Цели урока:
- повторить признаки прилагательного и глагола; дать понятие о причастии;
- познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; формиро-
- вать умения различать причастия и прилагательные, находить причастия в
- художественных произведениях.
Оборудование: высказывания великих учёных о причастии, раздаточные материалы, таблицы, цветные мелки, шар.
Ход урока.
I. Организационный момент. Психологическая установка.
II. Актуализация прежних знаний учащихся о глаголе и прилагательном. ( ученики называют признаки прилагательного и глагола).
Прилагательное | Глагол |
обозначают признак | действие |
род | вид |
число | время |
падеж | возвратность |
могут иметь определяемое слово | зависимое слово |
III. Объяснение нового материала.
- Сегодня мы с вами будем говорить об особой форме глагола, которая называется причастием. Что говорят о причастии наши великие учёные В.И.Даль, М.В.Ломоносов.
(Ученик читает с доски высказывания В.Даля, М.Ломоносова).
«Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного» В.И.Даль.
«Они, глагольные имена, служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». М.В. Ломоносов.
- Ребята, следите за ходом объяснения нового материала и в конце урока ответите на вопрос, какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие.
- Вот у меня в руке шар. Назовите признаки шара по форме, величине, цвету.(круглый, маленький, светлый).
-Какие части речи употребляем для этого? (имена прилагательные)
- Что мы можем сказать об этих прилагательных? Какие признаки предмета они обозначают: постоянные или временные? (постоянные).
- Произведём некоторые действия. Какие признаки по действию приобретает шар? (летящий, падающий, опускающийся, лопнувший)
Постоянные эти признаки или нет?
- Нет, летящий шар-шар, который летит сейчас, в настоящее время. Причастие можно заменить сочетанием местоимения «который»+глагол, от которого образовано причастие.
Подобной замены с прилагательным делать нельзя. Проводим словообразовательный разбор и определим, от каких слов образованы слова круглый (круг), летящий (лететь).
-Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным? (Причастие обозначает временный признак по действию, он не является постоянным)
- Какую часть речи поясняет прилагательное, причастие? Как изменяются?
-Причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам, падежам.
IV. Работа с таблицами, примерами.
На доске примеры из стихотворений.
1.
Мы тронулись. Как тихо! И плывёт
Луна в мерцающей лазури.
( «Буря» М.Джалиль)
2.
Не спастись мольбою, если враг
Нас возьмёт в железный плен оков
Но не быть окован на руках
Саблей поражающих врагов.
(«О героизме» перевод А. Шпирта )
Задание классу: найти и определить из строк стихотворений род, число, падеж, время, и вид причастий.
(Ученики находят причастия: мерцающей- ж.р., ед.ч., П.п., наст. вр., несов.в. поражающих- мн.ч., наст. вр., несов. в. )
Физкультминутка.
(Учитель называет слова, ученики делают зарядку. Если это прилагательное, ученики делают наклон налево, глагол - направо, причастие - вперед, сомневаются - круговое дви-жение)
Голубой, рисует, пишущая, спелая, дремучий, решает, говорит, желтеющие, белеть, пахнущий, сидящий, чудесная, уехал, синея.
-На доске таблица со словосочетаниями.
Зимующие птицы | Бушующее море |
Зимняя дорога | Зеркальная поверхность |
Раскрытая книга | Свежие семена |
(Ученики должны найти словосочетания причастие + существительное; прилагательное + существительное)
V. Закрепление.
1. Письменная работа по вариантам. Выписать:
I вариант- предложения с причастиями;
II вариант- предложения с прилагательными, определить род, число, падеж.
- Перед первооткрывателями открылась чудесная картина.
- На скамейке сидел дремлющий старик.
- Колба быстро наполнилась летучим газом.
- Летящая стая птиц повернула к лесу.
- Горячее молоко надо пить небольшими глотками.
- От горящего полена шло тепло.
- Поляна была покрыта жёлтыми листьями берёз.
- Над водой поднялась пара встревоженных уток.
- Участники поездки слушали лекции на интересующие их темы.
- У этой птицы оригинальный по окраске воротник.
2. Буквенно-цифровой диктант. Учитель читает словосочетания, ученики записывают буквами под цифрами, где 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10-номера примеров;
о-особая форма глагола;
п-прилагательное;
г-глагол
1).Гудящий шум; | 6) колосистая рожь; |
2) талантливый ученик; | 7) убирается в комнате; |
3) моет пол; | 8) скачущий всадник; |
4) седые волосы; | 9) белый снег; |
5) чернеющая смородина; | 10) дремлющий старик. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
о | п | г | п | о | п | г | о | п | о |
Проверка работ:
2ошибки-«4»
4ош.- «3»
более-«2».
Ученики сами себе ставят оценки.
VI. Подведение итогов. Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока.
-Итак, какую «силу имени» прилагательного имеет причастие?
Ученики делают вывод о признаках прилагательного у причастия, указывают на общее и различия в их грамматических признаках.
Мы выяснили, что причастия имеют признаки и глагола, и прилагательного; изменяются по родам, числам и падежам, имеют вид, время.
Учитель обращается к детям:
-Ребята, сегодня вы оценивали себя сами. Выведите средний балл.
Выставление оценок за урок (комментарий учителя).
Домашнее задание: всем-упр. 240,
I вариант-вспомнить и записать пословицы и поговорки с причастиями,
II вариант- название книг, фильмов, где употреблены причастия.