Цель: определить нравственное кредо Бажова, познакомиться с его творчеством.
Задачи:
- проверить знание произведения Бажова «Серебряное копытце»;
- знакомство с биографией Бажова;
- совершенствовать навык беглого чтения;
- работа над жанром «сказ»;
- обогащать словарный запас;
- развивать внимание учащихся;
- учить составлению портретной характеристики героев;
- воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.
Оборудование: учебник «Родная речь» (авторы: М.В.Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова), портрет П.П. Бажова, детские иллюстрации к сказу «Серебряное копытце», диск с музыкой П. Чайковского «Времена года», компьютер, ММ проектор, экран, диск с мультфильмом «Серебряное копытце» режиссера Г. Сокольского по сценарию Г. Сапгира.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока.
3. Работа с портретом писателя.
4. Биография Бажова.
5. Работа с жанром «сказ».
6. Проверка домашнего задания
7. Словарная работа.
8. Выборочное чтение сказа.
9. Работа над портретной характеристикой.
10. Вывод.
11. Стихотворение о творчестве Бажова.
12. Домашнее задание к следующему уроку.
13. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
Еле шорохом шурша
В класс заходит тишина.
На стульях сидят шалунишки,
Листают волшебные книжки.
Ожидание чуда, благости
Всех коснется к общей радости.
Тихо, тихо, чуть дыша,
Входит сказка не спеша.
2. Постановка цели урока
Вы поняли, наверное, что сегодня мы с вами заглянем в сказку. А в какой именно вы назовете, посмотрев отрывок мультфильма, и скажете его название и автора произведения, по которому создан мультфильм.
(Бажов «Серебряное копытце»).
3. Работа с портретом писателя
Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума – словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.
Мы с Соней приготовили для вас сюрприз: замечательные строки об этой книге.
Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Даренка, Данилушко, искусница Катюша, но рядом с обычными – сказочные: Медной горы Хозяйка, ящерки, Великий Полоз.Мы держим с тобою, приятель, в руках
«Уральские сказы» о дивных горах.
Здесь много случалось историй.
Тут были и радость, и горе.
Озера и реки здесь – как зеркала,
Нам песню споет пожилая ветла
И много расскажет нас басен
Уральский лес чуден, прекрасен.
А горы до неба почти достают,
Красива природа – покой и уют.
И добрые люди здесь сказки хранят,
Которые о волшебстве говорят.
4. Биография Бажова
- Что вам известно об этом писателе?
(1 ребенок рассказывает биографию Бажова)
Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его отец был опытным мастером, а мать писателя была искусной кружевницей. В 20 лет Бажов начал работать учителем. Он много путешествовал по Урал. Изучал окружающий мир, беседовал с рабочими, записывал разговоры и рассказы.
- С какими еще произведениями Бажова вы познакомились самостоятельно?
- Что общего во всех его сказах?
5. Работа с жанром «сказ»
Читая произведение на прошлом уроке, мы с вами споткнулись на определении жанра. Не сказка, а сказ. Я просила вас найти в словаре литературоведческих терминов определение сказа.
Сказ – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведется повествование, например, сказы «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажова, произведения Шергина.
- Молодцы, ребята. А я вам на доске написала подсказку:
Сказ – рассказ – сказка.
- Назовите еще слова с таким же корнем.
(сказочник, рассказывать, присказка, подсказка).
-Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.
Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события.
Получается, что в сказе сочетаются жанры сказа и рассказа.
«Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову.
6. Проверка домашнего задания
- Дома вы перечитали сказ Бажова «Серебряное копытце». Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст.
У вас на партах листочки с буквами а, б, в. Это варианты ответов. После того как вы услышите вопрос, необходимо быстро поднять нужный вариант ответа. (Проверка после каждого ответа).
ТЕСТ:
- Как звали отца Даренки?
А) Григорий
Б) Георгий
В) Гаврила
- На какой ноге у козлика серебряное копытце?
А) на левой передней
Б) на правой передней
В) на задней правой
- Кошка Муренка была
А) белая
Б) серая
В) бурая
- Сколько раз Серебряное копытце показался Даренке?
А) 1
Б) 2
В) 3
- На покосном ложке люди еще долго находили камни. А большинство камней какого цвета?
А) голубого
Б) розового
В) зеленого
7. Словарная работа
Во время чтения сказки нам встретились непонятные слова. Найдите в словаре учебника значение слов, записанных на доске:
Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание)
Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь
Пособник – помощник
Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством)
Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы
Очаг - устройство для разведения и поддерживания огня
Горюн – горевать
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи
Балаган – временная легкая деревянная постройка
Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет
Душной – запах, идущий от животного
Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег
Покосные ложки – широкий, длинный овраг (покосы в оврагах).
8. Выборочное чтение сказа
Сейчас мы с вами еще раз насладимся языком сказа Бажова, но уже выборочно. Я буду показывать иллюстрации, нарисованные вами дома, а вы быстро найдете в тексте отрывок к иллюстрации и выразительно прочитаете его.
9. Работа над портретной характеристикой
- Назовите главных героев сказа.
- Закройте глаза и, слушая музыку Петра Чайковского, представьте главных героев. Какие они? Потом мне расскажете.
(Звучит музыка Петра Чайковского из цикла «Времена года» ч.3)
Учитель шепотом:
- Дед Кокованя и Даренка сидят у печки. Рядом свернулась калачиком кошка Муренка. Они сидят и смотрят на огонь. Тихо и спокойно.
(Ребята делятся впечатлениями).
- Почему я включила именно такую музыку?
- Ребята, а почему Коковане и Даренке так хотелось увидеть Серебряное копытце? (Дать подумать)
- Я никак не могу определиться, может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни, и зажить богато?
- Почему все-таки произошло чудо с Даренкой и Кокованей?
- Давайте дадим характеристику Даренке и Коковане. Охарактеризуем главных героев (Кокованю и Даренку) по следующему плану в таблицах, которые лежат у вас на партах.
Заполняйте таблицы ручкой по следующему плану в парах:
Даренка |
Кокованя |
---|---|
1. Семейное положение. Сирота |
1. Семейное положение. Одинокий |
2. Внешность По шестому году, маленькая, носишка пуговкой. |
2. Внешность Старик большой да бородатый. |
3. Характер Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту. |
3. Характер Веселый, ласковый, добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту. |
4. Чем занимается В избе прибирала, похлебку да кашу варила, кукле платье шила, любила сказки слушать. |
4. Чем занимается Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать. |
- Для раскрытия пункта «черты характера» вам в помощь на доске записаны слова, которые могут вам пригодиться при характеристике героев. Можете их использовать:
Эгоистичный, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, самолюбивый, справедливый, простой, внимательный, жадный.
- Кто готов прочитать свою характеристику Даренки и Коковани по пунктам? (2 человека).
- Что общего вы заметили в их описании?
(одинокие, ценят красоту, природу).
+ Опишите волшебных животных.
Кошка Муренка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.
Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стоках поедает, шерстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом.
10. Вывод
Таким образом, ребята, вы видите, что в сказах герои выдуманные и реальные, настоящие, живущие среди нас, чем-то похожие на нас.
И у рассказчика свое отношение к ним.
- Как вы думаете, что нравится автору в характере Даренки?
- А что понравилось Коковане в ней?
Ответить на этот вопрос вам может помочь отрывок из мультфильма «Серебряное копытце» режиссера Г.Сокольского по сценарию Г.Сапгира.
Эпизод очень серьезный, вдумайтесь в него.
Отрывок из мультфильма, в котором Даренка спрашивает Кокованю: «А ты убьешь его?»
- Так что же Коковане могло понравиться в Даренке?
(Он увидел в ней черты, близкие его душе: доброту, любовь к природе, ожидание чуда).
- Какие черты характера главных героев близки вам или вы хотели бы их иметь?
- Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
11.Учащийся
Добрый волшебник с Урала,
Павел Петрович Бажов,
Чтоб нам грустно не стало,
Сказочный отпер засов.
Только засов отворился,
В сказку открылася дверь:
Запах лесов заструился, -
В мир ты волшебный поверь.
Чтоб Огневушка смешная
К кладам открыла нам путь,
Или змея голубая, -
Книги прочесть не забудь.
12. Домашнее задание
– Я думаю, вам захотелось узнать об остальных героях Бажова? Домашние задание – прочитать сказ Бажова «Малахитовая шкатулка».
13. Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке?
- Появилось ли желание прочитать другие сказы Бажова?
- Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка-камушка. А на доске изображение покосного ложка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте голубой, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями.
- Всем спасибо!
Использованная литература
Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение/ М.В. Голованова, О.Ю. Шарапова. – М.: Дрофа, 2005. – 176с.