Тема урока: Происхождение и оценка бурь, ураганов и смерчей (Приложение, слайд №1)
Цель урока:
- сформировать представления о стихийных бедствиях: ураганах, смерчах, бурях;
- познакомить с причинами образования стихийных бедствий, выявить районы их распространения;
- продолжить обучение учащихся работе с дополнительными источниками знаний (словари, справочной литературой, научно-популярной литературой), отбирать информацию нужного содержания;
- познакомить с мерами предосторожности в случае стихийных бедствий.
Оборудование: физическая карта мира, кинофрагмент « Ураганы, смерчи», выставка книг, карты атласа, контурные карты.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Целевая установка урока с постановкой целей и задач урока (Приложение, слайды №2, №3).
Учитель географии: Сегодня на уроке мы познакомимся со стихийными бедствиями, происходящими в атмосфере. Каждый из вас может быть подвержен этим стихийным явлениям, и чтобы обезопасить свою жизнь, вам понадобится та информация, которую вы получите на уроке.
П. II. Изучение нового материала
Учитель географии: Погода и климат
влияют на жизнь человека двояко: жестко и
драматично, оставляя следы своего воздействия на
земной поверхности, или почти неуловимо, тонко.
Во все времена люди проклинали бури и ураганы,
приносившие колоссальный ущерб, уносившие сотни
и тысячи человеческих жизней. И всегда
наслаждались теплом ранней весны, благодарили
природу за долгожданные дожди, необходимые для
будущего урожая. Мы сегодня на уроке коснемся
только лишь негативных природных явлений. Но
прежде чем говорить об этих явлениях, вернемся к
истории в далеком прошлом.
1-й учащийся: (рассказ о попытках первобытных людей управлять погодой) Во все времена люди проявляли интерес к погоде. Вначале они пытались управлять погодой с помощью различных магических заклинаний. Позднее капризы погоды стали приписываться воле и действию богов. Человек думал, что иногда его деятельность не угодна богам и вызывает их гнев. Первыми метеорологами были колдун первобытных племен. Они являлись как бы посредниками между соплеменниками и богами. В их обязанности входило вызывание каких-либо необходимых для них явлений, или наоборот, они старались утихомирить разбушевавшуюся стихию. Колдуны применяли своеобразные методы и приемы, основанные на принципах раздражительной магии. Они выкрикивали определенные слова, словосочетания, имитировали определенные явления, жестами изображали природные явления и даже подражали завыванию ветра. Когда раздражительная магия не оказывала ожидаемого действия, колдуны прибегали колдуны к приемам чувственной магии. Выражение ее у разных племен было различным, но суть одна. На ровной площадке, например, в центре поселения, где совершались ритуальные обряды, вырывали яму. В нее помещали какое-либо домашнее животное. Животное зарывали в землю до головы. В ухо вливали горячую воду, масло с различными ароматическими веществами. От боли бедное животное начинало выть. Бог должен был услышать вой несчастного животного, заплакать , утихомирить стихию.
Учитель географии: Но давайте оставим в стороне божественную притягательность древних людей и обратимся к научным воззрениям.
2-й учащийся: В 350 году до нашей эры
Аристотель опубликовал 4 книги под названием «
Метеорология». В них собраны и обобщены все
известные к тому времени знания в области
метеорологии. Это издание в течение почти 2000 лет
верой и правдой служило руководством для
описания погоды. Ученик Аристотеля Теофраст
(Тираний) 375–385 гг. до н.э. написал книгу под
названием «Книга признаков». В ней содержатся
различные признаки. Руководствуясь ими можно
было определить некоторые метеорологические
элементы. В этой книге дано описание 45 признаков
ветра, 50 признаков шторма и многие другие явления
погоды.
Но что же представляет собой наука под названием
«метеорология»? Метеорологию нередко
называют наукой о погоде. Это наиболее простое
толкование дает четкое отражение содержания
этой науки. Слово «метеорология» происходит от
греческого «метеора», Что означает « нечто в
себе». В буквальном смысле это наука о метеорах.
Но это нередко вызывает и некоторую путаницу, так
как под метеорами иногда понимают падающие с
неба звезды или метеориты. Но метеорология – это
наука не о пришельцах из космоса. На самом деле
она изучает гидрометеоры – дождь, снег,
град, воздушные метеоры – ветер, пыльные
бури, ураганы, смерчи и т. д. Все перечисленные
метеоры или сами представляют явление погоды,
или под их действием возникают погодные явления.
Учитель географии:
Задание: Используя словарь по физической географии, выпишите в тетрадь определение понятия «метеорология». (Приложение, слайд № 4)
Учитель географии: А теперь мы конкретно перейдём к рассмотрению природных явлений, возникающих в атмосфере. Итак, что же собой представляют ураганы, смерчи, бури? Чтобы ответить на поставленный вопрос, обратимся к словарю географических понятий и терминов, найдем определение урагана, смерча и бури.
Учащиеся читают определения понятий из словаря, затем записывают их в тетради. (Приложение, слайды № 5, 6, 7 )
III. Демонстрация кинофрагмента «Ураганы и смерчи».
Перед демонстрацией кинофрагмента учащимся формулируется перечень вопросов:
1. Какова главная причина возникновения
ураганов, смерчей, бурь?
2. Какие районы земного шара наиболее
подвержены этим стихийным явлениям?
Ответы учащихся заслушиваются, обобщаются, уточняются, дополняются. (Приложение, слайды № 8, 9, 10)
3-й учащийся: (сообщение из дополнительной литературы о таком грозном явлении как смерчи) Смерчи не менее опасное природное явление, чем ураганы. Он тоже рождается в тропических широтах нашей планеты. Ежегодно Америку посещает около 900 смерчей. Тут их называют торнадо. Чаще всего они обрушиваются на территории штатов Огайо и Техас, где от них гибнет в среднем 114 человек в год. Обычно это начинается так. Ветер затихает и становится очень тихо. Потом вы видите приближение огромной мрачной тучи. Потом гремит гром. Из облака льется необычный прозрачно-зеленоватый свет, настает душный, влажный зной, дышать становиться тяжело. Внезапно температура резко падает на 15 градусов. И вдруг из-за завесы дождя начинает выходить кружащейся вал. Извиваясь, как змея, он подходит к краю тучи, затем изгибается и начинает расти вниз к земле. Навстречу ему с земли поднимается такой же столб пыли. Внутри смерча скорость ветра может достигать 100 метров и более в секунду. Диаметр смерча над водной поверхностью бывает от 25 до 100 метров, а на суше он достигает шириной до 1000 метров. Смерч образуется в том случае, когда сталкиваются две большие воздушные массы различной температуры и влажности.
Учитель географии: Существуют не только воздушные, но и водные смерчи. О водном смерче расскажет учащийся.
4-й учащийся: Большую опасность
представляют смерчи, которые возникают в
открытом море, особенно если они потом
обрушиваются на побережье. В «хобот» вихря
втягивается много воды, которая потом выливается
на побережье и затапливает окрестности. На берег
падают и все те обломки и камни, которые захватил
с собой смерч. Это происходит в одну минуту, при
совершенно безоблачной погоде.
Учитель географиирассказывает о пыльных бурях.
Для бурь характерны меньшие, чем у ураганов,
скорости ветра, и их длительность меньше, чем
длительность ураганов. Ураганные и штормовые
ветры в зимних условиях часто приводят к
возникновению снежных бурь, когда огромные массы
снега с большой скоростью перемещаются с одного
места на другое. Особенно опасны снежные бури,
проходящие со снегопадом. В этих условиях
возникают снежные заносы, нарушается движение
транспорта, связь, возможны человеческие жертвы.
Учитель географии: Давайте определим по физической карте мира районы формирования изученных стихийных явлений.
Работа учащихся с картами. (Приложение, слайд № 11)
Учитель ОБЖ: Что же определяет разрушающее действие ураганов, смерчей, бурь?
Основным показателем, определяющим разрушительное действие этих стихийных бедствий, является скоростной напор воздушных масс, который зависит от плотности воздуха и скорости его перемещения. Скоростной напор можно определить по формуле:
g = 0.5 * SV2,
где g – скоростной напор,
S – плотность воздуха (1.22 кг/м3),
V – скорость движения воздуха.
Для определения силы ветра у поверхности Земли существует шкала Бофорта. А кто такой Бофорт?
Работа с текстом учебника. Один из учащейся читает о том, что Фрэнсис Бофорт (1774–1857), английский военный, гидрограф и картограф, в 1806 году предложил оценить силу ветра по его воздействию на наземные предметы и по его волнению моря.
Учитель ОБЖ знакомит учащихся со шкалой Бофорта (Приложение, слайд №12 ). Учащиеся определяют с помощью шкалы Бофорта типичные стихийные явления, характерные для нашей местности. Учитель ОБЖ знакомит учащихся с мерами предосторожности во время стихийных бедствий (Приложение, слайд №13)
IV. Итог урока
V. Задание на дом: (Приложение, слайд №14)
1. Подготовить сообщение об ураганах и пыльных
бурях в нашей местности.
2. Разработать систему мер предосторожностей в
случае урагана в нашей местности.