Урок по предмету "Окружающий мир" в 3-м классе по теме "Охрана животных"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Дидактические:

  • Познакомить учащихся с Красной книгой России и Красной книгой Мордовии и животными, находящимися под охраной.
  • Развивать воображение, умение обобщать, делать выводы.
  • Сформировать знания о правилах поведения в природе, которые помогут сохранить удивительный мир животных.
  • Расширить представления детей о животном мире.

Психологические:

  • Формирование и дальнейшее развитие познавательных интересов о жизни животных.
  • Поддержание положительных эмоций.

Воспитательные: воспитывать внимательное, сознательно бережное отношение к животным и окружающей среде.

Здоровьесберегающее: развивать здоровьесбережение у учащихся.

Оборудование:

  • Видеомагнитофон
  • Картинки с животными Красной книги
  • Карточка со словами «Как прекрасен этот мир»
  • Картинки с представителями групп: «млекопитающие», «пресмыкающиеся», «птицы», «насекомые», «рыбы», «земноводные».
  • Модели экологических правил по охране животных.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Сообщение темы и целей урока.
  4. Физкультминутка.
  5. Введение в тему. Лекция учителя.
  6. Видеофрагмент.
  7. Физкультминутка для глазных мышц.
  8. Физкультминутка для создания психологического климата.
  9. Индивидуальная работа
  10. Беседа о пользе животных, их роли в жизни человека, других способах охраны.
  11. Региональный компонент. Знакомство с Красной книгой Мордовии.
  12. Физкультминутка.
  13. Экологические правила.
  14. Закрепление. Работа по учебнику.
  15. Самостоятельная работа. Работа в тетради.
  16. Подведение итогов урока.
  17. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ну-ка, детки, встаньте в ряд.
Готов работать мой отряд?
Сегодня многое придётся нам узнать,
Тайны природы открывать и познавать.

2. Проверка домашнего задания.

В начале урока – опрос по пройденному на прошлом уроке.

Скажите, пожалуйста, ребята, что нового вы узнали на прошлом уроке?

(На прошлом уроке мы узнали, как размножаются и развиваются животные).

Поясните более подробно: как размножаются животные?

(Каждая группа животных размножается по-своему: одни животные откладывают яйца, другие животные выметывают (мечут, откладывают) икру, а есть животные, которые рождают живых детенышей).

А как происходит развитие у животных разной группы, вы сейчас сможете узнать, выполнив следующее задание.

Работа в группах (4 группы).

У вас на партах картинки с изображением животных разной группы. Вы должны определить, к какой группе животных относится данный представитель и ответить, как происходит развитие животных этой группы (на обсуждение задания даётся 1-2 мин.). У кого будет готов ответ, поднимите руку.

1 группа: Картинки с изображением кузнечика, крокодила.

2 группа: Картинки с изображением лягушки, бабочки.

3 группа: Картинки с изображением птицы, дельфина.

4 группа: Картинки с изображением рыбы, зверя.

После группового обсуждения заслушиваются варианты ответов.

1 группа: Крокодил – это пресмыкающееся. Их развитие –

яйцо -> детёныш -> взрослое животное.

Кузнечик – это насекомое. Развитие кузнечика –

яйцо -> личинка -> взрослое насекомое.

Ребята, у кого из вас есть картинки с насекомым?

2 группа: Бабочка – это тоже насекомое. Но у бабочек другое развитие -

яйцо -> личинка -> куколка -> взрослое насекомое.

А ещё у нас картинка с изображением лягушки. Лягушка – это земноводное. Их развитие –

икра -> головастик -> лягушка

3 группа: У нас картинка с изображением птицы и дельфина.

Птицы откладывают яйца, из яиц вылупливается птенец, а потом он вырастает во взрослую птицу.

Дельфин – это млекопитающее животное. Он рождает живых детенышей, которые потом вырастают во взрослое животное.

4 группа: У нас изображена рыба и жираф.

Рыба выметывает икру, из икры развивается малек, который потом превращается во взрослую особь.

Жираф – это млекопитающее животное. Он рождает живых детенышей, кормит их молоком, и детеныш вырастает во взрослую особь.

Ребята, можете ли вы что-то добавить по этой теме?

(Ехидна и утконос тоже млекопитающие, но они откладывают яйца, пресмыкающиеся, например некоторые виды змей, живородящи, рыбы тоже есть живородящие, например, акула).

Вывод учителя.

Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили тему «Развитие и размножение животных». Подводя итог всему вами сказанному, можно ответить, что богат и уникален мир животных, столько открытий можно сделать для себя, изучая и познавая мир. Очень хотелось бы, чтобы животных было как можно больше на земле, чтобы они могли нас радовать и удивлять. А что для этого нужно делать? (Нужно охранять животных. Нужно их беречь.)

Правильно, их нужно охранять. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Мы будем говорить об охране природы).

3. Сообщение темы и целей урока.

Мы будем говорить не только об охране животных, сегодня мы познакомимся с Красной книгой России, сформулируем правила, которые помогут сохранить удивительный мир животных. Но сначала давайте отдохнём.

4. Физкультминутка с общеразвивающими упражнениями. (один ученик руководит у доски).

Упражнение 1. И. п. – основная стойка, руки вниз.

1 – руки к плечам; 2 – руки вверх; 3 – руки к плечам; 4 – и. п.

Упражнение 2. И. п. – ноги на ширине плеч.

1 – руки в стороны; 2 – наклон вперед; 3 – руки в стороны; 4 – и. п.

Упражнение 3. И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1 – наклон влево; 2 – и. п.; 3 – наклон вправо; 4 – и. п.

Упражнение 4. И. п. – руки к плечам.

1 – правым локтем достаем левую коленку; 2 – и. п.; 3 – левым локтем достаем правую коленку; 4 – и. п.

5. Введение в тему – лекция учителя.

Ребята, посмотрите на стенд: «Как прекрасен этот мир!». Не правда ли, прекрасны творения природы, представленные на этих рисунках и фотографиях!

Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, какой ослепительной красотой она их наделила, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица земли.

Ученые подсчитали, что за последние четыреста лет вымерло около 150 видов животных. Причём более половины вымерших видов исчезли за последние пятьдесят лет.

Как вы думаете, почему исчезают редкие животные? (заслушиваются варианты ответов).

Многие животные исчезают из-за стихийных бедствий: пожары, наводнения, засуха. Большая часть животных исчезает по вине человека. Поэтому Международный союз охраны природы в 1966 году учредил Красную книгу, в которую занесены данные о птицах, рыбах, зверях, растениях, которые срочно нуждаются в охране. Многие страны имеют собственные Красные книги.

Красная книга России (книга демонстрируется детям) была создана в 1974 году. В её списках значились 52 вида зверей и 65 видов птиц. С тех пор этот список растёт.

Почему Красная книга имеет красный цвет? (красный цвет сигнализирует: защити, внимание, стоп, не убивайте животных).

В этой книге представлен огромный список животных, которые находятся под охраной, и часть её представителей вы увидели на стенде «Как прекрасен этот мир!», а некоторых представителей я вам продемонстрирую (учитель демонстрирует иллюстрированные страницы Красной книги).

Редкими стали белый медведь, морж, орел-беркут, фламинго, тигр, журавль, жук-красотел, розовая чайка, бабочка махаон и многие другие животные.

6. Просмотр видеофрагмента.

А сейчас давайте посмотрим видеофрагмент из «Экологического альманаха», в котором рассказывается о растениях и животных, занесенных в Красную книгу. И мы с вами отправимся на одну из её страниц (идёт показ видеофрагмента «Животные Красной книги, посадив детей правильно, повернув к экрану).

После просмотра идёт беседа:

О ком вы узнали из этого фрагмента? (мы узнали о выхухоле, пятнистом олене и северном олене).

Почему они занесены в Красную книгу? (их осталось очень мало на земле, поэтому они занесены в Красную книгу).

А сейчас, ребята, ваши глазки устали, давайте отдохнём.

7. Физкультминутка для глазных мышц.

Упражнение 1. «Вращение».

Не двигая головой, вращаем глазами по часовой стрелке 4-5 раз и против часовой стрелки 4-5 раз.

Упражнение 2. «Во все стороны».

Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх, вниз, вправо, влево – 4-5 раз.

Упражнение 3. «Пальчик».

Подносим пальчик к кончику носа, глядя на него, затем отводим назад – 4-5 раз.

Упражнение 4. «Кто там».

Зажмурим глаза, сжимая сильно веки, широко открываем, удивляемся «Кто там?» - 4-5 раз.

Упражнение 5. «Сон».

Спокойно закрываем глаза, думаем о хорошем, открываем глаза, дарим друг другу улыбки. – 1 раз.

8. Физкультминутка развивающего характера для психологического климата.

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете,
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.

9. Индивидуальная работа.

Я знаю, что некоторые ребята приготовили небольшие выступления о животных Красной книги. Давайте их послушаем (выступления учащихся о бабочке-махаоне, белом медведе, тигре, журавлях).

Спасибо, ребята, за интересные сообщения.

Что нового вы для себя открыли? (заслуживаются ответы детей).

10. Беседа о пользе животных и других способах охраны.

Какую роль играют животные в природе? (некоторые животные дают ценный мех; употребляем в пищу; помогают многие из них размножаться и расселяться растениям, животные радуют нас своей красотой).

А где мы можем полюбоваться на этих животных, только ли на картинках, кинофильмах? (Многие животные живут в зоопарках. Еще есть специальные заповедники, заказники и национальные парки).

11. Региональный компонент.

В нашей стране много заказников, заповедников и национальных парков.

Знаете, ребята, на территории Мордовии тоже есть заповедники и заказники: Мордовский государственный заповедник им. П. Г. Смидовича (расположен в междуречье Мокши и Алатыря – Темниковский район), Мордовский национальный парк «Смольный» (Ичалковский район), заказники, памятники природы. Есть заказник на территории Ардатовского района.

А как вы думаете, есть ли Красная книга Мордовии? (заслушиваются ответы детей, они все отрицательные).

Оказывается, ребята, есть и в Мордовии Красная книга (учитель демонстрирует Красную книгу Мордовии), которая была создана в 2005 году.

Как вы думаете, какие животные в неё занесены? (дети называют нескольких представителей). Далее идет демонстрация иллюстрированных страниц этой книги.

12. Физкультминутка.

На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Влево, вправо наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям физкультпривет.

(каждая строчка сопровождается имитацией движений).

13. Экологические правила.

Давайте вспомним экологические правила, которые помогут нам сохранить удивительный мир животных: (учитель вывешивает модели правил, а ученики называют правила).

  1. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
  2. Не разоряй муравейники.
  3. Береги лягушек, жаб и их головастиков.
  4. Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.
  5. Нельзя давить насекомых, т. к. они приносят пользу.
  6. Не трогай птиц и насекомых!
  7. Охраняй животных в заповедниках и заказниках.
  8. А какие вы ещё знаете правила?
  9. Не разоряй птичьи гнезда.
  10. Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.
  11. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

14. Закрепление. Работа с учебником.

Дети читают экологические правила в учебнике на странице 115.

15. Самостоятельная работа.

А сейчас выполните самостоятельно задание №2, с 51 в тетради. (определить отрицательное воздействие на природу). Фронтальная проверка.

Вывод учителя: Многое делается по охране животных в нашей стране. Надо беречь не только редких животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому оберегая одних, вы часто помогаете другим.

16. Подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке?

Что особенно запомнилось? (заслушиваются ответы детей)

Хочется в заключении урока предложить послушать стихотворение «Охраняется Красной книгой» (стихотворение «Охраняется Красной книгой» читает заранее подготовленный ученик).

Охраняется Красной книгой
Столько редких зверей и птиц,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид.
А себя мы прощаем. Прощаем.
Но грядущее нас не простит.
Красная книга, красная.
Может, значит она, что природа умрёт?
Цель у неё иная:
Всё живое хранить зовёт.

16. Домашнее задание.

Прочитать в учебнике статью «Охрана животных» (стр. 112-115); ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 116).

Выполнить задания 1, 2, 3 (стр. 116)

Задания в тетради № 3 - 4, стр. 52-53

Дидактическое и методическое оснащение урока:

  1. Красная книга России, М.: Россельхозидат, 1983 г.
  2. Красная книга Мордовии, Саранск, Мордовское книжное издательство, 2005 г.
  3. А. А. Плешаков. Зеленый дом. М.: «Просвещение», 1997 г.
  4. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Животные/ Сост. П. Р. Ляхов, М.: ТКО «АСТ», 1995 г.
  5. Раздаточный материал;
  6. Видеофрагмент «Экологический альманах».