Цели:
- активизация учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся;
- формирование ценностных ориентаций учащихся;
- усвоение общечеловеческих и духовных ценностей как нравственного мотива поведения;
- обобщение знаний по теме: «Иконопись. Русские иконы древнейшего периода».
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, магнитофон, аудиозаписи «Шедевры духовной музыки», демонстрационные материалы (видеоряд «Иконописные жанры», «Виды иконостасов»), раздаточные материалы («Опорный конспект для составления монолога»), мини-галерея «Иконы святых», вопросник для рефлексии.
Последовательность работы
1. Самоопределение к учебной деятельности
Цели:
- мотивировать учащихся к учебной деятельности;
- создать эмоциональный настрой;
- подключить подсознание;
- определить содержательные рамки урока.
Музыкальный эпиграф
Учитель. В древности к ним как к предмету поклонения относились с большим уважением. Выражение «купить» по отношению к ним считалось кощунством. Говорили «выменять на деньги». Нельзя было по ветхости их уничтожать, но разрешалось закапывать в землю или пускать по воде. Если они погибали во время пожара, не говорили, что они сгорели. В таком случае говорили – «выбыли». Они считались лучшим и очень ценным подарком. В старину ими украшали не только храмы, но и дома, развилки дорог, часто вывешивали у колодцев, на воротах при въезде в город. В настоящее время их воспринимают не только как предмет культа, но и как произведение искусства. О чём идёт речь?
Правильно, об иконах. Сегодня мы с вами обобщим то, что знаем по этой теме, и, я уверена, откроем что-то новое.
Сотворчество учащихся. Монолог «Моя первая встреча с иконой» (индивидуальное домашнее задание 1-2 учащимся)
2. Актуализация знаний
Цели:
- развитие смысловой стороны речи учащихся;
- зафиксировать имеющиеся знания;
- зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность знаний.
Учитель.
- техника письма
- иконописный канон
- знаете ли вы, что такое состояние исихазма иконописца?
3. Проблемное объяснение нового материала
Цели:
- сформулировать цель и тему урока;
- организовать подводящий диалог, направленный на построение нового учебного содержания;
- зафиксировать его вербально.
а). работа в группах «Монолог от имени иконописца»
группа №1 – Феофан Грек
группа №2 – Андрей Рублёв
группа №3 – Дионисий
(Учащиеся самостоятельно составляют монолог, в котором от имени мастера рассказывают об особенностях своей техники письма иконы и о достижении определённого духовного состояния. Опорный конспект см. в приложении).
б). выступление с монологами
в). учитель делает обобщение, говоря о состоянии исихазма и об анонимности иконописного искусства
г). просмотр видеоряда «Иконописные жанры»
д). в галерее «Иконы святых» (сообщения учащихся)
е). экскурсия «Виды иконостасов» (проводит один из учащихся)
4. Самоконтроль с самопроверкой
Цель: проверить своё умение применять новое учебное содержание на основе сопоставления с эталоном
Музыкальный фон
Учитель. Напишите миниатюру о чудесах, происходящих с иконами (назвать факт, дать ему оценку, опираясь на материалы сегодняшнего урока)
5. Включение в систему знаний
Цель: прослушивание и защита творческих работ
6. Рефлексия
Самооценка результатов деятельности (см. вопросник в приложении)
7. Эмоциональное заключение
Музыкальный фон
Учитель. Прошу вас свои работы вставить в кармашки стенда (прикрепить на доске) под надписью «Чудотворные иконы».
Учитель благодарит учащихся за работу в творческой мастерской (оценки).