Конспект урока по чтению в 4-м классе. Тема: "Мудрый сказочник" (по произведению П.П. Бажова "Серебряное копытце")

Разделы: Начальная школа


Цель: определить нравственное кредо Бажова, познакомиться с его творчеством.

Задачи:

  • проверить знание произведения  Бажова «Серебряное копытце»;
  • знакомство с биографией Бажова;
  • совершенствовать навык беглого чтения;
  • работа над жанром «сказ»;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать внимание учащихся;
  • учить составлению портретной характеристики героев;
  • воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.

Оборудование: учебник «Родная речь» (авторы: М.В.Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова), портрет П.П. Бажова, детские иллюстрации к сказу «Серебряное копытце», диск с музыкой П. Чайковского «Времена года», компьютер, ММ проектор, экран, диск с мультфильмом «Серебряное копытце» режиссера Г. Сокольского по сценарию Г. Сапгира.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

3. Работа с портретом писателя.

4. Биография Бажова.

5. Работа с жанром «сказ».

6. Проверка домашнего задания

7. Словарная работа.

8. Выборочное чтение сказа.

9. Работа над портретной характеристикой.

10. Вывод.

11. Стихотворение о творчестве Бажова.

12. Домашнее задание к следующему уроку.

13. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент

Еле шорохом шурша
В класс заходит тишина.
На стульях сидят шалунишки,
Листают волшебные книжки.
Ожидание чуда, благости
Всех коснется к общей радости.
Тихо, тихо, чуть дыша,
Входит сказка не спеша.

2. Постановка цели урока

Вы поняли, наверное, что сегодня мы с вами заглянем в сказку. А в какой именно вы назовете, посмотрев отрывок мультфильма, и скажете его название и автора произведения, по которому создан мультфильм.

(Бажов «Серебряное копытце»).

3. Работа с портретом писателя

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума – словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

Мы с Соней приготовили для вас сюрприз: замечательные строки об этой книге.

Мы держим с тобою, приятель, в руках
«Уральские сказы» о дивных горах.
Здесь много случалось историй.
Тут были и радость, и горе.
Озера и реки здесь – как зеркала,
Нам песню споет пожилая ветла
И много расскажет нас басен
Уральский лес чуден, прекрасен.
А горы до неба почти достают,
Красива природа – покой и уют.
И добрые люди здесь сказки хранят,
Которые о волшебстве говорят.

Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах встречаются люди,  которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя,  Даренка, Данилушко, искусница Катюша, но рядом с обычными – сказочные: Медной горы Хозяйка, ящерки, Великий Полоз.

4.  Биография Бажова

- Что вам известно об этом писателе?

(1 ребенок рассказывает биографию Бажова)

Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его отец был опытным мастером, а мать писателя была искусной кружевницей. В 20 лет Бажов начал работать учителем. Он много путешествовал по Урал. Изучал окружающий мир, беседовал с рабочими, записывал разговоры и рассказы.

- С какими еще произведениями Бажова вы познакомились самостоятельно?

- Что общего во всех его сказах?

5. Работа с жанром «сказ»

Читая произведение на прошлом уроке, мы с вами споткнулись на определении жанра. Не сказка, а сказ. Я просила вас найти в словаре литературоведческих терминов определение сказа.

Сказ – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведется повествование, например, сказы «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажова, произведения Шергина.

- Молодцы, ребята. А я вам на доске написала подсказку:

Сказ – рассказ – сказка.

- Назовите еще слова с таким же корнем.

(сказочник, рассказывать, присказка, подсказка).

 -Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.

Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события.

Получается, что в сказе сочетаются жанры сказа и рассказа.

«Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову.

6. Проверка домашнего задания

- Дома вы перечитали сказ Бажова «Серебряное копытце». Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст.

У вас на партах листочки с буквами а, б, в. Это варианты ответов. После того как вы услышите вопрос, необходимо быстро поднять нужный вариант ответа. (Проверка после каждого ответа).

ТЕСТ:

- Как звали отца Даренки?

А) Григорий

Б) Георгий

В) Гаврила

- На какой ноге у козлика серебряное копытце?

А) на левой передней

Б) на правой передней

В) на задней правой

- Кошка Муренка была

А) белая

Б) серая

В) бурая

-  Сколько раз Серебряное копытце показался Даренке?

А) 1

Б) 2

В) 3

- На покосном ложке люди еще долго находили камни. А большинство камней  какого цвета?

А) голубого

Б) розового

В) зеленого

7. Словарная работа

Во время чтения сказки нам встретились непонятные слова. Найдите в словаре учебника значение слов, записанных на доске:

Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание)

Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь

Пособник – помощник

Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством)

Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы

Очаг - устройство для разведения и поддерживания огня

Горюн – горевать

Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи

Балаган – временная легкая деревянная постройка

Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет

Душной – запах, идущий от животного

Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег

Покосные ложки – широкий, длинный овраг (покосы в оврагах).

8. Выборочное чтение сказа

Сейчас мы с вами еще раз насладимся языком сказа Бажова, но уже выборочно. Я буду          показывать иллюстрации, нарисованные вами дома, а вы быстро найдете в тексте отрывок    к иллюстрации и выразительно прочитаете его.

9. Работа над портретной характеристикой

- Назовите главных героев сказа.

- Закройте глаза и, слушая музыку Петра Чайковского, представьте главных героев. Какие они? Потом мне расскажете.

(Звучит музыка Петра Чайковского из цикла «Времена года» ч.3)

Учитель шепотом:

- Дед Кокованя и Даренка сидят у печки. Рядом свернулась калачиком кошка Муренка. Они сидят и смотрят на огонь. Тихо и спокойно.

(Ребята делятся впечатлениями).

- Почему я включила именно такую музыку?

- Ребята, а почему Коковане и Даренке так хотелось увидеть Серебряное копытце? (Дать подумать)

- Я никак не могу определиться, может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни, и зажить богато?

- Почему все-таки произошло чудо с Даренкой и Кокованей?

- Давайте дадим характеристику Даренке и Коковане. Охарактеризуем главных героев (Кокованю и Даренку) по следующему плану в таблицах, которые лежат у вас на партах.

Заполняйте таблицы ручкой по следующему плану в парах:

Даренка

Кокованя

1. Семейное положение.

Сирота

1. Семейное положение.

Одинокий

2. Внешность

По шестому году, маленькая, носишка пуговкой.

2. Внешность

Старик большой да бородатый.

3. Характер

Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту.

3. Характер

Веселый, ласковый,  добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту.

4. Чем занимается

В избе прибирала, похлебку да кашу  варила, кукле платье шила, любила сказки слушать.

4. Чем занимается

Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать.

- Для раскрытия пункта «черты характера» вам в помощь на доске записаны слова, которые могут вам пригодиться при характеристике героев. Можете их использовать:

Эгоистичный, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, самолюбивый, справедливый, простой, внимательный, жадный.

- Кто готов прочитать свою характеристику Даренки и Коковани по пунктам? (2 человека).

- Что общего вы заметили в их описании?

(одинокие, ценят красоту, природу).

+ Опишите волшебных животных.

Кошка Муренка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.

Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стоках поедает, шерстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом.

10. Вывод

Таким образом, ребята, вы видите, что в сказах герои выдуманные и реальные, настоящие, живущие среди нас, чем-то похожие на нас.

И у рассказчика свое отношение к ним.

- Как вы думаете, что нравится автору в характере Даренки?

- А что понравилось Коковане в ней?

Ответить на этот вопрос вам может помочь отрывок из мультфильма «Серебряное копытце» режиссера Г.Сокольского по сценарию Г.Сапгира.

Эпизод очень серьезный, вдумайтесь в него.

Отрывок из мультфильма, в котором Даренка спрашивает Кокованю: «А ты убьешь его?»

- Так что же Коковане могло понравиться в Даренке?

(Он увидел в ней черты, близкие его душе: доброту, любовь к природе, ожидание чуда).

- Какие черты характера главных героев близки вам  или вы хотели бы их иметь?

- Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

11.Учащийся

Добрый волшебник с Урала,
Павел Петрович Бажов,
Чтоб нам грустно не стало,
Сказочный отпер засов.
Только засов отворился,
В сказку открылася дверь:
Запах лесов заструился, -
В мир ты волшебный поверь.
Чтоб Огневушка смешная
К кладам открыла нам путь,
Или змея голубая, -
Книги прочесть не забудь.

12.  Домашнее задание

– Я думаю, вам захотелось узнать об остальных героях Бажова?  Домашние задание – прочитать сказ Бажова «Малахитовая шкатулка».

13. Рефлексия

- Что нового вы узнали на уроке?

- Появилось ли желание прочитать другие сказы Бажова?

- Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка-камушка. А на доске изображение покосного ложка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте голубой, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями.

- Всем спасибо!

Использованная литература

Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение/ М.В. Голованова, О.Ю. Шарапова. – М.: Дрофа, 2005. – 176с.