Пути преодоления дезадаптации у младших школьников средствами сказкотерапии

Разделы: Начальная школа


“В мире много сказок,
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!”
М. Шаинский

Жили были… Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что-то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки и воспитатели. Дети выбирают удобную позу, прижимаются к любимым взрослым или мягким, пушистым игрушкам и слушают сказки.

Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам, осознают причины своих волнений через сказочные образы. У детей появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира.

Оказываясь под воздействием сказки, маленькому ребенку хорошо и комфортно. Но наступает момент, когда ребенок становится школьником и сталкивается с первыми трудностями. Начало учебы – действительно трудное время для ребенка. Да, он хочет в школу, но вдруг ни с того ни с чего начинаются капризы, истерики. Это кажется нам совершенно непонятным, ведь никто не обижает, трудностей пока никаких. А у ребенка тем не менее откуда – то возникают резкие перепады настроения.

Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, которые будут определять в дальнейшем успешность его школьного обучения, а самое главное – успешность его социализации. Будет ли тяжелый период адаптации ребенка к новым, непонятным школьным условиям менее болезненным, во многом зависит от профессиональной и личностной зрелости родителей и педагогов.

Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Известно, что школьная адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

С моей точки зрения, адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциалов в новой школьной среде. И мы, учителя, находимся в постоянном поиске путей преодоления дезадаптации младших школьников к учебной деятельности. Именно сказки, помогающие нам с раннего детства, оказываются эффективными и в этой работе.

Я уверена, что проблема школьной дезадаптации может быть решена при помощи терапевтического использования сказкотерапии в условиях школьного обучения.

Сказкотерапия – это форма познания и лечения души, способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил. Один из наименее травмоопасных и безболезненных способов развивающей и коррекционной работы с младшими школьниками.

Создание педагогических и социально – психологических условий, позволяющих младшим школьникам успешно адаптироваться и развиваться в школьной системе отношений – вот основная цель работы. Ведь, многие дети с трепетом, волнением, тревогой переступают порог школы. А с помощью сказочных образов можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с которыми он столкнется в школьной жизни, значительно расширить способы взаимодействия с другими людьми, т.е. адаптироваться в социуме. Сказки помогают учащимся задуматься о нравственных качествах, отличать хорошее от плохого, прочувствовать на себе высокомерие и доброту.

Уверена, что при правильной работе над сказкой, робкий ребенок, возможно, впервые попробует быть смелым, агрессивный – добрым, несобранный – аккуратным, а ребенок с низкой самооценкой – поверит в свои способности. Большинство детей младшего школьного возраста затрудняются в словесном описании своих переживаний. Для них более естественно выражать их в игровой деятельности, изобразительной и других формах творческой активности, опираясь на образное мышление.

Воздействие на ребенка через сказку стараюсь осуществлять на уроках литературы, русского языка, окружающего мира, риторики, изобразительного искусства и внеклассной работе.

Так для урока “Окружающий мир” по теме: “Если хочешь быть здоровым!” во 2 классе, мы подготовили с учащимися инсценировку сказки “Репка на новый лад”.

Цель сказки: привлечь учащихся к выполнению зарядки по утрам, придать уверенность своим силам, повысить самооценку. Роль “Репки” (без слов) досталась самой робкой, замкнутой девочке класса. Но ведь для нее это главная роль с определенным выходом, движениями, и она ей удалась. Ученица была счастлива, что играет в спектакле, и в глазах одноклассников она значительно выросла. А роль “Мышки” выполнил ученик, которому с трудом удается справляться с физическими нагрузками, по причине полноты. Но в сказке его герой самый ловкий, сильный и выносливый. И это придает школьнику уверенность в своих физических способностях. А также сказка учит каждого ученика добросовестно относиться к своему здоровью. Приложение 1.

Ценность сказки как педагогического приема неоценима и значение ее велико. Сказка дает возможность:

  • Воспитать у ребёнка отношение к миру, принятое у социума.
  • Передать ребенку необходимые моральные нормы и правила в доступной форме.
  • Развить творческий потенциал и креативность.
  • Развить умения находить собственные ошибки и моделировать ситуации для их исправления.

Все сказки можно разделить на несколько видов:

  • художественные: народные, авторские,
  • дидактические (созданные педагогами, где одушевляются абстрактные символы),
  • психокоррекционные (созданные для мягкого влияния на поведение ребенка),
  • психотерапевтические (рассказывается о проблемах человека),
  • медитативные (созданные для накопления положительного опыта, снятия напряжения).

При использовании сказок на уроках и внеклассной работе с младшими школьниками выяснилось, что эти сказки успешно “работают” на детей, имеющих проблемы, такие как:

  • трудности адаптации к школе;
  • неприятие себя;
  • несформированность мотивации к учебной деятельности;
  • неадекватная самооценка;
  • неумение разобраться в собственных чувствах;
  • трудности в осмыслении жизненных ценностей;
  • агрессивные реакции;
  • конфликты с родителями и другими детьми
  • безответственность;
  • недостаточная сформированность волевой сферы;
  • отношение к своему здоровью.

Ребенок, испытывающий трудности в адаптации, не только тот, кому трудно учиться или общаться в соответствии с принятыми нормами, но и тот кому успешное обучение или общение дается за счет высоких психологических затрат.

 Таким образом, всю работу можно выстроить в определенную систему и представить ее поэтапно:

  1. Выявление актуальных проблем данного коллектива.
  2. Подбор литературного материала.
  3. Включение сказкотерапии в учебную деятельность и внеклассную работу.
  4. Организация работы с родителями.
  5. Передача накопленного опыта педагогическому сообществу.

С огромным желанием и интересом готовятся младшие школьники к показам и выступлениям перед одноклассниками и родителями, для которых ребята раскрываются по – новому. В работе со сказками на уроках придерживаюсь следующих этапов работы:

1 этап. Ритуал “вхождения” в сказку (аудиозаписи звуков природы, волшебные атрибуты: цветы, свеча, раковина, перстень, ветерок и многие другие).

2 этап. Рассказывание чтение и сочинение сказки.

3 этап. Анализ сказки.

4 этап. Драматизация.

5 этап. Ритуал “выхода” из сказки (доложен быть таким же как и ритуал “вхождения”).

6 этап. Интеграция (связь нового опыта с реальной жизнью).

7 этап. Резюмирование (обобщение приобретенного опыта связь уже с имеющимся, может осуществляться через арт – терапевтические приемы).

Сказкотерапевтическая работа требует тщательной подготовки и подбора разнообразных приемов работы, которые можно разделить на группы:

1 группа. Приемы, используемые для “разогрева” класса.

  1. Учитель может “изменить” внешность, добавив сказочную деталь, или обыграть любой предмет как сказочный.
  2. Можно сделать “пропуск” в сказку, который участники могут получить каким – либо необычным способом (по жребию, сорвать с дерева, на нитке воздушного шара).
  3. Призывание сказки (мелодичным пением, про себя, ласковыми словами).
  4. Отгадывание сюжета или персонажей.
  5. Превращение в сказку любой жизненной истории.
  6. Сочинение сказки экспромтом.

2 группа. Приемы, используемые для знакомства с текстом.

  1. Ученики читают сказку до начала занятия.
  2. Учитель читает сказку вслух, с паузами для обсуждения.
  3. Сказка читается в классе разными учениками отрывками, с тем, чтобы она раскрывалась по частям.
  4. Сказка прочитывается по ролям.

3 группа. Приемы, используемые для анализа сказки.

  1. Анализируют, опираясь на вопросы, задаваемые учителем.
  2. Анализ сказки ведется от лица героев.
  3. Сказку анализирует учитель, а класс имеет возможность дискутировать.
  4. Анализ сказки начинается с рисунка, который может быть показан после чтения сказки.
  5. Класс создает рисунки к сказке, устраивается выставка с обсуждением.

Так в 1-2 классах использую следующие формы работы:

  1. Отгадывание сюжета и персонажей по описанию (“Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина).
  2. Сочинение “Сказка про добрых великанов”. Обобщающий урок по теме: “Там чудеса”.
  3. Игра “Цветы сказки”. Отправляемся в гости к сказочному персонажу. Нужно выбрать цветок, который подходит герою сказки по образу и характеру.
  4. Сочинение “Сказка о буквах”. Превращение жизненной истории в волшебную сказку.
  5. Внеклассное занятие по русскому языку. Коллективное сочинение сказки и инсценировка “Путешествие братьев Жи, Ши, Ча, Ща, Чу, Щу”.
  6. Окружающий мир. Тема: “Маленькие непоседы”. Сочинение сказки “Приключение муравьишки”.
  7. Рисование на тему “Лес гномов”. Передача сказочности и настроения.
  8. Рисование на тему “Рисуем сказку”. Фрагменты разных сказок, в которых описываются любимые качества характера людей.
  9. Лепка из пластилина на тему “Лепим страну Луговой Феи”. Коллективная работа.
  10. Сочинение сказки “Путешествие в страну Здравия”.
  11. Праздник “Что нам Осень принесла”. Инсценировка сказки “Царица Осень”.
  12. Придумать по заглавию свою сказку. С. Прокофьев “Сказка о том, как зайцы испугали серого волка” и т.д.

С учениками готовим к выпуску альбом рисунков “Наши любимые сказки” и сборник сказок, сочиненных учащимися. В работу со сказкой включились и родители учеников. Своими силами старательно оформляют и записывают поучительные сказки для своих детей. Всех захватило коллективное творческое дело, которое дает положительные результаты.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что работа с использованием сказкотерапии является мощным фактором профилактики школьной дезадаптации, помогает оптимизировать процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития души, повышения уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.