дидактические (созданные педагогами, где одушевляются абстрактные символы),
- психокоррекционные (созданные для мягкого влияния на поведение ребенка),
- психотерапевтические (рассказывается о проблемах человека),
- медитативные (созданные для накопления положительного опыта, снятия напряжения).
При использовании сказок на уроках и внеклассной работе с младшими школьниками выяснилось, что эти сказки успешно “работают” на детей, имеющих проблемы, такие как:
- трудности адаптации к школе;
- неприятие себя;
- несформированность мотивации к учебной деятельности;
- неадекватная самооценка;
- неумение разобраться в собственных чувствах;
- трудности в осмыслении жизненных ценностей;
- агрессивные реакции;
- конфликты с родителями и другими детьми
- безответственность;
- недостаточная сформированность волевой сферы;
- отношение к своему здоровью.
Ребенок, испытывающий трудности в адаптации, не только тот, кому трудно учиться или общаться в соответствии с принятыми нормами, но и тот кому успешное обучение или общение дается за счет высоких психологических затрат.
Таким образом, всю работу можно выстроить в определенную систему и представить ее поэтапно:
- Выявление актуальных проблем данного коллектива.
- Подбор литературного материала.
- Включение сказкотерапии в учебную деятельность и внеклассную работу.
- Организация работы с родителями.
- Передача накопленного опыта педагогическому сообществу.
С огромным желанием и интересом готовятся младшие школьники к показам и выступлениям перед одноклассниками и родителями, для которых ребята раскрываются по – новому. В работе со сказками на уроках придерживаюсь следующих этапов работы:
1 этап. Ритуал “вхождения” в сказку (аудиозаписи звуков природы, волшебные атрибуты: цветы, свеча, раковина, перстень, ветерок и многие другие).
2 этап. Рассказывание чтение и сочинение сказки.
3 этап. Анализ сказки.
4 этап. Драматизация.
5 этап. Ритуал “выхода” из сказки (доложен быть таким же как и ритуал “вхождения”).
6 этап. Интеграция (связь нового опыта с реальной жизнью).
7 этап. Резюмирование (обобщение приобретенного опыта связь уже с имеющимся, может осуществляться через арт – терапевтические приемы).
Сказкотерапевтическая работа требует тщательной подготовки и подбора разнообразных приемов работы, которые можно разделить на группы:
1 группа. Приемы, используемые для “разогрева” класса.
- Учитель может “изменить” внешность, добавив сказочную деталь, или обыграть любой предмет как сказочный.
- Можно сделать “пропуск” в сказку, который участники могут получить каким – либо необычным способом (по жребию, сорвать с дерева, на нитке воздушного шара).
- Призывание сказки (мелодичным пением, про себя, ласковыми словами).
- Отгадывание сюжета или персонажей.
- Превращение в сказку любой жизненной истории.
- Сочинение сказки экспромтом.
2 группа. Приемы, используемые для знакомства с текстом.
- Ученики читают сказку до начала занятия.
- Учитель читает сказку вслух, с паузами для обсуждения.
- Сказка читается в классе разными учениками отрывками, с тем, чтобы она раскрывалась по частям.
- Сказка прочитывается по ролям.
3 группа. Приемы, используемые для анализа сказки.
- Анализируют, опираясь на вопросы, задаваемые учителем.
- Анализ сказки ведется от лица героев.
- Сказку анализирует учитель, а класс имеет возможность дискутировать.
- Анализ сказки начинается с рисунка, который может быть показан после чтения сказки.
- Класс создает рисунки к сказке, устраивается выставка с обсуждением.
Так в 1-2 классах использую следующие формы работы:
- Отгадывание сюжета и персонажей по описанию (“Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина).
- Сочинение “Сказка про добрых великанов”. Обобщающий урок по теме: “Там чудеса”.
- Игра “Цветы сказки”. Отправляемся в гости к сказочному персонажу. Нужно выбрать цветок, который подходит герою сказки по образу и характеру.
- Сочинение “Сказка о буквах”. Превращение жизненной истории в волшебную сказку.
- Внеклассное занятие по русскому языку. Коллективное сочинение сказки и инсценировка “Путешествие братьев Жи, Ши, Ча, Ща, Чу, Щу”.
- Окружающий мир. Тема: “Маленькие непоседы”. Сочинение сказки “Приключение муравьишки”.
- Рисование на тему “Лес гномов”. Передача сказочности и настроения.
- Рисование на тему “Рисуем сказку”. Фрагменты разных сказок, в которых описываются любимые качества характера людей.
- Лепка из пластилина на тему “Лепим страну Луговой Феи”. Коллективная работа.
- Сочинение сказки “Путешествие в страну Здравия”.
- Праздник “Что нам Осень принесла”. Инсценировка сказки “Царица Осень”.
- Придумать по заглавию свою сказку. С. Прокофьев “Сказка о том, как зайцы испугали серого волка” и т.д.
С учениками готовим к выпуску альбом рисунков “Наши любимые сказки” и сборник сказок, сочиненных учащимися. В работу со сказкой включились и родители учеников. Своими силами старательно оформляют и записывают поучительные сказки для своих детей. Всех захватило коллективное творческое дело, которое дает положительные результаты.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что работа с использованием сказкотерапии является мощным фактором профилактики школьной дезадаптации, помогает оптимизировать процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития души, повышения уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.