Творческая мастерская по МХТ в 10-м классе. Тема: "Древнерусская иконопись — живое, бесценное наследие мировой художественной культуры"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • активизация учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся;
  • формирование ценностных ориентаций учащихся;
  • усвоение общечеловеческих и духовных ценностей как нравственного мотива поведения;
  • обобщение знаний по теме: «Иконопись. Русские иконы древнейшего периода».

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, магнитофон, аудиозаписи «Шедевры духовной музыки», демонстрационные материалы (видеоряд «Иконописные жанры», «Виды иконостасов»), раздаточные материалы («Опорный конспект для составления монолога»), мини-галерея «Иконы святых», вопросник для рефлексии.

Последовательность работы

1. Самоопределение к учебной деятельности

Цели:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности;
  • создать эмоциональный настрой;
  • подключить подсознание;
  • определить содержательные рамки урока.

Музыкальный эпиграф

Учитель. В древности к ним как к предмету поклонения относились с большим уважением. Выражение «купить» по отношению к ним считалось кощунством. Говорили «выменять на деньги». Нельзя было по ветхости их уничтожать, но разрешалось закапывать в землю или пускать по воде. Если они погибали во время пожара, не говорили, что они сгорели. В таком случае говорили – «выбыли». Они считались лучшим и очень ценным подарком. В старину ими украшали не только храмы, но и дома, развилки дорог, часто вывешивали у колодцев, на воротах при въезде в город. В настоящее время их воспринимают не только как предмет культа, но и как произведение искусства. О чём идёт речь?

Правильно, об иконах. Сегодня мы с вами обобщим то, что знаем по этой теме, и, я уверена, откроем что-то новое.

Сотворчество учащихся. Монолог «Моя первая встреча с иконой» (индивидуальное домашнее задание 1-2 учащимся)

2. Актуализация знаний

Цели:

  • развитие смысловой стороны речи учащихся;
  • зафиксировать имеющиеся знания;
  • зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность знаний.

Учитель.

  • техника письма
  • иконописный канон
  • знаете ли вы, что такое состояние исихазма иконописца?

3. Проблемное объяснение нового материала

Цели:

  • сформулировать цель и тему урока;
  • организовать подводящий диалог, направленный на построение нового учебного содержания;
  • зафиксировать его вербально.

а). работа в группах «Монолог от имени иконописца»

группа №1 – Феофан Грек
группа №2 – Андрей Рублёв
группа №3 – Дионисий

(Учащиеся самостоятельно составляют монолог, в котором от имени мастера рассказывают об особенностях своей техники письма иконы и о достижении определённого духовного состояния. Опорный конспект см. в приложении).

б). выступление с монологами

в). учитель делает обобщение, говоря о состоянии исихазма и об анонимности иконописного искусства

г). просмотр видеоряда «Иконописные жанры»

д). в галерее «Иконы святых» (сообщения учащихся)

е). экскурсия «Виды иконостасов» (проводит один из учащихся)

4. Самоконтроль с самопроверкой

Цель:  проверить своё умение применять новое учебное содержание на основе сопоставления с эталоном

Музыкальный фон

Учитель. Напишите миниатюру о чудесах, происходящих с иконами (назвать факт, дать ему оценку, опираясь на материалы сегодняшнего урока)

5. Включение в систему знаний

Цель: прослушивание и защита творческих работ

6. Рефлексия

Самооценка результатов деятельности (см. вопросник в приложении)

7. Эмоциональное заключение

Музыкальный фон

Учитель. Прошу вас свои работы вставить в кармашки стенда (прикрепить на доске) под надписью «Чудотворные иконы».

Учитель благодарит учащихся за работу в творческой мастерской (оценки).

Приложение