Музыкальный фольклор как средство развития музыкального слуха на уроках сольфеджио в младших классах ДМШ

Разделы: Музыка


«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из изысканной высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор».
Г.С.Виноградов,
крупнейший исследователь детского фольклора.

Среди различных вопросов музыкального воспитания, одним из важнейших является вопрос о приобщении детей к народному музыкальному  искусству. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок получает первые представления о культуре, в том числе и музыкальной, о народной песне.

Природа, быт, обычаи нашли широкое отражение в музыке и устном народном творчестве русского народа. Воспитывая у детей любовь к произведениям музыкального народного творчества, я даю им возможность слушать народную музыку (в аудиозаписи), петь народные песни, прибаутки, народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.

Н.Я.Брюсова, внёсшая много ценного в музыкальное воспитание, в качестве начального этапа занятий, рекомендовала обращаться именно к русской народной песне: «Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка народу, от его народной песни».

Детский музыкальный фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит его фантазию. Творчество обогащает личность, уроки становятся интереснее, содержательнее. Музыкальные вкусы учащихся младших классов только формируются, поэтому, если с самого раннего возраста ребёнок поёт, слушает русские народные песни, танцует, играет под эту музыку, его слух осваивает её мелодические интонации.

Использование на уроках сольфеджио детского музыкального фольклора, русских народных песен, мелодий и т.п. воспитывает интерес и любовь к русской народной культуре. На основе использования РНП (здесь и далее - русская народная песня) можно воспитать у учащихся ладогармонический слух, развить самостоятельное музыкальное мышление. На основе пения, слухового анализа можно научить детей раскрывать содержание музыкального произведения.

На занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, поэтому их и называют народными.

Произведения русского музыкального народного творчества, используемые в работе со школьниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Детям младших классов даю коротенькие прибаутки, песенки, плясовые мелодии. Многие народные песни использую в качестве распевок и в старших классах. Дети слушают (в аудиозаписи) игру оркестров русских народных инструментов, произведения в исполнении русских народных хоров. Когда в курсе музыкальной литературы начинаем изучать народную песню, то сталкиваемся с узостью кругозора детей в этой области. Изучение же народных песен на уроках сольфеджио помогает расширению кругозора учащихся.

1 класс

Надо сказать, что РНП  очень сложна для исполнения: широкие распевы, большие скачки на сексту, октаву, смена ритма и темпа, изменение ладотональности, часто песня начинается в миноре, а заканчивается в мажоре, и наоборот. Русские, часто и украинские, песни отличаются большим диапазоном. Всё это надо учитывать на первом этапе обучения, где дети получают, прежде всего, общее представление о выразительности музыкального языка, затем постепенно знакомятся со средствами музыкальной выразительности.

Напевы ярких и разных песен легко осознаются учащимися как контрастные по настроению. Например: № 1 «Со вьюном я хожу», № 2 «Акулинка», № 3 «Дыбы, дыбы», № 4 «Колыбельная».

(Здесь и далее все примеры находятся в Приложении 1.)

Необходимо при этом обратить внимание учащихся на разницу в их темпах.

На коротких попевках (из 2-х - 3-х – звуков) удобно развивать понимание мелодической линии напева (вверх, вниз, повторность, поступенное движение, широкие скачки). Можно также движением руки показать направление этой мелодии. Для этой цели можно использовать прибаутки, считалки. Например: из 2-х-3-х звуков

№ 5 «Не летай, соловей»,  № 6 «Прошли святки», № 91 «Дударик», № 7 «Сорока, сорока» № 8 «Дон – дон».

А также мелодии, охватывающие мажорный тетрахорд (восходящий или нисходящий):

№ 9 «Светит солнышко»,  № 10 «Галя по садочку ходила», № 11 «Как под горкой», № 12 «Пойду в зелёный сад», № 4 «Дыбы – дыбы», № 98 «Шла коза по лесу» (игровая).

Эти короткие попевки могут служить материалом для устных диктантов.

Для слушания можно использовать более сложные мелодии.

Например: № 13 «Летал голубь», № 14 «Я посеяла ленку», № 15 «А мы просо сиялы».

Сжатая, лаконичная форма народной песни очень удобна для знакомства со строением мелодии. Это и различное количество фраз (равных и неравных по длине), повторного и варьированного строения с запевом и припевом, без припева и т.д.

Например: одинаковые фразы - № 16 «На зелёном лугу», № 2 «Акулинка»;запев, припев - № 17 «Во поле берёза стояла», № 18 «Как у наших у ворот».

Для слушания:разные фразы № 19 «За морем синичка жила», № 20 «Вот во поле сосёнушка».

варьированные фразы № 21 «У меня во садочке», № 22 «Около сырого дуба».

повторного строения № 23 «Пойду ль я, выйду ль я», № 24 «Дождик»;

запев, припев: № 14 «Я посеяла ленку», № 25 «Как под наши ворота».

Совершенно необходимо анализировать строение каждой разучиваемой песни, так как это поможет учащимся при восприятии более сложной формы музыкальных произведений. Для более лёгкого восприятия фраз можно использовать переклички. Например, первую и третью фразы поёт педагог (или 1-й ряд), вторую и четвёртую фразы ученики (или 2-й ряд).

Можно создавать сколько угодно вариантов перекличек.

Очень важно воспитать с 1-го класса распевность: звуки пропевать активно, а не только слегка касаясь их голосом. Имея в виду воспитание распевности ещё до знакомства с размером, надо объяснить сравнительную протяжённость звуков во времени более долгих и более коротких звуков.  Начинать можно с четвертей или восьмых в прибаутках, песенках, где на каждый слог приходится только один звук. Например: № 26 «Андрей – воробей», № 8 «Дон – дон», № 27 «Дедушка – Ермак», № 28 «Приди, приди, солнышко», № 24 «Дождик».

Хлопками, ударами о стол можно отмечать длительность звуков (та, ту - долгие, ти-ти – короткие). Можно их записать, чтобы учащиеся поняли, что характер и настроение песни зависит от ритма:


Рисунок 1

Я использую для этого карточки.


Рисунок 2

Начинаем с простых ритмических фраз, встречающихся в песнях.


Рисунок 3

Чтобы сохранить интерес к урокам, сосредотачиваю внимание детей на изобразительности звука, музыкальной фразы.

Сравниваю звук, фразу, ритм с каким-либо действием: бегом лошадки, стуком дождя, криком кукушки и т.п.

Детям нравится игровая форма работы: выложить карточками ритм знакомой песни, а затем спеть, простучать (на шумовых инструментах, металлофоне). Например:


Рисунок 4

У детей постепенно вырабатывается умение простучать ритм в доступных произведениях, если для развития ритмического слуха используются наглядные пособия, ритмические карточки, ритмические кубики, музыкально-ритмические движения (игры, упражнения, игра на шумовых инструментах). Например: Т.Стоклицкая «100 уроков сольфеджио для самых маленьких» ч.1, М., «Музыка» 1998.- игра «Ванька-встанька»(стр. 40), игра «Дразнилка» (стр. 43), работа с оркестром шумовых инструментов (стр. 43, 57).

Начинаем с четвертной, так как она – основа движения большинства песен (пульс). Её можно отмечать движением руки. Например: № 29 «Котик», № 30 «А баюшки, баю», № 31 «Трудовая припевка».

Ощущение основной доли движения, даёт возможность перейти к знакомству с 2-х  дольным и  3 дольным размером, затактом.

Например: закрепляем понятия сильной и слабой доли.

Для пения: №  20 «На горе - то калина», № 33 «У кота воркота», № 34 «Калёда».

Для слушания: № 21 «Пойду я в зелёный сад», № 23 «Пойду ль я, выйду ль я», № 24 «Дождик».

Ритмическая запись, прохлопывание ритма песни – это подготовительный этап к записи диктантов (мелодий). Тактирование оказывает большую помощь при записи мелодий, помогая легче заметить, где ставить тактовую черту, а также, сколько звуков приходится на каждую долю. В качестве примера можно использовать песни: № 35 «Лепёшки», № 30 «А баюшки, баю», № 36 «Ой, звоны звонят».

Знакомство с ладом начинается с показа двух песен одинакового характера и даже словесного содержания. Например: № 37 «Со вьюном я хожу», № 1 «Со вьюном я хожу».

Музыкальные мысли как бы излучают различный свет – яркий (мажорный), тёмный (минорный).

Для сопоставления мажора и минора используем песни:

для пения № 2 «Акулинка», № 5 «Не летай, соловей», № 38 «Ходит зайка»;

для слушания: № 1 «Со вьюном я хожу», № 37 «Со вьюном я хожу», № 39 «Ой, дудки вы, дудки», № 40 «Как по морю».

Ладовой принцип устойчивости и неустойчивости звуков легко можно выявить при разборе музыкальных фраз со стороны их законченности и незавершённости. При этом особенно ярко выступит Тоника, как самый опорный, устойчивый звук. Им чаще всего заканчивается вся песня. Устойчивое окончание фраз можно показать на примере песен:

в мажоре для пения: № 41 «Ходит Илья», № 42 «Бояре», № 4 «Дыбы-дыбы», № 43 «Как на тоненький ледок»;

в миноре: № 40 «Как по морю», № 39 «Ой, дудки вы, дудки», № 17 «Во поле берёза стояла», № 15 «А ми просо сiяли»;

для слушания: № 44 «Ай, на горе дуб», № 45 «Рябина», № 46 «Иванчику – билоданчику».

Движение мелодии по звукам тонического трезвучия есть в песнях:

№ 43 «Как на тоненький ледок», № 39 «Ой, дудки вы дудки».

Из неустойчивых звуков сначала выделяем вводные ступени:

например - № 2 «Акулинка», № 43 «Как на тоненький ледок», № 32 «На горе – то калина».

В 1-м классе учащиеся поют главным образом по слуху и в основном одноголосные песни. Во втором полугодии можно предпринять первые шаги к двухголосному пению. Это обостряет слуховое влияние учащихся, воспитывает чувство ансамбля. На данном этапе второй голос (подголосок в первом голосе) исполняет педагог. Желательно, чтобы наиболее продвинутые учащиеся к нему присоединялись.

Подголосок должен быть крайне простым: вести параллельное движение в терцию, эпизодический характер. Например: № 16 «На зелёном лугу», № 36 «Ой, звоны звонят», № 47 «Колида».

Хорошее исполнение двухголосной песни возможно только при условии чистого пения мелодии песни. Поэтому в самом начале обучения учащихся пению одноголосной песни, педагогу приходится обращать особое внимание именно на эту сторону исполнения, как основе самостоятельного исполнения многоголосных песен.

2 класс

Во втором классе продолжается дальнейшее знакомство с народной песней. На каждую изучаемую тему можно подобрать примеры из народной музыки.

Ритмическая группа


Рисунок 5

используются песни:

№ 48 «Вдоль да по речке», № 97 «Ишли дивки», № 49 «Подружки», № 50 «Уж я молода».

Другая ритмическая группа


Рисунок 6

в песнях:

№ 51 «Пойду лук я полоть», № 52 «Королёк», № 53 «Ой, черёмуха».

При разучивании прохлопываем ритм и поём, прорабатываем ритмическую группу, например, ритмослогами:


Рисунок 7

Во втором классе начинается работа над овладением минорной гаммы трёх видов.

На начальном этапе особенно хорошо должны быть освоены вводные ступени минора – натурального и гармонического. Натуральный минор закрепляем в песнях:

№ 54 «Уж ты, зимушка-зима», № 96 «Дивка Явдошка», № 45 «Рябина».

Гармонический минор -  в песнях: № 55 «Коробейники», № 56 «Люли, мои люли», № 57 «Взяв бы я бандуру».

В народных песнях иногда чередуется 7 и 7 повышенная ступени.

Например: № 1 «Со вьюном я хожу», № 58 «Ой, на гори калына».

Для показа мелодического минора можно использовать песни: № 59 «Не будите меня, молоду», № 95 «Ясно солнышко», № 60 «Гей, волошин».

В некоторых песнях сопоставляются два лада, и знакомство с ними ещё лучше поможет познакомиться с ладами, их окраской.

Очень важно услышать и ощутить взаимоотношение параллельных тональностей, различие в окраске двух общих для них устойчивых звуков, уметь « переключиться» с 3-ей и 1-й ступеней мажора на 5-ю и 3-ю ступени минора.


Рисунок 8

Для объяснения параллельных тональностей в качестве примера используем песни: № 61 «Посею лебеду», № 62 «Ой, где ж ты идёшь, человеченька?», № 52 «Королёк», № 53 «Метелица».

В третьем классе к этим песням можно вернуться для знакомства с понятием переменный лад.

Знакомство с интервалами на народных песнях можно в следующем порядке:

чистая квинта 1-5 ст.,

большая терция 1-3 ст. в мажоре,

малая терция 1-3 в миноре,

чистая кварта 5-1 ст.,

большая секунда 1-3 ст.,

малая секунда 7-1 ст. в мажоре.

Особенно часто в народных песнях встречается ч5 (чистая квинта). Этот интервал является основой русской народной музыки.

ч5 – в песнях № 63 «Как у наших у ворот», № 90 «Весёлые гуси», № 91 «Масленка».

б3 в песнях: № 18 «Как у наших у ворот», № 36 «Ой, звоны», № 91 «Дударик», № 64 «Прошли святки».

м3 в песнях: № 92 «А баю, баю», № 93 «Ой, що ж то», № 56 «Люли, мои люли».

ч4 в песнях:  № 69 «Ах, вы сени», № 94 «Два пивники», № 70 «А баю, баю»;

б2 в песнях: № 66 «Все мы песни перепели», № 4 «Дыбы, дыбы», № 67 «Журавель», № 68  «Люли».

м2 в песнях № 71 «Солнышко», № 99 «Блины», № 2 «Акулинка».

Во втором классе осуществляется переход к самостоятельному пению на два голоса. Главная задача педагога заключается в развитии у учащихся способности и навыка слушать и слышать. Это внимательное отношение к созвучию они научаться сохранять и дальше, приобретут сознание необходимости подлаживать голоса к друг другу, и не будут бояться сбиться. Это также выработает способность самостоятельно «сочинять» подголоски к песне.

Чтобы лучше осуществить возможность вслушивания в совместное звучание, песни для двухголосного исполнения предлагаются медленного темпа, спокойного характера. Например:

№ 37 «Со вьюном я хожу», № 40 «Как по морю», № 47 «Колида», № 72 «Ой, щедровка щедровала», № 73 «Из-за леса ясный сокол вылетает», № 74 «Ой, на дворе дождь», № 57 «Взяв бы я бандуру».

3 класс

В третьем классе продолжаем работу над интервалами. К уже изученным интервалам, добавляются секста и септима:

м6 встречается в песнях: № 54 «Уж ты, зимушка-зима», № 89 «Ой, не свiти»,

б6 в песнях: № 75 «Степь да степь кругом», № 32 «На горе-то калина», № 76 «Во кузнице»

м7 в песнях: № 77 «Ах, ты ноченька».

При изучении этих интервалов на примерах песен необходимо обращать внимание учащихся на окраску каждого интервала, что в последствии поможет при определении интервалов на слух.

Изучение интервалов на примерах народных песен – простых и доступных по мелодическому рисунку, но ярких и выразительных по содержанию,- способствует усилению интереса детей, активизации их внимания в процессе изучения теории музыки.

В третьем классе начинаем изучать обращение тонического трезвучия. Гармоническое звучание секстаккорда и квартсекстаккорда удобно демонстрировать на примерах из классической музыкальной литературы. Мелодическое звучание этих аккордов лучше всего показать на примерах песен, в том числе и народных. Так, ход мелодии по тоническому трезвучию встречается в песнях: № 43 «Как на тоненький ледок», № 78 «Подоляночка», № 79 «А мы просо сеяли»;

Т6 – в песнях: № 79 «А мы просо сеяли», № 80 «Над полями»,

Т6/4 – в песнях: № 81 «Перепёлочка», № 82 «Занялася заря расписная», № 83 «Заспиваймо писню веселеньку», № 84 «Среди долины ровныя».

В третьем классе в 2-х голосном пении можно переходить к песням оживлённого характера. При этом второй голос становиться мелодически более развитым. Учащиеся знакомятся с тремя типами голосоведения -  прямым, противоположным, косвенным. Предлагаемые песни можно использовать и для изучения ритмических групп


Рисунок 9

№ 85 «При долинушке» № 86»Масленая», № 87 «Тонкая, гибкая досточка», № 88 «Йихав козак за Дунай», № 20 «Во поле сосёнушка».

В 3-м классе можно начинать подбирать подголоски к разучиваемым песням. Помимо практической пользы, громадную ценность это имеет ещё и потому, что вызывает интерес к работе, повышает активность учащихся.

Народную песню можно также использовать и в качестве диктанта – устного и письменного, для подбора. Хорошим упражнением для развития ладового чувства будет сольфеджирование знакомых песен, перед которым необходимо проанализировать мелодическое движение песни.

Народная песня – это ценный художественный образ. Чтобы осознанно воспринимать напев, необходимо направить своё внимание на его строение по фразам, на характер движения, ладовую структуру и т.д. Подходить осмысленно к тому или другому средству её выразительности следует, учитывая уровень слухового развития учащихся, лучше всего в процессе работы над её исполнением. Немаловажное значение в развитии интереса к народной музыке имеют различные педагогические приёмы, которые побуждают детей думать о музыке, находить ответы на свои вопросы самим, высказываться о ней.

Программный репертуар учитывает разнообразие песенных жанров. Здесь представлены детские игровые песни, календарные, хороводные, протяжные и т.д.

Белгородчина – одна из ярких областей России, сохранившая традиции в их самобытной форме. Но, к сожалению, дети и молодежь мало знакомы с национальной культурой, с родным музыкальным языком.

Поэтому в данный программный репертуар включены песни Белгородской области, а также украинские народные песни, отражающие национальные особенности нашего села. Включение музыкального фольклора в содержание занятий не могло не отразиться на детях: они узнали много нового о народном искусстве – русском, украинском.

Русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемые мною в работе с детьми, развивают у детей художественный вкус, дают возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений. А также более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь то песня, прибаутка или игра. Народные песни пробуждают чувство любви к природе, родному языку, родной музыке.